Дорогой староста, а теперь ключи от храма отдайте мне!

Юлия Коминко 7 августа 2017
266
«Я вышел на амвон и сказал: "Люди, вы мне прямо скажите сейчас, наемник я у вас или пастырь?" А если пастырь, тогда, дорогой староста, отдайте ключи от храма…» За что болит сердце у сельского священника, «Правмиру», рассказывает настоятель небольшого прихода на Ровенщине протоиерей Василий Романюк.


«Люди подняли крик, а я молчу»

— Отец Василий, действительно ли служить в селе — мрачно и беспросветно, как об этом часто говорят и пишут? А священник  — бесправный человек, прозябающий в полной нищете…

— Нет. Не могу так сказать. Бывает, священники как раз «качают права», некрасиво поступают. Есть и такое.

Взять хотя бы случай, которому я был свидетелем. Я служу на своем приходе уже 15 лет. Назначили меня сюда, когда у общины с прежним настоятелем возник конфликт. Я молодой совсем, только-только семинарию окончил. Владыка благословил: рукополагайся. После хиротонии я 40 дней отслужил, затем меня вызвали и выдали на руки указ. Благословение владыки как не выполнить? И я поехал.

Приезжаю, батюшка служит акафист после Литургии. Увидел меня, рассердился, стал громко возмущаться. Люди подняли крик. Я молчу. Рядом моя супруга беременная, мама моя. Мама расплакалась… По идее, он должен был мне дела передать, познакомить со всеми и перейти на следующее место служения. Это если по-человечески, и тем более, по-священнически, по-братски.

Но прежний настоятель со скандалом вышел из храма, а когда уехал, то забрал с собой абсолютно всё. Деньги до копейки, масло лампадное, даже уголь кадильный и ладан — так, что и служить было не с чем.

— И как вы вышли из ситуации?

— Люди собрали какую-то сумму. Староста поехал, купил две пачки угля, две бутылки масла, небольшую пачку ладана — так, чтобы Литургию совершить…

Помню, как раз поступал в духовную академию. Так прихожане мне на дорогу сбрасывались, потому что денег у нас тогда совсем не было. Вот такой жест доброй воли паствы к своему молодому священнику.

— Что бы вы делали, если бы община и вас не приняла?

— Я об этом не думал… Да и что я сделал такого, чтобы не приняли? Я шел, куда вел меня Господь.

— Что вообще нужно, чтобы приход принял священника?

— Нужно смотреть на любой приход как на милость Божию, полагаться на волю Господа и не выбирать.

Священник ведь служит не своим интересам, а Богу. Когда я рукополагался, не знал, куда меня направят. Благочинный говорил, что нет свободных приходов в нашей епархии, и назначат в какую-то из соседних. И я был готов идти, куда Бог направит. «Господи, в руки Твои предаюсь, веди меня. Только будь всегда со мной…» — так я мыслил. И когда приехал на приход, как глянул… «Господи, куда Ты меня привел!» Очень тяжело было поначалу.

— За что прихожане конфликтовали с настоятелем?

— За то, что очень долгое время в храме вообще ничего не делалось. Я и сам это увидел, когда приехал.

Наверное, это проблема многих из нас. Мы привязываемся к церкви как к собственности, к своему личному. Но это же не наше, это Божье. А мы — просто руки, через которые действует Господь.

Но часто священники переступают черту, о которой в Священном Писании сказано, что служитель «питается от алтаря».

«Питаться от алтаря» и сдирать с алтаря — большая разница. Мы должны заботиться о храме, работать с паствой, и когда будем отдаваться приходу, храму, людям целиком, Господь нас не оставит.

Он будет посылать и копейку, чтобы прокормить семью — или продукты, или возможности, или даже работу пошлет, и мы не будем нуждаться в этой копейке.

Вот вы спрашиваете, как это, служить в селе. А я отвечу, что не хотел бы на городской приход. Знаете, почему? Чем больше людей, тем больше ответственности. Мне ведь за каждую душу отвечать перед Богом. А когда паства маленькая, всех знаешь, со всеми общаешься, всех легче духовно контролировать, никто, так сказать, не спрячется.

Крестный ход на Ровенщине. Фото: mizoch.church.ua

“Мне нравится эта жизнь священническая”

— Вы сказали «контролировать». В чем этот контроль должен проявляться и где его границы? Потому что из ваших слов может сложиться впечатление, что вы авторитарно вмешиваетесь в жизнь прихожан…

— Нет. Господь сказал: «Кого Я люблю, того наказываю». К каждому человеку свой подход. У всех ведь разный духовный уровень. Кто-то только начинает свой путь в Церкви, не молился никогда. Такого прихожанина, образно говоря, как младенца, молоком нужно вскармливать. То есть, аккуратно по чуть-чуть вести к Богу.

Потому что если человек резко кидается вперёд, «ударяется» в молитву, велик риск того, что он быстро охладеет. Есть противостоящая злая сила, которая делает все, чтобы нас погубить. И если она видит, что человек раньше не молился, к Богу не обращался, а тут вдруг проявляет такое рвение, то бросает все силы, чтобы новоначального сломать. Вот почему по пути спасения души нужно идти шаг за шагом, по чуть-чуть. И для этого должен быть духовник и его духовный контроль.

— То есть, вы не рассказываете своим прихожанам, когда им воздерживаться от супружеского общения или продавать поросят?

— А апостол Павел разве про это говорит? «Брак свят, и ложе непорочно». Супружеские обеты, семья — это вообще тайна. И это совсем не то, что мы должны контролировать.

Задача священников — помогать людям в их духовной жизни, а не указывать, когда огурцы сажать. Если духовник все вопросы замыкает на себе, духовные чада привязываются к нему, а так быть не должно. Мы всего лишь указатели на пути к Господу. Моя задача — чтобы человек посмотрел на меня, возвел свои глаза к небу и прославил Господа, обратился к Нему. Я должен показать, куда идти. Не помолиться вместо прихожанина, пока он своими делами занят, а поддержать его молитву своей молитвой, попросить у Бога, чтобы Он услышал этого человека. Но чтобы тот сам молился, сам с Господом общался. Вот это — моя цель, такова задача священника.

К сожалению, бывает наоборот. Когда люди привязываются к духовнику и совершенно о Боге забывают.

— Но такой подход и внимательное отношение требуют огромных душевных сил. Да, благодать рукоположения и частое служение Божественной литургии поддерживают священника. Но недавно вы сами признались, что ощущаете выгорание. Как с этим быть? Как священнику и людям помочь, и себя не потерять?

— Вы не так меня поняли. Выгораю я по работе с молодежью. Мы столько всего сделали, столько проектов запустили, что уже не знаю, что бы ещё такого придумать. Я это люблю, этим горю, но нужен какой-то новый ракурс. Просто надо сесть, взбодриться, подумать хорошенько и устроить перезагрузку, перезапуститься.

Но что касается общения с людьми… Мне нравится эта жизнь священническая. Я только сейчас начал понимать святителя Иоанна Златоуста, который писал, что священник за праведность будет иметь очень большую награду. Как он говорил: если бы люди знали, что получит пастырь за праведность, все захотели бы рукополагаться. Но если бы знали, какое наказание будет священнику за греховность, никто бы даже смотреть в сторону священства не захотел бы.

Кому многое дано, с того много спросится. Мы, духовенство, зачастую живем, как обычные миряне. Забываем, что нам дана очень большая власть, за которую придется дать ответ.

Проблема в том, что есть такие священники, которые даже в Бога не веруют, просто пришли в Церковь для заработка. Такой в случае чего и служение может оставить. Скажет, что «зарплата маленькая, а мне семью кормить надо», и отойдёт от Престола.

Истинный пастырь — тот, который пришел ради спасения души своей и душ паствы, то есть мы сами идем ко Господу и за собой ведем людей. Пусть даже в храме один-единственный человек будет стоять, всё равно надо служить и молиться за этого человека. И большая награда ждет священника за то, что спасаются души людей.

— Простите, но зачем же рукополагают таких, которые идут зарабатывать?

— А как по нему узнать, что он идет зарабатывать? Здесь вы уже рискуете впасть в осуждение епископа, а этого нельзя делать. Епископ смотрит с надеждой, что человек все-таки направит свои мысли, сердце и свой дух к небу, и что всё у него получится.

Это как священник со своими прихожанами… Вот подходит пьяница к исповеди, плачет, просит у Господа прощения. И батюшка надеется, что человек больше не будет грешить, что уже всё осознал. А тот идет и снова впадает в грех. Но надежда ведь есть. Если Господь животворит человека и до конца его ждет, возлагает на него надежду, то кто мы такие, чтобы не давать человеку шанс?

— Скажите, правда ли, что сами священники называют Церковь «системой»?

— Да где вы такое видели?!

— Священники в публикациях так выражаются…

— Не может быть… В нашей Ровенской епархии я знаю практически всех. И меня все знают. Наш район — очень большой. И того, о чем вы говорите, я не слышал и не видел никогда. Даже если какой-то цинизм и проскочит из уст священника, мы, его собратья, тут же сами это пресекаем.

Не знаю, мне Господь посылает таких людей, посмотрев на которых, самому хочется тянуться к лучшему, быть хоть в чем-то на них похожим.

— Вы не только на своем приходе служите, но и возглавляете епархиальный отдел по работе с молодежью, общаетесь с широким кругом духовенства. Скажите, насколько бесправны священники перед епархиальным руководством?

— В Церкви есть своя иерархия. На Небе есть своя иерархия. Всюду, даже в преисподней, есть своя иерархия. Священник перед епископом должен благоговеть, какой бы тот грешный ни был, а мирянин перед священником должен благоговеть — какой бы тот грешный ни был. На епископе — апостольский сан, на священнике — священный. Архиерей сам ответит перед Господом, как и священник. А миряне ответят за то, как относились к своим пастырям, насколько были у них в послушании.

На венчании. Фото: molodost.in.ua

«И я сказал: “Дорогой староста, теперь ключи от храма отдайте мне”»

— Какие проблемы реально стоят перед священником в селе? За что лично у вас сердце болит?

— Знаете, когда у меня сердце болит? Когда я служу всенощную, выхожу из алтаря на каждение, а в храме, кроме хористов, ещё две прихожанки стоят. И больше никого. Вот тогда моё сердце кровью обливается.

Господь за нас пострадал, за людей на Кресте умер, а где люди? Почему не ходят? Времени нет воздать Богу славу?

— Сколько у вас служба длится?

— Три часа.

— Может, если бы не такие длинные богослужения, то и люди бы ходили?

— Давайте посмотрим. В субботу с утра я служу Литургию и панихиду. Очень многие приходят на эти службы, чтобы помолиться об усопших родственниках. Я стараюсь всех настраивать, чтобы не только батюшка за их близких молился, но и сами люди приходили и поминали. Особенно 40 дней после смерти родного человека. Ведь в этом проявляется наша любовь: мы должны приложить все усилия, чтобы помочь нашим умершим пройти мытарства и прийти к нашему Господу.

Любовь — это когда на могилках постоянно цветы цветут. Господь жив, и души усопших живы. Если могилка всегда прибранная, красивая — вот в этом наша любовь.

А не тогда, когда мы на гроб падаем, плачем и кричим: «Родной мой, что же я теперь буду без тебя делать!» А как девять дней прошло, так уже и забыл, какой он был родной…

Так что панихиду мы служим в субботу, чтобы разгрузить воскресную службу. Вечером в субботу всенощное бдение, в воскресенье утром — часы и Литургия. Таким образом, никаких длинных служб у нас нет.

Кстати, на Литургии в нашем храме причастников столько, что Причащение занимает до получаса.

— Тогда почему так мало людей приходит на всенощную? И что делать, чтобы было больше?

— Молиться самим. А специально звать никого не надо. Все и так знают. Колокола зазвонили — значит, служба началась. Кто понимает, тот собирается и идет в храм.

— Часто люди считают, что раз работа священника — молиться, вот пусть он и служит, пока они свои дела по хозяйству доделывают…

— Не может употребляться слово «работа» по отношению к Престолу и к прихожанам. Священник — это пастырь, духовник.

У меня на приходе вставал такой вопрос. Попытались мне поставить на вид, что «вы, батюшка, у нас на зарплате — наемник». Так я после такого вышел на амвон и сказал: «Люди, вы мне прямо скажите сейчас, наемник я у вас или пастырь? А то подходят по одному, по двое, и говорят, что и как я должен делать. Так вот наемник — это тот, кто отслужил службу, получил свою зарплату, назначенную приходом, и умчался.

Вы определитесь: или я работаю по часам, но тогда вы ко мне обращаетесь только в мое рабочее время. Или я священник, ваш пастырь, который ведет вас к Господу, и в любое время суток вам доступен. И в любой беде каждый из вас ко мне может прийти или позвонить…»

— А приходят в любое время?

— Конечно. Бывает, умер кто-то, так родственники сразу бегут ко мне: в два часа ночи, в пять утра. Действительно, у людей беда, как не отозваться? Люди вообще всегда должны помогать друг другу. Всё бросить и прийти на помощь ближнему. А священник как раз должен быть в этом примером.

Как я могу отключить телефон, если где-то у моих прихожан умирает бабушка, и надо её причастить? Или хотя бы встать и помолиться за нее. Как могу отключить телефон или не реагировать, если женщину повезли в роддом, а у нее проблемы, не может разродиться? Она или её муж звонят, просят: «Батюшка, помолитесь». Тогда и я становлюсь на молитву, и матушка моя, и детки. Все вместе мы просим Господа, чтобы Он помог. Как только рожает, сразу звонят нам, и мы, опять таки, встаем все вместе и благодарим Господа. А уже в воскресенье служим благодарственный молебен и молимся на Литургии.

— И что прихожане вам на такой ваш вопрос ответили?

— Что им нужен пастырь… Тогда я сказал: «Дорогой староста, теперь ключи от храма отдайте мне». Потому что если человек заболел и надо срочно его причастить, почему мне приходится старосту искать по всему селу? Я ведь на территории храма живу, значит, в любое время дня и ночи должен иметь возможность открыть храм, взять Дары и пойти причащать. Если что-то надо, пожалуйста — приходите, я храм открою. Но ключи должны быть у меня.

— А от кассы ключи у кого?

— У нас касса не закрывается. По деньгам — полная отчетность. Кассир ведет кассовую книгу, кто сколько пожертвовал и куда какая сумма из кассы пошла. А как потратить деньги, на какие потребности храма — не сам священник или кассир решает, а обсуждают совместно. Всё на виду.

Правда, на нашем приходе сейчас сложилась немного другая ситуация. Фактически все средства нашей семьи, которые мы зарабатываем, полностью вкладываем в храм. Сами жертвуем и прихожан учим творить милостыню: родился ребенок, или празднуешь юбилей, или даже просто ещё один год прожил — в благодарность Господу сотвори жертву по своей возможности. Я подсказываю, что бы хорошо в церковь купить, а люди выбирают, на что у них есть средства.

— То есть у вас есть и другой источник дохода, помимо зарплаты священника?

— Прожить на зарплату священника тяжело, даже в селе. Всегда платили очень мало, но сейчас, по законодательству, хотя бы уже до минимальной ставки дотягивают. А с учетом цен на электричество, отопление, и нужды семьи (чего только стоит подготовить детей к 1 сентября), средств катастрофически не хватает.

Но работы вокруг столько — было бы желание. Мы с матушкой начали с того, что занимались машинами. Отец когда-то подарил мне «копейку», Жигули первой модели, как сейчас помню, купленные за 500 долларов. Я её поварил, что сам не мог сделать, мастеров нанял, и затем после ремонта нашел покупателя и машину продал. После этой купил другую, тоже отремонтировал, подготовил к рынку и опять продал. Увидел, что таким образом можно за раз заработать полугодовую зарплату, и стал трудиться в этом направлении. Священническому служению такая деятельность никак не мешала, а нашей семье давала неплохой доход.

Вся семья моя была задействована: я машину готовил, матушка мыла, салон пылесосила. Затем вызываем маму, чтобы с детьми дома посидела, а сами в среду ночью выезжаем с матушкой в соседний областной центр на авторынок, и с раннего утра в четверг уже пробуем продавать. Причем заметили, что если машина не была полностью готова, то продать не получалось. Сначала понять не могли: как так, другие взяли и перепродали, а у нас не выходит? Потом осознали — я же священник, и когда говорю покупателю, что машина хорошая, она действительно должна быть хорошая, чтобы человек не огорчался и не роптал. Поэтому у нас так было, что пока всё до последней запчасти не поменяем, полностью всё не сделаем, на рынок автомобиль не везём.

Или облачения мы изготавливали и продавали. Матушка моя окончила швейное училище с красным дипломом и свое умение не забросила, а стала шить орари, стихари, священнические фелони. Я искал хорошие ткани, занимался реализацией — тоже какой-никакой заработок.

Вот так чтобы выживать, мы всегда должны были трудиться. Но в селе можно заниматься чем угодно: землю обрабатывать, огород держать. Даже тепличка небольшая может приносить колоссальную радость для души, как род занятий, и при этом семью кормить. Вы видели, сколько стоит хотя бы тот же зеленый лук? А его можно выращивать просто в небольшой теплице и — на рынок. Или, поросята и курочки: во-первых, у семьи постоянно будут яйца и мясо, а во-вторых, в посты яйца можно собирать и перед праздником продавать. Опять же, какая никакая, а копеечка.

Как говорят, «рыбу кормят плавники, а волка — ноги». Сейчас мы взяли в аренду технику — экскаватор, трактор, занимаемся земляными работами. Строятся люди очень активно, поэтому заказов у нас много.

Просто если хочешь заработать, надо не сидеть на месте и не жалеть себя, а помолиться, сесть подумать хорошенько, немножко где-то недоспать, и все получится.

Сколько есть нужды в толковых мастерах по ремонту, стройке. Человек ответственный, непьющий и честный везде будет востребован. Сколько раз уже ко мне обращались, чтобы я порекомендовал бригады строителей, каменщиков, мастеров, умеющих бетон заливать, крыши делать. Даже готовы взять тех, кто пока ещё не умеет — дескать, возле мастеров научатся, лишь бы толковых. Люди просят найти специалистов, обещают хорошо платить. Чем не заработок для священника — на неделе, когда служб нет, пойти своими руками потрудиться? И вместо того чтобы роптать, что зарплаты маленькие, организоваться и трудиться, чтобы и семью содержать, и храму помогать. Это реально.

А когда ты сам зарабатываешь, да ещё людей нанимаешь и им зарплату платишь, даже в голову не придет смотреть на церковь как на источник дохода. Наоборот, сам инвестируешь в ремонт храма, в обустройство территории. И Господь посылает клиентов, которые хотят с нами работать.

Мы на средства наших прихожан и на заработанное нашей семьей постепенно смогли заменить в церкви всю утварь, полностью обновили храм внутри. И снаружи сделали ремонт, уже своими силами, обустраиваем прилегающую территорию. Не дом земной строим, о чем скорбит моя мама, говоря, если что случится, где ты будешь жить? А возводим себе обитель на Небесах — благоукрашаем храм свой.

Протоиерей Василий Романюк (в центре). Фото: mizoch.church.ua

— Вы так воодушевленно рассказываете о своем служении. Но всё же, не было у вас никогда желания перейти из сельского храма на городской приход?

— Был момент, когда я очень хотел перейти: тяжело переживал, что люди относятся к священнику, как к наемнику. Но теперь кровь наша держит нас здесь. Мы местные уже, кровные, и свой приход я не променяю ни на что. Ведь здесь половинка сердца моего осталась…

Как-то подошли ко мне друзья: «Батюшка, давайте мы вас на Афон свозим». А я боюсь ехать. Потому что это удел Матери Божией. Как я, грешный, смогу ступить на святую землю? Но я вот что знаю: мы свой Афон должны обустроить здесь, у себя. Представьте, если каждый храм станет уделом Божией Матери, не только снаружи, но и в приходской жизни, как это будет хорошо! Ведь что такое Святая гора? Место, где Матерь Божия — единственная Заступница и Владычица, и все живут у Нее в послушании и любви. Отчего же не сделать свой приход, свой храм, территорию возле храма таким вот кусочком рая на земле? Чтобы здесь был наш собственный маленький Афон, и все, кто сюда приходят, кто тут служит, слушались голоса Божьего, творили во всем волю Его, укрывались от мирских забот и испытывали то неземное счастье, которое дает общение с Богом.

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет