Духовное Зрение

Митрополит Филарет (Вознесенский) 31 января 2011
4139

 Что в наше время редко приходится встречать примеры сильной, живой, могучей веры, — вряд ли кто-либо станет против этого возражать. Но, в то же самое время, приходится порой слышать, — и это приходилось слышать не раз и мне, и другим, — как иногда люди сами о себе говорят: "O, я очень религиозный, я глубоко верующий," и говорят это искренно, думая, что они, в самом деле, с полным основанием могут о себе так сказать. Но, увы — на это, в большинстве случаев, ответ будет такой:. "Возлюбленные, не обманывайте себя! Посмотрите в Евангелие, — там точно указаны признаки истинной веры. Вот только что в Евангелии читалось о том, каковы признаки этой веры. Господь Сам говорит, что верующих истинно, действительно, по-настоящему верующих, будут на их жизненном пути сопровождать следующие знамения: "Именем Моим бесы ижденут; языки возглаголют новы; змия возмут; аще же что смертное испиют, — не вредит их; на недужныя руки возложат и здравы будут." Вот признаки истинной веры!

Так скажи же ты, похваляющийся своей верой, есть ли у тебя эти признаки? А если нет, — то чем ты хвалишься?... Ведь из жизни Церкви мы видим, что те, кто действительно имели истинную веру, всегда думали о себе и о своей вере очень смиренно, всегда считали и сознавали себя маловерными. Получается то, что называют парадокс — как бы самопротиворечивое положение: тот, кто действительно верует, своей вере не доверяет и видит себя маловерным, а тот, кто истинной, живой, веры, по существу, не имеет, — тот думает, что он глубоко верует и говорит о себе, что "я очень религиозный и глубоко верующий..."

Должно заметить, что подобный же "парадокс" мы видим и в моральной, нравственной, духовной оценке человека; в этом смысле справедливо говорят, что праведники видят себя грешниками, а грешники видят себя праведниками. Почему это так, — легко уразуметь из простых примеров.

Представьте себе комнату, пыльную, душную и темную. Пока в ней темно, пыли никто не видит; но когда в нее врывается луч солнца, то он освещает комнату, и в этом луче пылинки становятся видными. Вот так же, пока человек не озарен лучом божественной благодати, в его душе только мрак греха и суеты, он не видит, как должно, своих грехов, и не понимает их тяжести; приходит на исповедь и не знает, о чем ему говорить. А когда человек озарен лучом божественной благодати, тогда, в свете этой благодати он видит свои прегрешения. Это и есть то, о чем мы молимся в Великом Посту: "Даруй ми зрети моя прегрешения," ибо без света Божией благодати человек их и не увидит.

Другой пример: всякому известно, что на чистой простыне, на чистой скатерти и малое пятнышко видно, и бросается в глаза: а на грязной тряпке и крупные комья грязи не заметны, — там все слилось. Вот так же, в душе человека грешного, не просвещенного Божией благодатью, не думающего о духовной жизни, не думающего об исправлении, не думающего об ответе пред Богом, — все слилось, и сам он ничего разобрать в этом не может; только всевидящий Господь видит печальное состояние души этого человека. Сам же он этого не чувствует и не замечает, и думает, что он не так уж плох, и то, что в Евангелии говорится о великих грешниках, к нему уж никак не относится. Святым он быть может, себя не считает, но полагает, что он не так уж и плох...

Угодники Божии мыслили о себе совсем иначе и видели себя, и свое духовное естество совсем в ином свете. Один подвижник все время плакал; ученик его спрашивал: "Отче, о чем ты так плачешь?" — "O грехах моих, сын мой," — отвечал тот. — "Да какие у тебя грехи? И почему ты их так оплакиваешь?" — "Сын мой," ответил подвижник, — "если бы я мог, как должно, увидеть свои грехи, во всем их безобразии, то я и тебя бы просил оплакивать мои грехи вместе со мной." Так говорили о себе эти необыкновенные люди. Мы же, люди обыкновенные, не видим своей греховности, и не чувствуем ее тяжесть. Отсюда и получается то, о чем я только что сказал: придет человек на исповедь и не знает, что ему сказать. Иная исповедница так и говорит: "Батюшка, я все забыла." А как вы думаете, если человек у которого болит рука, нога или какой-либо внутренний орган, идет к доктору, забудет ли он, что у него болит? Так и душа; если она действительно горит покаянным чувством, она не забудет грехов своих. Конечно, ни один человек не может вспомнить все свои грехи — все до одного, без всякаго исключения. Но истинное покаяние непременно требует того, чтобы человек сознавал свою греховность и искренно сокрушался о ней.

Таким образом, грешник в силу своей духовной слепоты, кажется самому себе чуть ли ни праведником, а праведник считает себя грешником, потому что он привык вглядываться в свою душу и видеть в ней пятна греха и нечистоты. Как уже было сказано, мы молимся в Великом Посту, чтобы Господь даровал нам зрети наши прегрешения — наши, а не чужие. Но об этом нужно молиться, не только в Посту, а всегда — молиться о том, чтобы Господь научил нас видеть себя как должно, и не помышлять о своей мнимой "праведности." Будем же помнить, что только Милость Господня может открыть человеку глаза на его истинное духовное состояние, и этим поставить его на путь истинного покаяния.

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет