Дешевая лепешка от дьявола

Екатерина Осовская 3 декабря 2010
8536

Дешевая лепешка от дьяволаВ какие только суеверия не умудряются верить люди, чтобы стать счастливыми! Хранят пасхальные яйца, дабы избежать пожара, смотрятся в зеркало, если возвращаются домой за забытой вещь. Более того готовы шесть дней квасить «тесто счастья», якобы спасающее от порчи. Суеверия да суеверия: каждый сам выбирает, насколько крепко в нем живет язычник. Вот только «хлеб счастья» - он же «хлеб из Киево-Печерского монастыря», «почаевский», «иерусалимский», «афонский» - многие действительно принимают за церковный и пекут его в надежде на Божье благословление.

Когда два года назад встретила сообщение о том, что подобный «хлебушек» лихо распространяется в России, на Украине и даже добрался до Беларуси, почему-то не поверила, что эта «хлебная» волна дойдет и до мирного Лепеля. Как оказалось, зря.

Закваску теста в маленькой баночке и рецепт «Хлеб из Киево-Печерского монастыря» моей маме дала одна подруга, получивши его, в свою очередь, от другой знакомой. Подозрения о святости содержимого возникли сразу же, как прочла первую строку рецепта: «Этот хлеб снимает порчу в доме, приносит здоровье и счастье». Сразу вспомнились пресловутые «письма счастья», которые в детстве я, переписав по пять-шесть раз, вбрасывала в почтовые ящики соседям.

Поискав на просторах интернета какую-либо информацию об этом хлебе, я узнала, что имеет он несколько названий: привозят его якобы из Иерусалима, Афона и Почаева. География обширная, но способ приготовления практически одинаковый. Это явление достигло таких масштабов, что на официальном сайте Почаевской лавры братия монастыря поместила опровержение: «Дорогие братья и сестры! Как нам стало известно, уже некоторое время по епархиям Украины стали распространять так называемый «хлеб (закваску) из Почаевской Лавры». Братия Почаевской Лавры сообщает вам, что это явление не имеет никакого отношения к Свято-Успенской Почаевской Лавре, а является проявлением духовного невежества, суеверия и спекуляции на авторитете нашей Великой Святыни. Пользоваться этим тестом строго запрещается, так как это может привести к духовному повреждению и иметь мистическое ритуальное значение».

И вправду, ритуала в этом рецепте хоть отбавляй: печь хлеб можно один раз в жизни, и вкушают его только проживающие в доме. Угощать кого-либо им строго запрещается. Какой-то совсем не церковный подход получается: только себе и больше никому. Автор рецепта явно не учел, что в христианстве жадность «не приветствуется»! Причем во время выпечки у Бога можно попросить всего чего захочется, кроме денег. У людей деньги подсознательно ассоциируются с грехом, которые здесь как раз таки и осуждаются, хотя легко в обход сребролюбию, к примеру, можно попросить новую машину или квартиру. А еще лучше загадать какое-нибудь нематериальное благо, и когда оно силой вашей мысли придет к вам, рассказывать знакомым, как помог чудо-хлебушек.

Самое же интересное содержит в себе способ приготовления. Возиться с ним нужно в течение шести дней. В первый день закваска стоит в открытой посуде и привыкает к дому. Судя по всему, имеется в виду, что за это время она впитывает плохую энергетику, но ведь тогда логичней это тесто просто выкинуть, а не есть?! Более того при выпечке нужно забыть о всякой брезгливости и санитарии. Во-первых, неизвестно, сколько до вас оно прошло рук: на интернет-сайтах встречается информация, что первую закваску «иерусалимского» хлеба сделали 24 года назад. Во-вторых, нужно держать его открытым. И, в-третьих, квасить, вместо как обычно одного дня, целых шесть. Наверняка, от отравления людей, приготовивших этот хлеб, спасает только термическая обработка. Возникает вопрос: если оно вдруг попадет в руки к больному человеку, и дальше продолжит свое «торжественное» шествие?

В оставшиеся дни рецепт требует действовать «строго по инструкции»: добавлять молоко, сахар и муку, перемешивать по особым дням. Напоследок разделить тесто на четыре равные части, одну оставить себе и спечь долгожданный хлебушек, а остальные раздать хорошим людям, которым желаете добра. Опять какая-то нестыковка: помогать же нужно всем, а не только хорошим! Хотя если посмотреть с другой стороны, добрый знакомый, наверняка, постеснятся не взять «чудную» закваску, а вам как человеку, желающему ему добра, обязательно поверит и приготовит чудо-хлеб. Евангелие же нас предупреждает: «горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Что ж выбор каждого: быть проводником соблазна или выкинуть «волшебное тесто» и прервать цепочку бестолковых суеверий.

- Подобной закваской наших прихожан пытаются попотчевать уже не первый год, - рассказывает настоятель Свято-Параскевинского православного храма иерей Адам Коледа. – Трудно определенно говорить о происхождении данного «хлеба», но что он привезен не из Киево-Печерского монастыря это однозначно. Из рецепта сразу видно потребительское отношение к Богу: он учит не благодарить Господа, а сразу просить. И неважно, что наше желание не касается денег: вполне спокойно можно попросить несколько дач на Кипре и для выгоды продать их. Не менее странен выбор: одного хлебом следует угощать, другого – нет. «Давать только хорошим людям»: значит, мы соглашаемся с тем, что есть и плохие?! И грех не в том, что мы взяли этот хлеб, а в нашем отношении к нему, в том, что приписываем ему чудодейственные силы. Ведь ни артос, ни просфоры, ни целование креста, ни даже причастие без искренней веры в Бога человеку не поможет. Конечно, проще всего спечь хлеб, покушать его - и в церковь идти не надо. Но сегодня это тесто из Киево-Печерского монастыря, завтра будет суперкартошка из Почаевской Лавры, а что послезавтра? Огурцы с Соловецкого монастыря? Кроме того, мы не знаем, что с этой закваской делали раньше.

Никто не дает и гарантии, что не может быть, к примеру, сектантами в это чудо-тесто примешана и жертвенная человеческая кровь, ведь если бы люди знали это, многие не стали брать его даже в руки. А прикрываться авторитетом православной церкви весьма эффективно. Более того известно немало случаев раздачи пищи сектантами. К примеру, кришнаиты в своих бесплатных вегетарианских кафе кормят идоложертвенной пищей, посвященной Кришне, всех независимо от вероисповедания. Кстати, посетители кафе об этом даже не догадываются. Кровь и сперма «преподобного Муна», основателя другой известной секты, добавляется в еду, которая потом раздается на их собраниях.

Может, самое время перестать бояться черных кошек и пустых ведер, а поверить в собственные силы? И счастья просить у Бога не кухне над «волшебным» тестом, а в храме перед иконой Христа Спасителя?

Дорогие друзья,
если вам нравиться то, что мы делаем, и вам не безразлична судьба портала, вы можете оказать нам помощь. Даже небольшое пожертвоние поможет проекту. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ мы можем сделать сайт лучше.
Спаси и храни вас Бог!

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет