д. Коптевка. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (1867)

До 1867 года в центре Коптёвки на месте, где сейчас располагается каменная, стаяла деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Историкам ещё предстоит выяснить, когда и кем она была построена, и кто служил в ней до появления нового храма. Мы же попробуем описать свои впечатления от найденных документальных свидетельств.

Начнём по порядку. Прежде чем попасть «в святая святых» историка - архив, мне посчастливилось обнаружить документ, который, в общем-то, и разбудил моё любопытство. Как часто бывает, приняв приход таким какой он есть, священник окунается в весьма специфическое интересное занятие - изучение того быта и традиции, которые сложились ещё до него. В том числе и разборка письменного «предания», передаваемого, что называется по наследству от настоятеля к настоятелю. В один из дней, посвящённых мною для вышеизложенного занятия я совершенно случайно (случай друг любопытства!) нашёл уникальную вещь. В тот момент я ощутил себя археологом. Я извлёк в слое вековой пыли среди сложенных, скомканных, временем спрессованных старинных документов «артефакт». И это на самом деле так. Моё сердце забилось сильнее при виде древности. В моих руках оказался «План и Фасады деревянной Православной Церкви существовавшей по 1865 год Гродненской губернии и уезда в селе Коптевщизне». Согласно плану это была достаточно вместительная церковь в форме трёхчастной базилики общей площадью 12 метров в ширину и 23 в длину.

С другой стороны, о том, что приход старше каменной церкви 1867 года, говорила и надпись на могиле священника Николая Омельяновича и его супруги, который умер 1846, а его жена 1831 году.

Как я уже сказал, всё это стало поводом для моего любопытства, которое привело меня в Национальный исторический архив Беларуси в г.Гродно, где я и нашёл папку с такими выходными данными - фонд 2, опись 21, дело 650.

Из прочитанного материала можно собрать в едино следующую информацию.

На тот момент имение Коптевщизна принадлежала помещику Станиславу Валицкому. Он в своё время на укрепление железными стяжками стен и усиление фундамента израсходовал 245 рублей 32 копейки серебром. И он же требовал от крестьян имения Августовка 123 рубля и 65 копеек серебром на починку церкви.

Сложно понять при чтении писем, почему, но ремонт обшивки и строительство ограды для церкви было поручено помещику имения Августовка Патрику Терентьеву Обриен де Лассию. На что тот стал отвечать прошениями и жалобами что говориться в высшие инстанции вплоть до Литовской Духовной Консистории.

В одном из таких прошений говориться, что при церкви (так написано в самом документе, видимо, имеется введу, что рядом) действовала Корчма. Кстати эта же проблема до сих пор актуальна так как и сейчас у подножия храма работает на потребу «жаждущих» магазин. Из-за того, что крестьяне Экономии (так названо в документе) в ней «по вредному навыку приостанавливаются», имение Августовка имела убыток. Такой довод представляется де Лассием с целью доказать, что этот ремонт должен делать владелец имения Коптевщизна Станислав Валицкий. Который кстати и лес свой имеет и доход с той же Корчмы. Вторым доводом (и надо сказать очень заманчивым) безутешный помещик выставил факт, что гнилость стен такая сильная, что нет смысла ремонтировать – лучше построить новый каменный храм. Ну, кто ж откажется от такого!? («Ох! – подумал я в тот момент, когда прочёл эти заветные слова, - мне бы такое предложение – священнику 21 века»). Но не тут то было.

23 апреля де Лассий отправляет прошение, адресованное Литовской Духовной Консистории, находившейся тогда в Жировичах.

28 апреля от де Лассия на гербовой бумаге на имя императора Николая Павловича просил управляющий Экономией дворянин Игнатий Викентьевич Павловский, где звучало предложение построить новый храм из дикого камня или смеси вереста на избранном священником Омельяновичем и прихожанами в деревне Сухмени месте. И даже предлагалось приписать к приходу в Коптёвке деревни Кругляны (лашский приход) и Горны (комотовский приход), чтобы крестьянам этих деревень было легче добираться до храма.

На тот момент Кругляны составляли 65 дворов, а Горны – 40. Первая деревня от Коптёвки находилась в 4 с небольшим вёрстах (около 4,5 километров), а вторая – в 3 (3,198 километра).

2 мая Гродненский Уездный судья Фома Погатин (или Лопатин, написано неразборчиво) докладывает в Гродненское Губернское Правление, что Предводитель Дворянства Каминский вместе с Земским Исправником осмотрел стены и посчитал их «столь здоровыми, что даже предположенную обшивку счёл ненужною».

9 октября Гродненский Гражданский Губернатор Доппельмайер Григорий Гаврилович выказал озабоченность Высокопреосвященнейшему Иосифу вопросом о том, как ведётся работа Духовной Консистории по рассмотрению прошения де Лассия, о чём и прислал отношение за номером 8141.

В ноябре 1841 года в докладной на имя губернатора Владыка Иосиф, архиепископ Литовский пишет, что ещё 29 июля (хотя ещё здесь не уместно, так как с момента подачи прошения де Лассием прошло 2 месяца) он со своей резолюцией отправил прошение в Консисторию. И что он предложил Консистории поспешить с принятием решения и после утверждения преосвященнейшим Михаилом, епископом Брестским уведомить Губернатора.

27 ноября Литовская Духовная Консистория дала развёрнутый ответ. Из него следует, что коптёвский священник Николай Омельянович был согласен на строительство нового каменного храма, но Епархиальное управление не дало своего благословения. Выясняется, что даже 1838 году стены храма были осмотрены Военно Уездным Начальником подполковником Фонбергом, а также уже упоминаемым Каминским в 1840 году. В результате стены признаны годными к ремонту.

Одним словом, из всех витиеватых и сложных фраз текста решения, Консистория, став на сторону Валицкого, дала такую резолюцию: стены снаружи оббить доской, и только после ремонта если господин де Лассий захочет, то может подать прошение о строительстве новой каменной церкви. О чём 3 декабря письменно и доложил Губернатору преосвященнейший Михаил, епископ Брестский.

Вся эта история современна. Тяжбы, письма, прошения. И главное – потеря времени. С апреля по начало декабря 1841 года длилось принятие решения – «а строить нам там или нет!?».

С тех пор прошло 23 года. 1864. 22 мая. День заседания Временного Губернского Комитета по сооружению и исправлению Православных Церквей в Гродненской губернии. В этот день учреждён Временный уездный Комитет для Гродненского уезда, который провёл освидетельствование состояния храмов в уезде, в том числе и в селе Коптёвщизна. Это дело (ф.845, оп.1, д. № 10, л.1-10) тоже хранится в НИАБ г.Гродно.

Один из авторов строк Акта осмотра церкви в Коптёвке – лютеранин Осип Михаэлис. Приблизительно в 1867 он собственноручно напишет на Плане деревянной церкви следующие строки: «Нижеподписавшийся дарит этот план прихожанам Коптевщизскаго прихода с прозьбою, сохранить оный для своего потомства...». А пока в 1864 он, вместе со священником коптёвского прихода Дмитрием Ястребовом и иными члены Комитета составили и пописали акт, в котором описали проблемы старинного деревянного храма.

«Деревянная церковь оказалась ветхою почему и нужно: нижние венцы в стенах заменить новыми сняв ветхую обшивку; стены выпрямить и скрепить новыми сжимами; шпиль исправить и покрыть оный листовым железом, устроить в оном стелаж для колоколов. Крышу покрыть вновь гонтом и под оною подшить новые карнизы. Потолок разломать и вновь настлать с добавлением половиннаго количества новых досок. Кирпичный пол разломать и настлать новыми досками а в Алтаре подшить досками потолок. Наружные стены, фронтоны и башню обшить новыми досками; кругом церкви сделать ограду. Дверные полотна и оконные переплеты сделать новые с надлежащими наличниками. Цоколь облицевать кирпичем на извести,... наружные стены, карнизы и наличники да и окна окрасить на масле».

Честно признаюсь, читая эти строки, я вернулся мысленно на два года назад, когда по благословению владыки Артемия стал настоятелем прихода в деревне Коптёвка. «Боже мой, - подумал я, - так это про нас. И стены, и потолок, и крыша, и самое страшное дырявый деревянный пол с «жителями подземелья», - всё это, как и 149 лет назад». Ничего не меняется, история двигается по кругу.

И далее. «Иконостас найден неблаговидной формы старый и ветхий по этому предположено сделать новый с крылосами; что же относится до церковной утвари и книг то в таковых оказался недостаток...».

Одним словом, это просто на просто капитальный ремонт, который по смете потянул на 1675 рублей и 30 копеек серебром. Но ему не суждено было начаться, так как впоследствии было принято решение о постройке новой каменной церкви, строительство которой началось в мае 1865.

Перед строительством каменного храма деревянную церковь разобрали. А из его остатков не прогнившего материала на кладбище на время стройки была сооружена часовня во имя великомученика Георгия Победоносца (Ведомость о Церкви св. Успения Божия Матери состоящей гродненского уезда, Гродненской епархии, в с.Коптевке, Гродненского благочиния за 1943 г. – из архива прихода). Туда снесли всю утварь и иконы. И пока поднимались стены нового храма, в этой маленькой часовне возносилась молитва прихожан и батюшки Дмитрия.

После того как каменный храм был освящён, и в его стенах зазвучала молитва Церкви, часовню оставили для совершения треб при кладбище. Она просуществовала до середины XX века.

При священнике Василии Красникове (1899-1971) в 1955 году в письме к уполномоченному, а так же в акте Приходского собрания отразилось общее приходское желание её разобрать, а оставшийся материал, годный к использованию, реализовать при строительстве нового церковного дома. В письме гродненского благочинного отцу Василию за 4 января 1956 года протоиерей Анатолий Петровский сообщает о том, что демонтаж часовни разрешён уполномоченным. Часовня в скором времени была развалена, а из её леса вышел неплохой материал для того дома, что сейчас стоит у подножия коптёвского погоста, внизу в северной стороне от храма. Этот дом был в состоянии незаконченного строительства к 59 году, как об этом свидетельствует сам настоятель в рапорте благочинному. Но уже в это время настоятель жил в нём.

По материалам сайта храма Успения Пресвятой Богородицы

Адрес: 231710 Гродненская обл., Гродненский р-н, аг.Коптёвка
тел: 8 0152 915 475
+375 29 581 17 67 мтс
+375 29 186 76 45 велком
сайт: http://uspenyekoptevka.blogspot.com

Координаты: 53.566899,23.871141

Беларусь православная

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет