Греки и болгары показывают самую слабую приверженность традиционным нравственным ценностям среди всех православных Европы

23 апреля 2018
257
Среди респондентов, считающих себя православными, больше всех неверующих в Бога в Болгарии


ВАШИНГТОН. Опубликованный в конце 2017 г. соцопрос исследовательского центра Pew Research Center показал, что Греция и Болгария, будучи в числе стран с православным большинством, показывают очень разное (в чём-то до противоположности) отношение к вероучительным и обрядовым установлениям Церкви. При этом они обнаруживают поразительное сходство в том, что касается процесса либерализации традиционной морали, присущей Православию.

В Греции стабильно около 90 % граждан страны называют в опросах себя православными. Это второе место среди всех православных стран Восточной и Южной Европы. Здесь её опережает лишь Молдавия с 92%. Однако среди стран, не входивших в качестве республик в СССР (каковым были все страны указанного региона), – Греция лидирует. Подобным образом и Болгария занимает в процентном отношении второе место среди тех же православных стран, но с конца, – 59%. Ещё меньшая, чем в Болгарии, доля православных зафиксирована только в Беларуси (48,3%). Получается, что среди соцстран, не входивших в Советский Союз, – Болгария замыкает этот ряд.

Численность, то есть количественный параметр, очень сильно, в данном случае, связан с качественными характеристиками.

У греков наблюдается массовое проявление практической религиозности, в частности, высокий процент еженедельного посещения богослужений – 17% из опрошенных ходят в церковь каждое воскресение и праздник (более высокий только у румын – 21%). Самый же низкий показатель посещаемости еженедельных церковных служб именно в Болгарии – 5% от всех опрошенных.

Между тем, по критерию повседневной личной молитвы греки не занимают ведущих позиций – всего 31% из них признались, что молятся ежедневно. Однако, это показатель значительно выше среднего у всех православных Европы. Болгары же снова оказываются в самом низу таблицы по числу молящихся ежедневно (11%).

Считают религию «очень важной составляющей» своей личной жизни больше всего именно в Греции – 59% опрошенных. Болгария же и здесь занимает последнюю строчку в процентном «рейтинге» опрошенных – только 15% православных болгар подтвердили огромную значимость религии в их жизни.

В вероучительной части опроса греки показали опять-таки чрезвычайно высокий уровень сознательности. Так, из них полностью уверены в существовании Бога 62%, тогда как не верят в Него только 4% называющих себя православными христианами. Больший процент уверенных в бытии Божьем только у грузин с 72% и румын с 64%. (Доля неверующих в Бога «православных» меньше, чем у греков, снова у грузин (1%), а также у молдаван (3%)). То есть греки занимают твёрдое третье место.

Среди респондентов, считающих себя православными, больше всех неверующих снова в Болгарии (22%). Среди тех, кто твёрдо верит в существование Бога у болгар один из самых низких показателей – 26%. Ниже лишь у белорусов – 22%. Однако среди стран бывшего соцлагеря болгары опять-таки «лидируют».

Несмотря на такое разительное различие (вплоть до полной противоположности) между православными греками и болгарами в отношении к вероучению и обрядовой стороне религии, у них обнаруживается почти полное единодушие в том, когда речь заходит о традиционных нравственных ценностях.

Это единодушие православных Греции и Болгарии по многим пунктам традиционной морали сильно контрастирует с мнением православных из других стран Восточной и Южной Европы. Впрочем, по такой деликатной проблеме как однополые «браки» большая часть всех опрошенных оказалась в общем на консервативных позициях. На вопрос «Должны ли быть легализованы однополые браки?» 72% респондентов-греков ответили «Определенно нет» и только 25% ответили «Определенно да», а в Болгарии – соответственно 78% и 19%.

И хотя здесь греки и болгары находятся в обще-православном тренде, следует отметить, что их позиция оказывается всё же самой либеральной среди православных (ещё только у румын по указанному вопросу сходная ситуация). Средний показатель по всем опрошенным оказался около 85% («нет») и около 13% («да»).

Если относительно непризнания гей-союзов государством среди православных Европы установился определённый консенсус, то в целом в отношении к гомосексуализму и гомосексуальному образу жизни респонденты и в Греции и в Болгарии разделились практически пополам. Только 52% православных греков и 55% болгар назвали гомосексуализм социально неприемлемым явлением – соответственно 48% и 45% считают его приемлемым (остальные страны дали гораздо больший процент убеждённых в аномальности однополых отношений и поведения – 71% у сербов, и далее процент – только выше и выше).

Ещё более либеральную позицию греки и болгары выразили по вопросу о добрачных сексуальных связях. В Греции среди опрошенных высказали осуждение таких отношений лишь 10%, а в Болгарии – 13%. Это самый низкий показатель доли порицающих добрачный секс среди православных (с самим высоким процентом опять-таки лидирует Грузия – 75% респондентов).

Также незначительное меньшинство опрошенных православных в Греции считает предосудительным развод (13%) – самый толерантный по этому вопросу показатель. У православных болгар доля осуждающих развод чуть побольше – 15% (это второе место после греков, которое Болгария делит с по этому вопросу с Россией).

В целом, на основании приведённых данных опроса исследователи фиксируют усиление тенденции к либерализации греческого общества, при сохранении, однако, сильной приверженности духовной традиции Православия. Что можно, хотя и предварительно, охарактеризовать как «социально-психологический парадокс» греческой нации на нынешнем этапе её существования.

Впрочем, такая характеристика несколько корректируется результатами других исследований. Например, согласно исследованиям, проведенным по заказу Еврокомиссии в 2010 году, о том, что верят в Бога сказали 79% греков, тогда как в 2015 доля заявивших о своей вере в Бога была 62%. Даже с учётом того, что 10% в Греции это неправославные и/или нехристиане, обнаруживается некоторое снижение числа убеждённых православных, а не просто православных по рождению. Также имеются сходные данные по ряду других уже отмеченных параметров, что заставляет социологов предполагать процессы секулярицазии среди православных греков.

Что касается болгар, то у них предполагается некий серьёзный кризис их православной идентичности на уровне социума, т. к. мощный процесс секуляризации (например, численность православных за период 2001 – 2015 гг. снизилась с 84% до 59%) сопровождается, одновременно, серьёзными трансформациями традиционных моральных ценностей.

Представленный анализ опирается на данные социологических опросов, полученных Pew Research Center и другими исследовательскими организациями в течение 2011-16 гг.

Седмица.RU

Рубрики

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет