г. Бобруйск. Храм в честь Свт. Николая Чудотворца (1986)

Подробное историческое описание Бобруйского Николаевского собора приведено в книге «Описание церквей и приходов Минской епархии», изданной в 1879г. Там говорится, что «древ-нейшая городская церковь во имя Св. Николая до 1812г. находилась вблизи реки Березины, на том месте, где теперь Рогачевские ворота крепости. С переселением городских жителей из крепости на Паричский форштадт, перенесена туда была и церковь, а по упразднении в 1829г. сего форштадта и переселении жителей на Минский, а также по причине ветхости оной церкви в 1835г. в самом центре города была построена новая с богодельнею, на сумму, отпущенную из казны, но во сколь-ко обошлась постройка неизвестно, по неимению документов.

Здание деревянное, внешний вид его в основании и стенах представляет форму продолгова-того креста, с одною колокольною башнею во фронтовой части одним открытым куполом на средней части храма, входных дверей трое, окна устроены в один ярус и запираются изнутри дере-вянными ставнями, крыша железная, все здание окрашено масляною краскою; крыша – в зеленый цвет, стены и двери в желто – кирпичный, а колонны при дверях в белый. Вообще церковное зда-ние в настоящее время (1879) находится в довольно прочном состоянии. Внутреннее расположе-ние крестообразное; площадь собственно средней части храм заключает пространство в 8 сажен длины и 4 сажен и 1 аршин ширины (1 сажен = 2 метра), а алтарь – 7 аршин длины и ширины.

Средняя часть храма устроена со своеобразным потолком, утверждающемся на 6 деревян-ных столбах, а в алтаре, пред ней части храма и притворе настланы потолки из досок, пол дере-вянный, солея возвышена на 4 вершка, клиросы устроены на солее. Церковь теплая, с тремя печа-ми. Иконостас нового устройства, дощатый. Покрашен в белый цвет, а рамы, карнизы и резьба – позолочены. Состоит из семи икон академического письма. Расположены в одном ярусе. Кроме того, в церкви находится древняя храмовая икона Св. Николая, греческой живописи, написанная на сосновой доске, на серебряном фоне, в риз, из серебра 84 пробы, с серебряно – вызолоченным венком над ликом; величина её 1 аршин 41 вершков в высоту, и 1 аршин 4 вершка в ширину (1 аршин= 71 см., вершок= 4,4 см.). Икона сия до 1795г. находилась в руках униатов, а с возвращени-ем прихожан Бобруйского Николаевского прихода в православие стала по – прежнему достояни-ем всей церкви. Когда написана сия икона, кто её пожертвовал и вообще полного сказания о ней не сохранилось.

Престол в сей церкви один во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из утвари каковая име-ется в полном количестве, можно отметить следующие предметы; два потира, два дискоса, две лжицы, две звездицы и проскомидийные блюда – все сребрянновызолоченные 84 пробы, четыре креста; серебряно – вызолоченный крест на финифтах 84 пробы весом 32 лота; такой же крест ве-сом 22 лота ; серебряно – вызолоченный крест, весь обложенный серебром 12 пробы, семиконеч-ный весом 1 фунт, на нем распятие из золота неизвестной пробы, а по его сторонам изображение 4 евангелистов на серебре. На обратной стороне изображение Богоматери с Предвечным Младенцем а по сторонам оного – изображение Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. На передней стороне внизу находится надпись: «Сей крест подал раб Божий Стефан Иовович Царик до храму Св. Отца Николая в Бобруйску. Року…» далее неразборчиво.

Две дарохранительницы; одна из серебра 84 пробы вызолоченная чеканной работы с надпи-сью на передней стороне: «Вклад благоверного Государя Наследника Цасаревича и Великого Князя Александра Александровича в соборный храм г. Бобруйска», а на задней – « на вечное по-миновение заупокой души Государя Цасаревича и великого Князя Николая Александровича .12 апреля 1865г.». Другая такого же металла и той же пробы, вызолоченная весом 13 лотов. Паника-дила –одно медное посеребренное через огонь на 36 свеч стоимостью 500 рублей и другое такое же на 12 свечей – оба пожертвованы бывшим церковным старостой Матвеем Горбенко.

Между прочими утварными принадлежностями нет замечательных по ценности и древности. Ризница помещаемая частично в шкафу в алтаре, а частично в кладовой под колокольнею. Состо-ит из 6 приборов священнических облачений. В том числе новых и годных к употреблению 4 и ветхих 2; диаконских – годных 3 и ветхих 3. К ценным облачениям относятся следующие: два священнические и одно диаконское из золотой парчи, с такими же крестами и пазументами, воз-духи, одеяние на малый столик и пелена на аналой – из такой же парчи; одежды на престол и жертвенник из серебряной парчи. Все сии предметы стоимостью более 400 рублей.

Евангелий, употребляемых при Богослужении – 3: в лист в серебряно - вызолоченном окладе 84 пробы чеканной работы окладе, с изображением в середине верхней доски Воскресения, а по углам Евангелистов; малиновом бархате, с медно посеребренными изображениями Воскресения и Евангелистов; в 1/8 листа с серебряно – вызолоченным 84 пробы украшениями.

Прочих Богослужебных книг имеется полный круг В церковном архиве хранятся копии мет-рических книг с 1833г. и исповедные списки прихожан с 1832г. В колокольне помещаются 5 коло-колов весом 54 п. 23 ф., 15 п. 15 ф., 1 пуд 18 фунтов, 1 п. 10 ф., 1 п. Вокруг церкви устроены 2 де-ревянные ограды: одна наружная на протяжении 300 сажен, огораживающая вокруг церкви сад, а другая внутренняя, отделяющая церковный погост от сада.

Кладбищ в приходе 10. Расположены они на различном расстоянии от церкви; собственно городское кладбище находится от города в 1 версте. В числе кладбищ считается одно древнее, расположенное при шоссейной Слуцкой дороге и ныне упраздненное, так как сия местность вошла в черту городской земли для поселения жителей. Приписных церквей имеется две: во имя Св. му-ченицы Софии, на городском кладбище, со склепом, в котором погребены некоторые лица, и во имя Св. Николая, в хуторе Луках. Кроме того, в деревне Ясный Лес находится часовня.

После постройки собора в 1835г. он получил статус 2 класса церкви, деревянной. Штатного годичного жалования причту 720 руб. сер. Земли пахотной и сенокосной 56 дес.(1 дес.= 1 га ). Прихожан 1095м . и 1225 ж. Раскольников 153 м. и 155 ж. Для причта домов нет.

ПРИХОД.

В состав Бобруйского прихода входили жители г. Бобруйска с его форштадтами и хуторами, а также деревнями: Орновичи, Писчаки, Кончани, Думановщина, Ясный Лес, Величково и Дома-ново; последняя деревня, отстоящая от церкви на 14 верст, составляет самый дальний пункт при-хода. Всех прихожан 2069 душ мужского пола и 2055 душ женского пола, не включая сюда жите-лей трёх селений, от Горбацевичского прихода и вошедших в состав Бобруйского.

Прихожане, жители города, принадлежат к мещанскому сословию, а жители деревень ис-ключительно крестьяне. Преимущественное занятие прихожан, как мещан, так и крестьян, – хле-бопашество; а из ремесел между первыми особенно развито горшечное, которое для большей час-ти их служит почти единственным средством к жизни.

Прихожане не отличаются глубокой религиозностью, многие из них представляют исполне-ние христианских обязанностей не столько в усердном посещении храма и в заботе о чистоте нра-вов, сколько во внешних действиях, как то: ставлении свеч, поклоны и механическое чтение мо-литв. В приходе особенно чествуются Рождество Христово, Пасха, Пятидесятница и храмовые праздники 9 мая и 6 декабря. В эти дни, а также в великую Субботу бывает наибольшее стечение богомольцев.

Кроме того, у прихожан в обычае приглашать духовенство для благословения домов и скота, с крестными ходами, каковые преимущественно бывают после праздника Троицы, в июне и июле месяцах; причем жители некоторых форштадтов держатся одних и тех же праздничных дней, а другие избирают вообще дни, свободные от занятий; в эти дни, обыкновенно, совершается Литур-гия и после оной с образами – Крестный ход. Но особенно выдающееся между прихожанами-мещанами существует обыкновение – устраивать при погребении и поминовении усопших заупо-койные столы, что еще при жизни родители обязывают своих детей в точности исполнить. Это обыкновение предосудительно в том отношении, что не имеет характера ни религиозного, ни бла-готворительного, так как в сих трапезах бывает невоздержное угощение явствами и вином, а уча-стниками исключительно бывают сродники и соседи, нищие же и бедные люди не приглашаются.

ПРИЧТ.

По штату причт при сей церкви положен двухклирный, состоящий из настоятеля – протоие-рея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Ныне настоятелем – протоиерей Феодор Смолич, студент семинарии, священствует с 1854г. в сане протоиерея с 1875г. Имеет наперстный крест. Причт, протоиерей священник, диакон и два псаломщика.

Священник Иосиф Яхимович, студент семинарии, священствует с 1875г.

ВЛАДЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЦЕРКВИ И ПРИЧТУ.

Церковной земли в пользовании причта находится следующее количество: пахотной 39 дес., сенокосной до 26 моргов, а усадебной не имеется; пахотная земля находится в одном отрубе, а се-нокосная в 5 урочищах; плана и межевых книг на сию землю нет. Домов для протоиерея, священ-ника и дьякона не имеется; а для двух псаломщиков и просфирни есть два церковных домика на городском плаце, вблизи церкви, и при них сарай и подвал. Относительно возведения необходи-мых помещений для членов причта ничего не предпринимается ни прихожанами, ни комиссиею, осматривающею помещения сельских причтов; в этом отношении причт Бобруйского собора оста-ется совершенно необеспеченным.

ЦЕРКОВНЫЕ И ПРИХОДСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

В приходе имеется одноклассное приходское училище и при нем женская смена. Грамотных между прихожанами мещанского сословия можно считать до 20%, а между крестьянами – 5%. В городе имеется классическая прогимназия».

В 1892 году на средства, отпущенные из казны, а также на церковные пожертвования был за-ложен в центре города новый каменный Николаевский Собор, который был построен за 2 года и освящен в 1894г.

приходу собора в конце ХIХ в. принадлежало 11 деревень в окрестностях Бобруйска и сам город. В 1902г. всех прихожан было 3312 м. и 3354 ж. При соборе имелось церковной земли: 2 дес. 369 кв. саж. огородной, 37 дес. 60 кв. саж. пахотной и 33 дес. 1865 кв. саж. сенокосной.

Причт протоиерей, священник, диакон, два псаломщика. Для помещения причта церковных домов в это время не было.

К собору принадлежали следующие приписные и кладбищенская в г. Бобруйске церкви: Со-фийская на городском кладбище, деревянная, построена в 1829г.; Свято-Николаевская на хуторе Луки, деревянная, построена в 1826г.; Свято-Духовская на Березинском форштадте, деревянная, построена в 1901 г. из бывшего в Бобруйске старого Свято-Николаевского соборного храма с до-бавлением нового материала.

Кроме того, как в бывшей крепости, так и в городе имелось 7 церквей военного ведомства: Александро-Невский каменный собор в крепости; Предтеченская малая деревянная церковь, назы-ваемая подворьем крепостного собора, на Минском форштадте; Николаевская домовая церковь при тюрьме в крепости; домовая церковь в крепости в военной больнице; принадлежащая к ней домовая же малая деревянная церковь при летнем госпитале возле Березинского форштадта; малая военная полковая церковь на военном поле Березинского форштадта.

В приходе Свято - Никольского собора в конце ХIХ в имелись церковно - приходские шко-лы; одноклассная Бобруйская соборная, Березинская мужская, Березинская женская (обе на Бере-зинском форштадте ), Луковская (на хуторе Луки женская воскресная ).

К началу ХХ в. в Бобруйске было 38376 чел. 8 тыс. коренного православного населения.

В городе 11 церквей (4 в крепости) и один Николаевский собор с приделом в честь Рождества

Пресвятой Богородицы. Земли 2 дес. 368 кв. соток огородной, 37 дес. 60 сот пахотной, 33 дес.

1865 соток сенокосной.

Во время Великой Отечественной войны Свято-Николаевский собор оставался действующим; на территории, прилегающей к зданию храма немецко-фашитскими захватчиками было устроено кладбище по захоронению погибших солдат.

Собор был закрыт в середине 60 – х годов (1964г.). Все культовые предметы были отданы об-щине, а само здание было переделано в плавательный бассейн. Община перешла в Николо-Софийскую церковь. К Николаевскому Собору принадлежали церкви:

1. Свято-Георгиевская в деревне Думоновщина.

2. Свято-Николаевская на хуторе Луки, построенная в 1826г.

3. Сафийская, построенная в 1829г.

4. Свято-Духовская, построенная в 1901г. из Свято-Николаевского собора.

5. Часовня в деревне Ясны Лес.

С 2003 г. в здании собора вновь зазвучала молитва. Для Православной Церкви властями горо-да Бобруйска было отдано помещение бывшей «пономарки» слева от Алтаря, где совершались бо-гослужения, церковные таинства.

1 августа 2003 года в собственность РПЦ было передано всё здание Свято-Николаевского ка-федрального собора. Начались восстановительные работы по воссозданию храма в прежнем обли-ке.

Адрес: 213828 Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Шмидта, 30. (02251) 7-39-30.

Координаты: 53.138724,29.225462

Дорогие друзья,
если вам нравиться то, что мы делаем, и вам не безразлична судьба портала, вы можете оказать нам помощь. Даже небольшое пожертвоние поможет проекту. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ мы можем сделать сайт лучше.
Спаси и храни вас Бог!

Беларусь православная

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет