Выставка средневековых резных миниатюр из самшита проходит в Манхеттене (Нью-Йорк)

24 апреля 2017
Фоторепортаж
78
Шары-складни с образами святых служили четками в начале 16 века


НЬЮ-ЙОРК. В музее Клойстерс в Манхеттене, филиале художественного музея Метрополитен, открылась выставка средневековых резных миниатюр из самшита. Основу экспозиции составляют шары-складни с образами Спасителя и святых, служившие четками в начале 16 века, сообщает Religionnews.

Музей The Met Cloisters (Клойстерс) в Манхеттене, один из филиалов художественного музея Метрополитен, был открыт в 1938 году. В настоящий момент он является единственным музеем в Америке, посвященным исключительно искусству и архитектуре эпохи Средневековья. Музейно-парковый комплекс живописно раскинулся на берегах реки Гудзон в парке Форт-Трайон в северной части Манхэттена. Название музея происходит от пяти средневековых клуатров (монастырских двориков с крытой галереей), фрагменты которых входят в структуру современного музея.

Одна из самшитовых миниатюр изображает сцену Страшного Суда, причем в ее верхней части глубоким рельефом изображен Иисус в окружении святых и трубящих ангелов, чуть ниже их – души, бредущие в чистилище, подгоняемые демонами и оплакивающие свою судьбу, а в самом низу – разверстая утроба ада, поглощающая грешников. Даже если бы эта искусная, идеально уравновешенная композиция из 50 с чем-то фигур была изготовлена как обычное произведение искусства, она могла бы считаться выдающимся шедевром. Но все эти фигуры вырезаны внутри самшитового шара размером в 5 см.

Выставка под названием «Крохотные чудеса: готические самшитовые миниатюры представляет посетителям 40 таких шаров (она будет открыта для посетителей по 21 мая). Считается, что такие резные шары-складни служили окончаниями молельных четок, а может быть, и чем-то более важным и сакральным. Половинки каждого такой шара раскрываются на крохотных шарнирах и открывают взору вырезанные с тончайшим и удивительным искусством образы Иисуса, Девы Марии и святых в библейских сюжетах, причем эти образы и сюжеты завораживают почти магической глубиной. «Когда созерцаешь их, то возникает такое ощущение, словно они тебя затягивают в свой мир, - говорит Барбара Дрейк Боэм, главный куратор музея The Cloisters. – Хотя эти сокровенные миры, которые они таят – это ведь всего лишь развитие идеи пасхального яйца с его духовными сценками и сюжетами».

Нынешняя выставка в какой-то мере знаменательна, поскольку лишь недавно ученые пришли к объяснению загадки создания этих шедевров, поражающих воображение сплавом благочестия, высокого искусства и изысканности. Эти предметы искусства, датируемые периодом с 1500 по 1530 год, воспроизводят в миниатюре украшения подлинных алтарей, которые изготавливались в то время в южных Нидерландах. К примеру, из 130 таких шаров-складней, которые дошли до наших времен, 30 содержат образы Иисуса с крестом – но все они отличаются в деталях изображений. В свое время эти шары считались предметами самой безумной роскоши – примерно как в наше время последняя модель суперкара Lamborghini с золотой отделкой – только они переносили своего владельца не в элитный ночной клуб, а в атмосферу сокровенной духовности и высокой святости. Наиболее прославленным шедевром в ряду этих великих памятников средневекового искусства считаются короткие четки из десяти резных шаров-складней, ставшие подарком на свадьбе короля Генриха VIII и Екатерины Арагонской в 1509 году.

Но подавляющее большинство дошедших до нашего времени резных шедевров ныне рассеяны по частным и музейным коллекциям Европы и Северной Америки, и это сильно затрудняло попытки сравнительных научных исследований. Они не поддавались ни эндоскопическим, ни рентгеновским исследованиям из-за малых размеров, многослойной структуры, бликов и отражений. И лишь в 2014 году кураторам галереи искусств в Онтарио удалось применить новейшую технологию неразрушающего сканирования методом компьютерной томографии, чтобы отчасти раскрыть секреты искусства средневековых мастеров. Благодаря этой технологии, удалось получить до 3 тысяч цифровых «срезов» внутренней резьбы каждого шара. И только после этого загадка начала проясняться. Оказалось, что полушария содержат до пяти перекрывающихся слоев резного дерева, образующего библейские образы и сценки, и именно эта вафельная структура не позволяла получить рентгеновские изображения традиционным методом. Несмотря на невероятную тонкость этих «вафель» резного дерева, они несут искусные рельефные, а иногда и полные изображения. Причем творцов этих шедевров не смущал тот факт, что зритель не всегда может видеть не только обратную, но иногда и лицевую сторону изображения, ибо они вкладывали в них сакральные смыслы, не всегда доступные взору.

Благодаря этой новейшей технологии, организаторам выставки удалось создать интересную и глубокую экспозицию, но при этом все еще остается немало неразрешенных вопросов. Так, Александр Суда, куратор галереи Онтарио, приводит мнение одного из экспертов, который утверждает, что оптические приборы 16го века не позволяли добиться более чем 5-кратного увеличения. По крайней мере, так считает нынешняя наука – и потому «история в ее нынешнем виде просто не может объяснить, каким образом создавались подобные шедевры». «Нам с экспертом пришлось признать, что наши исторические сведения, по-видимому, неверны, - говорит Суда. – Эти шедевры самим своим существованием опровергают наши сложившиеся представления».

Также пока науке не известно имя создателя или создателей этих предметов искусства. Внутри одного из шаров обнаружена надпись «Меня сделал Адам Теодорих», но кураторы сходятся во мнении, что это имя скорее покровителя мастера, чем самого творца. «Все эти шедевры были изготовлены при жизни одного поколения, - убежденно говорит Пит Дандридж, попечитель выставки в Нью-Йорке. – Они сделаны одним-единственным мастером». Но некоторые из его коллег склоняются к мысли, что резные четки делались в какой-то мастерской, в которой трудились несколько художников, несколько отличающихся в индивидуальной технике владения резцом.

Наверное, не менее важен и интересен вопрос о том, насколько эти сакральные шедевры способствовали вере и благочестию тогда, и могут ли способствовать сейчас. В частности, насколько они трогали души королевских особ и богачей 16го века, когда те открывали их? Генрих VIII, к примеру, особым благочестием не отличался. Известно, что король вернул жене резные свадебные четки при разводе. А вскоре после того англиканская церковь вообще вывела четки из употребления как богослужебный атрибут.

 

Седмица.RU

Дорогие друзья,
если вам нравиться то, что мы делаем, и вам не безразлична судьба портала, вы можете оказать нам помощь. Даже небольшое пожертвоние поможет проекту. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ мы можем сделать сайт лучше.
Спаси и храни вас Бог!

Рубрики

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет