Атеизм и Религия. Часть 1

Осипов А. И., профессор Московской Духовной Академии 1 декабря 2012
4287

2.jpgВ нашем современном мире так много вер и так много неверий, что когда мы называем одну из вер или неверий, то сразу приходится же сориентироваться, а что мы хотим сказать: сопоставить ли с другими или может быть раскрыть существо безотносительно к прочим верованиям. Учитывая наше время и наш век, а наш век вы прекрасно знаете какой: пока не докажешь – не поверят, хотя и не знают, что такое «доказать». Так вот, в наше время, говоря о Православной вере, мы должны разрешить несколько вопросов. Ведь чем окружено Православие?

Первое, перед чем оно стоит, перед чем стояло в нашей стране очень долгое время и что оставило свой отпечаток на сознании очень многих, у вас ещё может быть не так, а вот тех, кто по возрасту соответствуют мне, так их уже не переделать, они убеждены, что атеизм – единственное научное мировоззрение. Итак, первое, перед чем стоит человек, который ищет истину и хотел бы знать, где же она – истина, в чем оно – благо человека, и что такое истина (все прекрасно понимают, что если мы будем игнорировать и не знать законы тяготения, то мы очень скоро поломаем свои ручки и ножки)? Лучше знать, какова истина, и тогда всё будет хорошо. Так что, когда ставится философский вопрос об истине, то это фактически вопрос о благе человека. Не думайте, что вопрос философский «что есть истина?» носит какой-то отвлеченный характер. Нет! Оказывается, выбор между религией, признанием Бога, и атеизмом, как верой в то, что Бога нет, мир сам по себе существует, и человек оказывается ни кем иным, как заброшенным в этот мир и никому не нужным (разве что кому-то и то до поры до времени: сегодня любит, а завтра ненавидит).

Религия или атеизм – вот первый вопрос, который стоит перед человеком. Если бы его и удалось разрешить таким образом, что религия, религиозное понимание как раз верное, а атеистическое – ошибочное, ­– то не думайте, что мы уже нашли истину и можем «почивать на лаврах». Ничего подобного! Встает не менее сложный вопрос: религий-то много, а какая из них верная? Каждая из них говорит: «Я истинная, и больше никто!» Тут-то и попробуй разберись…

Но если бы мы даже и здесь сумели разрешить эту задачу и сумели бы доказать, что христианство – истинная религия, то и здесь мы с вами оказались бы, опять-таки, перед не менее сложной проблемой. Увы, это только в первом веке было христианство одно, а сейчас столько христианских исповеданий: десятки, если не сотни. Полно! Какое из них истинное? Вот ещё одна из проблем, которая возникает перед современным человеком, ищущим истину, ищущим знания: в чем же состоит его благо, где же оно, вожделенное счастье, каков же смысл его жизни? Целых три сложных барьера.

Помните, был такой «Фантомас»? У него была необыкновенная машина: вот он едет-едет и вдруг, встречается ему стена, у машины с боков вылезают крылья и она: «фью!» – и перелетает через препятствие. Мне, помню, очень это понравилось, когда я увидел. И с тех пор я тоже так поступаю: когда встречаются барьеры, то таким же образом (правда, не на машине только, потому что на машине, говорят, опасно) стараюсь перелетать их. Вот я и сегодня попытаюсь это сделать.

 Итак, первое перед чем стоит человек: религия и атеизм.

Для того, чтобы лучше рассмотреть эту проблему, я бы изобразил вот такую картинку. (Все мы любим картинки. Я лично не выношу книжек без картинок. Когда покупаю, первым долгом смотрю: есть картинки – хорошая книжка, нет – выбрасываю. Ну естественно, что там смотреть?!) Знаете какая сейчас пора? Грибная! А вы и не знали. Все ходят в лес, но не все благополучно оттуда возвращаются. Бывают случаи, что вот он шел, знаете ли, на Кавказ, а попал в Вологду или в Питер. Такие вещи сплошь и рядом бывают. Да… Заблудился вот человек и всё тут. Но ладно, если заблудился так, немножко, а когда зашел не весть куда (а тут уже и дождичек осенний, мелкий, потом посильнее, а тут уже и солнышко скрылось), наступает вообще ситуация не простая. Вы себе представляете? Человек заблудился, ему нужно идти домой, а он не знает куда. Собственно, в этом состоянии и находится каждый человек, не имея ещё никакого мировоззрения, он не знает, где же истина, где это благо, где он – дом?

Вот сейчас, скажу я вам, множество людей, множество людей находится в этой растерянности. В прямом смысле слова, как заблудившийся грибник. Куда идти? Не знает. Забрался на берёзу – ничего не видно, кругом лес.

А вот представьте себе теперь, такую ситуацию, что вдруг этот грибник, встречает человека. Да… Какая это радость, действительно! И вот тут, давайте представим себе диалог, разговор, который между ними происходит. Он встречается с человеком, да пусть даже с двумя, и, необычайно обрадованный, говорит: «Скажите, как пройти вот туда-то». Тут первый, почесав затылок, отвечает: «Голубчик, не выдумывай, никакого такого места, о котором ты спрашиваешь, вообще не существует. Я даже никогда не слыхал о таком. Я живу вот тут, в лесу. Хочешь, построй себе шалаш. Можешь около меня построить. Но то, о чем ты спрашиваешь, это твои фантазии, причем безосновательные. Нет отсюда выхода. И вообще, мир – это сплошной лес, и больше ничего. Хочешь, живи, не хочешь, ну как хочешь. Деревьев тут много, веревку найдём».

Да, я понимаю состояние этого бедного грибника. Действительно, он в полном отчаянии. Но вдруг начинает говорить второй из них: «Не верь ты ему, выход есть. И я знаю это место, о котором ты спрашивал. Я тебе, если хочешь, покажу дорогу».

Вот этот заблудившийся грибник не знает ни первого, ни второго. Может они оба – мошенники, а может два шутника, которые подшучивают над ним. Он их в первый раз в жизни видит. Вопрос: кому он поверит?

Вы знаете, у нас такая человеческая психология, что мы, конечно же, всегда в таких отчаянных ситуациях, поверим тому, который указывает хоть какую перспективу, хоть какой-то выход из сложной ситуации. Мы не знаем ещё, насколько он достоверный, этот выход, правильный или нет, но мы, конечно же, попытаемся воспользоваться той возможностью, которая нам представилась.

Первый из повстречавшихся вообще ничего не предлагает. Второй говорит заблудившемуся, как выйти из леса, указывая: вот там большое дерево, вот там – овраг, вот тут – полянка, здесь – речушка или ручеёк. Ясно, что даже не зная ни первого, ни второго, заблудившийся, естественно, поверит второму, здесь сомнений нет.

Вот попробуйте теперь сами с этой точки зрения, психологически вполне понятной, подойдите к этим двум мировоззрениям: религиозному и атеистическому. Что фактически они утверждают?

Религиозное мировоззрение говорит о существовании Бога в мире и тем самым сразу же показывает человеку, что смысл человеческой жизни есть, жизнь - не тьма, не заброшенность. В чём или в ком этот смысл? Пока скажем просто: в Боге. Если есть Бог, следовательно есть вечная жизнь, и смысл жизни может быть только в этом. Ведь никто никогда не видел смысла жизни в смерти. Если есть вечная жизнь, значит есть и смысл. Поэтому религия, а лучше сказать христианство, если уж касаться нашей веры, утверждает: верь человек, тебя ожидает вечная жизнь. Что утверждает атеизм?  Что он говорит? Нет ни Бога, нет вечности, ты действительно заброшен сюда, ты случайно появился и так же, как облачко, растворишься в этом мире. Точнее атеизм говорит то, что прямо мошенники не говорили: верь человек, тебя ожидает вечная смерть. Вот что утверждает атеизм.

Мне кажется, каждый живой человек содрогнется только от одного этого утверждения. Если нет Бога, нет вечности, если мы здесь появились случайно, и исчезнем неизвестно когда и как, тогда жизнь превращается в бессмыслицу. Когда утверждают: моя жизнь в других людях – это все равно, что сказать, что моя жизнь в мыльных пузырях. «Я – мыльный пузырь. Конечно, это я знаю. И смысл моей жизни в других мыльных пузырях». Красота! Это так разумно, что просто диву даешься. Невольно вспоминаешь апостола Павла, который говорил, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом». Что значит «пред Богом»? Перед Истиной, перед трезвым даже взглядом. Действительно же так оно и есть.

Может ли быть смысл жизни в других людях, скажем, в моих детях? Я встречался с одной профессоршей, доктором философских наук. Она атеистка и заявила, что смысл её жизни в её дочери. Я спросил её: «А как бы вы оценили того человека, который бы заявил о ком-то, что очень его любит, и точно зная, что этот человек погибнет, посылает его туда? Поверили бы тогда, что он любит?» Она: «Не понимаю!» «Не понимаете? Так всё очень просто, вы же знали, что если у Вас родится ребёнок, он приговорен к смерти. К смерти приговорен каждый из рожденных. И к какой ещё смерти, вы даже не знаете, а вы говорите, что любите?» Была маленькая истерика, говорят… Мы расстались и больше не встречались, хотя намерение было. Проблема смысла жизни была разрешена.

Мы подошли с вами к какому вопросу? Мы сказали о том, что заблудившийся человек должен избрать что-то одно из двух. Ведь фактически, мы с вами стоим перед вероятностью. Где же вероятность того, что прав атеизм или права религия? Я вам указал на один момент, психологический. С психологической точки зрения совершенно ясно, выход может быть только один – религиозный. Здесь есть смысл, здесь открывается какое-то возможное решение, хотя быть может оно и неверно. Может действительно, никакого Бога нет? Но здесь есть какое-то решение. Здесь есть, что исследовать. Есть, что понять. В атеизме – нет.

Но если говорить о вероятности, то можно сказать гораздо больше. Один американский исследователь (биолог), говоря о происхождении человека и жизни в частности, привел такой пример: вероятность того, что клетка, одна клетка, живая, вдруг возникнет сама собой из вот этого неживого бульона, равна тому, как если бы обезьяна 400 раз без единой ошибки перепечатала бы Библию. Очень хорошее сравнение, очень меткое, сильное. Но вы не подумайте, что это демагогия. Это подсчёты, просто чисто математические подсчеты. И даже может быть эта вероятность не совсем еще точно выражена. Может быть она гораздо сложнее. Говорят, что вероятность возникновения живой клетки, это 10-256, т.е. это абсолютно невероятно. Оказывается, что если мы коснёмся такой простой вещи как возникновение жизни, я не говорю – человека, просто жизни, самых элементарных организмов, то здесь вероятность невероятная. Недаром современные физики с большой силой и энергией говорят о так называемом «антропном принципе», существующем в нашей вселенной. Антропный, от слова «антропос» (человек). В данном случае о чём идёт речь? О потрясающей разумности или целесообразности устройства нашего мира. Это что-то невероятное!

В Дубне у нас проходят конференции, и один физик делал доклад. Я, уже не оперируя этой терминологией, скажу только одно, что он дошёл до самого придела, до основы материи и показал, что мельчайшее изменение, ничтожнейшее изменение в самых элементарных частицах, если бы оно произошло – всё, наша Вселенная перестала бы существовать, а о жизни говорить вообще нечего. Всё устроено идеально точно! Возникает простой вопрос: как же это может быть? Не слишком ли много случайностей в этом мире?

Как-то один сынишка приходит из школы и заявляет:

– Бога нет!

– Кто тебе сказал?

– Учительница, – (всё, придел авторитета).

Папа промолчал, только на другое утро встал пораньше и около дома на дорожке нарисовал разные правильные геометрические фигуры. Утром встаёт мальчишка этот, выбегает на улицу.

– Ой, папа, смотри! Кто-то нарисовал.

– Что ты, да ну! Это само собой произошло.

– Как? Не может быть!

– Ну что ты, «не может быть»! Это само собой произошло. Уж если такой прекрасный цветок сам собою произошёл, уж если человек сам собою произошёл, то эти-то простые линии могли же сами собой…

– Нет, папа!

– Ах, «нет, папа»?

Так этот сынок получил первый очень хороший урок. После этого он задумался: правда ли, что всё само собой произошло, или нет?

Ну хорошо. Я в данном случае хотел вам показать, что с точки зрения вероятности психологической, с точки зрения некоторых научных, вернее, очень многих научных данных - и физики, и биологии, и астрономии, – происходят поразительные вещи. Всё это о чем говорит? Что существует наибольшая вероятность того, что в нашем мире действует великий Разум. Ведь не даром один из христианских святых писал: «Мы не спорим о словах. Не важно, как называют: Сила, Премудрость, Бог, Дух, Разум, – это не важно. Мы не спорим о словах, мы понимаем, о чем и о Ком мы говорим». Так вот вероятность того, что Он, которого мы называем Богом, существует, неизмеримо превосходит всё то, что может предложить атеизм как таковой. Это вот первое, о чем мне хотелось бы сказать.

Теперь второе. Это насчёт такого коварного вопроса, насчёт доказательства. Знайте, что как только на улице узнают, где вы учитесь (духовная семинария), так сразу подступят: «А докажите, что Бог есть». Вот нас, я помню, так истязали: сразу им докажи, что Бог есть. Они не спрашивают, в каком вы классе, курсе, в семинарии ли, в академии ли, – изволь доказать, что Бог есть, и всё. Что хочешь, то и делай. Вот об этом я и хочу вам сейчас сказать. Вы не бойтесь этого вопроса. Вы сами задайте вопрос. А вопрос такой: а что значит «доказать»? Что это значит? Вот скажите, что вы просите? Очень вероятно, что ваш собеседник или собеседница, ну немножечко так, растеряются. Слово то простое, а что за ним стоит, не всегда ясно. Тогда вы объясните. Мы ведём здесь речь не о математических вещах (там всё просто с доказательствами, потому, что математика с реальными вещами не имеет дело), а говорим о доказательствах в области нашей жизни. Поэтому мы имеем в виду чуть-чуть другое представление о доказательствах. Ведь нас интересует, в данном случае, вопрос о существовании кого-то, и значит вопрос стоит так: как доказать, что существует «этот кто-то»?

Люблю приводить пример с жирафом, уж очень нравится это длинношеее животное. Почему? Не знаю… Оказывается, что с точки зрения науки это животное существовать не может. Это совершенно ясно каждому здравомыслящему человеку. Существовать не может по целым двум причинам. Причины обе очень серьёзные. Первая причина: поскольку шея (всё упирается в эту шею) очень длинная и голова находится очень высоко, то у этой скотины гипертония будет настолько сильная, что все её сосуды полопаются, и она не сможет существовать. Это же очевидно просто! Представляете, какое давление? Это вот первая причина. Даже если бы что-то такое когда-то и родилось вдруг, то оно тут же погибло бы и всё. Такой вот «научный» аргумент. Второй не менее сильный, тоже «научный», аргумент: у жирафа голова, видели, какая маленькая? Зубов-то фактически никаких нет. А ноги: передние – длинные-предлинные, а задние – коротенькие совсем. А ведь там, где он живёт – в Африке – вы знаете, какая там борьба за существование в животном мире? Тут же эту шею ей перегрызли бы, к примеру, львы. Он бы не выдержал борьбы за существование. Поэтому когда рассказывают сказки и говорят о том, что где-то там жирафы водятся, в Африке – ясно, – нельзя верить. Это просто чепуха, абсурд! Нет жирафов и быть не может!

Помню, слушаю я это всё и ехидно улыбаюсь. Почему? А потому что со мною сидел как раз такой сосед, который был в Африке, и их возили в Кенийский парк, и он на автобусе проезжал как раз под длинной шеей жирафа. Он выслушал всё это и потом говорит: «А можно вопрос задать?» «Пожалуйста». «А я вот был, и сам видел…» Бедный наш профессор чуть не ведро валерьянки запросил. Да…

Что значит «доказать» существование кого-либо? Я думаю, что у нас немножко картина проясняется.

Доказать – это значит следующее: поверить тем, кто видел, если это люди, заслуживающие доверия. А если даже не один человек, а несколько, много людей, то, не правда ли, этот аргумент оказывается очень сильным. Но учитывая наш скептический век, мне кажется, что одного этого аргумента не достаточно. Ну и пусть, что видел один, ну и два, десять… Мало ли миражи какие бывают? Вот и ему привиделось. Может привидеться? Может. А особенно от жары и прочих всяких вещей.

Второй аргумент очень важный. Если мы хотим убедиться в чем-то, или нас кто-то хочет убедить в чем-то, то он должен нам представить реальный способ проверки этого утверждения. Проверки! Я могу наговорить всё, что угодно, фантазии всякие насочинять. Например, в созвездии Раков кто водится? Раки, конечно. Почему и называется «созвездие Раков». Это же само собой разумеется. Не верите? Ну тогда проверьте. А скептик заявит: «А вы сами проверьте, слетайте туда». Т.е. в данном случае можно утверждать всё, что угодно, только по той причине, что проверить это невозможно. Доказательство только тогда принимается, когда человек предлагает реальную возможность проверки, а не фантастическую: слетать в созвездие Раков. Кто-то желает убедиться всё-таки, что жирафы есть? Ну что же. Хотите убедиться? Могу предложить вам съездить в зоопарк. Например, Московский. Ну, а если уж страсть научного познания настолько велика, да ещё есть деньги и интересно посмотреть на Африку, то можно слетать и в Африку и самому убедиться.

Итак, доказать – это значит представить, во-первых, верных свидетелей, очевидцев; во-вторых, указать реальный, действительный путь самому человеку проверить это утверждение, если он захочет. Вот что такое «доказать»!

Когда мы говорим о существовании чего-либо, то вот два аргумента (повторяю, мы не о математике ведём сейчас речь), вот два необходимейших аргумента, которые нужно иметь ввиду. И если есть верные свидетели, если предлагается реальный путь проверки данного утверждения о существовании кого-то или чего-то, то мы можем сказать: «Считаем, что уже с формальной точки зрения, в данном случае, доказательство налицо». Или вы верите свидетелям, или, если не верите, пожалуйста, проверьте сами. Пожалуйста! Реальный путь вам предложен. Не нужно лететь в созвездие.

Вот с этой точки зрения теперь посмотрите на атеизм и религию. Что предлагает религия, в данном случае возьмём христианство? Первое. Есть бесчисленное количество тех людей, которые не просто говорят: «Я думаю, что Бог есть, или я верю, что есть что-то». Нет, нет. Я вам скажу, за такие вещи никто на смерть не пойдёт, а тем более на такую смерть, о которой мы знаем из истории христианства. Миллионы мучеников, вы слышите, миллионы, отдали свою жизнь, причем не просто отдали жизнь, а в страшных истязаниях и мучениях отдали эту жизнь за убеждение, что Бог есть. Это уже было не мысль, не предположение, не мечтание, а это свидетельство того, что они имели реальное убеждение в существовании Бога. Реальное! Т.е., если сказать просто: они видели Бога. Видели не как обычный предмет, речь идёт не об этом. Если бы они не видели Бога, если бы они не пережили, какое благо есть Бог, не возможно было бы вынести эти муки.

Возможно, скажут: мученики есть всюду. Согласен. Если за самые абсурдные вещи люди страдают, верно, сколько их? Сколько их? Раз, два и обчелся. В истории человечества не было ни одного явления, по своим масштабам подобного мученичеству в христианстве. Не было. В одних только римских катакомбах было захоронено около миллиона мучеников. Это потрясающее, я вам скажу, явление в истории человечества. А взять Россию, когда власть захватили сатанисты и когда предавали самым изощренным, что называется, издевательством духовенство, монашество, крестьянство, вообще лучших людей, слышите, лучших людей. Могли же отречься, правда?! Достаточно было священнику сказать: «Я отрекаюсь». Всё! Ура! Сейчас о тебе во всех газетах напишут… Так нет же, нет. За всю историю таких «отреченцев» было ничтожное количество (кстати, все они окончили жизнь очень плохо). Живьём зарывали, на баржах топили. Погибали в сибирских лагерях и не отрекались. Что это такое? Я ещё раз говорю, мученики есть всюду, за любую, абсурдную, подчас, идею люди могли страдать, но их единицы. Здесь такое грандиозное явление, от которого действительно душа содрогнется.

Это первое. Я говорю о масштабах.

А если мы теперь возьмем самих людей, которые свидетельствуют, что они видели Бога? Посмотрите, что это за люди? Церковь называет их святыми. Что это значит? Если мы говорим о святых по жизни людях, т.е. о тех, которые боялись даже в мыслях, вы слышите, в мыслях, допустить какую-то ложь, какое-то лукавство, какое-то лицемерие, тем более в словах или поступках. И когда они говорили, что они действительно видели Бога, - опять повторяю, не этими телесными глазами, - когда они действительно пережили Бога, то сомневаться в их утверждении мы уже не имеем никаких оснований.

Ну, хорошо. Для скептика и это не достаточно убедительно. Не веришь, значит? Тогда христианство предлагает тщательно разработанный, тщательно проверенный, по полочкам, если хотите, по шагам, путь для человека, желающего убедиться в существовании Бога. Ты, человек, хочешь узнать сам, тебя всё-таки что-то смущает, для тебя недостаточно ещё этих аргументов? Вот тебе путь, как нужно жить, измениться самому, для того чтобы убедиться, что Бог есть. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Христианство говорит о необходимости нравственного, духовного изменения человека, преображения человека. Только в таком состоянии он сможет убрать завесу со своих глаз и увидеть Бога.

К какой святости призывается человек, чтобы действительно увидеть Бога! Вот ведь о чем говорит христианство. Есть факты, и есть путь проверки. С точки зрения формальных, научных требований, если хотите, теоретических требований, христианство предлагает вот такие доказательства бытия Бога.

А посмотрите на другую сторону, что атеизм предлагает? Есть ли у него какие-нибудь факты, подтверждающие небытие Бога? И вообще, могут ли быть такие факты? Их нет. Их просто быть не может. И никто никогда не предлагал таких фактов. Но может быть самое страшное, самое убийственное другое: я просил бы вас особенно здесь запомнить тот вопрос, который пригодится каждому слышать в его дискуссиях с подобного рода людьми. Вопрос этот следующий: «А что я должен сделать с собой ли, с окружающим миром, с чем угодно, скажите, что я должен сделать, что бы убедиться, что Бога нет?» …Вот точно таким же молчанием был ответ ученых мужей, которые говорили, что Бога нет, когда им был задан этот вопрос. Атеизм не знает, что на это ответить и уж тем более что сделать.

Так как же вы утверждаете, и на каком основании вы тогда утверждаете что Бога нет, если вы даже не знаете, что сделать, чтобы убедиться в этом? Как вы-то убедились в этом, интересно? Не знают. Атеизм – это удивительно антинаучное убеждение, просто поразительное: не имея никаких оснований для отрицаний Бога, оно это утверждает. Это, я вам скажу, такая вера, т.е. атеизм, которой может позавидовать любая религия. Потому что любая религия имеет какие-то аргументы, здесь – никаких аргументов. Верь, человек, и всё! Действует исключительно только одно – сила внушения.

Обратите внимание на этот тезис: наука доказала, что Бога нет? Это доходит до смешного: что, сопротивление материалов доказало, что Бога нет? Изумительно! А какая же наука это доказала? Любопытно было бы узнать!

Несколько лет назад состоялась очень интересная конференция на тему «Вера и знания». Конференция эта интересна тем, что на ней были представлены самые яркие представители науки, ну и, конечно, религии. Выступили с речами наш почивший уже Святейший Патриарх Алексий II, тогдашний Смоленский митрополит Кирилл, ряд других богословов. С той стороны выступили президент Академии наук, министр по науке и целый ряд других очень известных учёных. Такое собрание, пожалуй, чуть ли не впервые в истории России и на таком уровне. Частные собрания бывали, конференции, но на таком уровне конечно впервые в истории России, не советской даже, а вообще! Это факт, я скажу вам, имеющий огромное историческое значение. В частности, президент АН сказал, что нужно различать между собою науку и научное мировоззрение. Наука – бесстрастная вещь, она констатирует факты, строит гипотезы, предлагает теории. Она бесстрастна, она вне мировоззрений.

Поэтому мы видим и верующих учёных и неверующих. Оказывается, что сама по себе наука ещё не является мировоззрением, а вот научное мировоззрение – это совершенно другое. Научное мировоззрение может иметь, опять-таки, человек и верующий и неверующий, в зависимости от того, какую основу предлагает он для совокупности тех научных знаний, которыми располагает современный мир. Поэтому научное мировоззрение, оказывается, может быть у человека глубоко верующего в Бога и столь же сильно верующего в то, что Бога нет. Фактически, научное мировоззрение – это очень условное обозначение. Мировоззрение может быть религиозным, агностическим, атеистическим. Когда говорят о научном, то это не совсем точный термин. Но поскольку он употребляется, мы его в данном случае приводим.

Итак, я вам хотел сказать, что когда мы стоим перед вопросом о доказательстве, то очень важно иметь ввиду, что доказывается то, что имеет факты и то, что может быть проверено. Религия с этой точки зрения удовлетворяет обоим требованиям.

 Сколько религий?

Вот так мы с вами немножко поговорили о первом барьере, самом простом. Ну хорошо, атеизм не годится. А какая религия? Один журналист написал: «В мире тысячи религий». Другой его поправил: «Да нет, их всего немного». Религий, по крайней мере, до не давнего времени было не много. И вообще по существу, религий очень мало, просто очень много разновидностей одного и того же религиозного направления. Очень много! Возьмите христианство на данном этапе истории. Вы же знаете: православные христиане, католические, лютеранские, баптистские, методистские, англиканские, епископальные… Очень много. Но речь идет уже не только о ветвях одной религии, здесь нужно иметь ввиду и нечто другое, что появляется в наше время. В настоящее время очень много, так называемых, синкретических религий. Синкретические – это те религии, которые создаются энтузиазмом какого-нибудь человека или нескольких людей. Как же это происходит? Вот в желудок кладется разная пища, а получается одно… Так и здесь. Слышат бог знает что отовсюду, и в их голове, как в желудке, всё это перемалывается и выплёвывается наконец какой-нибудь там «Мун» или «саентолог». Если вы посмотрите на это «новое произведение», то чего вы там только не найдёте. Поистине, «всякой твари по паре». Это настоящий «Ноев ковчег». И потом начинается: что это – христианская ли секта? Индуистская? Или буддистская? Или иудейская? Голову ломают! Ещё бы не сломать, когда тут действительно всего полно.

Так вот, если говорить о таких религиях, которые имеют вполне конкретные корни, определённую историю происхождения и уже устоявшуюся традицию, то их совсем немного. Это следующие мировые религии: 1) христианство, 2) мусульманство (которое хотя и возникло спустя шесть с половиной веков после христианства, но приобрело очень большой размах), 3) иудаизм (религия по числу своих верующих буквально ничтожная, но имеющая древнюю историю; только не смешивайте иудаизм с ветхозаветной религией – это совершенно разные вещи; Ветхий Завет весь жил Мессией, Христом, а иудаизм отверг Мессию-Христа, поэтому там произошли радикальные изменения, искажения ветхозаветной религии), 4) буддизм (который существует две с половиной тысячи лет) и, я бы назвал ещё одно направление, уже имеющее множество разновидностей – это, так называемые, 5) естественные религии. Термины тут разные: натуралистические религии, естественные религии, или то, что вы прочтёте в наших богословских книжках, особенно старых, языческие религии. Наилучший, пожалуй, термин – естественные религии. Вот видите, всего сколько религий. Хотя буддизм входит в категорию естественных религий, но по масштабам распространения и значимости может быть поставлен отдельно. Вот и всё.

Продолжение следует.

Дорогие друзья,
если вам нравиться то, что мы делаем, и вам не безразлична судьба портала, вы можете оказать нам помощь. Даже небольшое пожертвоние поможет проекту. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ мы можем сделать сайт лучше.
Спаси и храни вас Бог!

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет