Германские епископы наступают на Центральную и Восточную Европу

21 марта 2018
324
Церковная и светская политика смешивается и взбалтывается


ВАТИКАН. Немецкие католические епископы идут в Центральную и Восточную Европу. Об этом шел разговор в ходе совещания Конференции немецкого епископата (DBK) в баварском городе Ингольштадт. По итогам его было опубликовано заявление, представленное главой DBK, кардиналом Рейнхардом Марксом. В нем говорится, что «углубление диалога» со странами ЦВЕ «должно стать центром международной деятельности нашего епископата в ближайшие годы». Детальную программу поручено разработать комиссии Конференции по делам вселенской Церкви под руководством архиепископа Бамберга Людвига Шика.

Интерес к этому решению проявили европейские СМИ, причем не только религиозные, но и светские. И вот почему. Сделанные со стороны кардинала Маркса и архиепископа Шика разъяснения дают основания считать, что Католическая церковь в Германии будет работать на грани духовной и мирской политики. Немецкие епископы считают, что в таких странах, как Польша, Чехия, Венгрия, «церковные лидеры время от времени пытаются бороться с правыми популистами и антиевропейскими политиками», некоторые из которых занимают высокие посты в правительствах этих государств. Здесь политические вопросы, связанные с беженцами и миграцией, переплетаются с внутренними церковными вопросами.

Хотя немецкие епископы рассматривают европейскую интеграцию как «проект надежды», в среде верующих и духовенства Центральной и Восточной Европы его часто интерпретируют как угрозу национальной и христианской идентичности, добавляет кардинал Маркс. При этом он считает необходимым, чтобы диалог Католической церкви в Германии и, например, Католической церкви в Польше не ограничивался встречами лишь между иерархами, он должен охватывать все уровни церковной жизни. В частности, важно обсуждение на академическом уровне и стимулирование молодежных организаций и приходов углублять взаимные контакты.

Но вот что происходит. Как стало известно, в конце августа сего года глава Конференции немецкого епископата посетит Гданьск по приглашению президента этого города Павла Адамовича. Это уже политика, которая в ситуации ныне обостренных польско-немецких отношений будет заставлять правящую в Польше партию «Право и Справедливость» (PiS) с определенной настороженностью относиться к инициативам немецкого епископата. Ведь тот же Адамович является представителем оппозиционной «Гражданской платформы», которая в глазах PiS и ее электората имеет устойчивый имидж прогерманской партии.

Подобное характерно не только для Польши. Участвовавший в работе совещания DBK чешский богослов Томас Халиквыступил против понимания популизма как явления исключительно Центральной и Восточной Европы. Халик включает в этот контекст и президента США Дональда Трампа, и Brexit, и настроения в Восточной Германии. По его мнению, это «реакция на мир, который стал сложным благодаря либерализму и глобализации». Отсюда подъем популистов, которые ищут «врага», и если раньше «врагом» были «евреи, теперь уже мигранты». При этом сам чешский богослов открыто выступает против переизбравшегося на второй срок президента Чехии Милоша Земана.

В промежутке между первым и вторым туром Халик призывал избирателей отвернуться от Земана, который вместе с премьером Андреем Бабишем хотят повернуть «нас от Европы в сторону дикого Востока». Такая позиция делает уязвимой аргументацию тех сил в европейских католических Церквях, которые критикуют Чехию, Польшу и Венгрию за рост национализма и ксенофобии, поскольку правительства в этих странах могут свести все к политической борьбе, нивелировав духовное измерение. Что, в свою очередь, создает сложности для епископата. Может быть, князи Церкви различных государств и согласились бы между собой в оценках сложившейся ситуации, но они не могут не учитывать настроения паствы, которая склонна больше поддерживать по спорным вопросам светских политиков, а не пастырей.

Ведь исторический опыт показывает, что сплочение европейских верующих происходит тогда, когда у них появляется общий враг. Скажем, для польских и немецких католиков это было характерно даже во время раздела Речи Посполитой. Поход канцлера Отто фон Бисмарка против Католической церкви в Германии привел к тому, что немецкое крестьянство в выборе между светской властью и Церковью встало на сторону епископата. Враждебность к канцлеру выросла не только среди немецких католиков, но и в польских епархиях в зоне раздела, дав дополнительный импульс росту национального сознания. У Костела появился и влиятельный политический союзник в Рейхстаге — католическая партия Центра, выступившая в защиту меньшинств. Второй раз немецкие и польские епископы объединились во времена Польской Народной Республики, когда 18 ноября 1965 года польский епископат, враждовавший с коммунистическими властями ПНР, подписал письмо, адресованное немецким епископам, со словами «прощаем и просим прощения».

Сегодня общего врага нет. Складывается впечатление, что иерархов Католической церкви в Германии и в Польше мало что разделяет. Сложности есть с паствой. Подталкивает католиков общаться друг с другом в основном Святой престол. Однако Ватикан далеко не всемогущ. Отсюда намерение Конференции немецкого епископата начать работу на низовом уровне — приходах, молодежных организациях, образовательном и исследовательском уровне. Но здесь они могут столкнуться с саботированием диалога со стороны самих верующих, а также сопротивлением правительств соответствующих стран. Это первое. Второе. Обсуждение политических проблем способно негативно отразиться на церковной дискуссии в ситуации, когда для части тех же консервативных польских католиков их немецкие единоверцы выглядят слишком либеральными в вопросах брака и семьи. И третье. Откуда все-таки исходит импульс, вдохновивший немецкий епископат начать активно работать в Центральной и Восточной Европе, — из Берлина или Ватикана? Время должно дать ответ.

Седмица.RU

Рубрики

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2019 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет