Если христиане вырастили синий квадратный подсолнух – это не вина Христа

Священник Сергий Круглов 22 июня 2018
110
Священник Сергий Круглов - о беседе протоиерея Георгия Митрофанова и Анны Даниловой. Как должны говорить христиане, чтобы ближние могли их понять - “Правмир” приглашает всех желающих к дальнейшей дискуссии.


Если у яблока подгнил бок, я вырезаю и выбрасываю гниль

Мне однажды сказали примерно такое: “Церковные ригористы, которые признают только Нагорную проповедь, одно только Царство Христово, и отвергают царство кесаря, политику и войну как нечто само по себе авторитетное, на деле отвергают человеческую культуру, они просто бесчеловечные манихеи”.

На что я отвечал: “Вовсе нет. Если у яблока подгнил бок, я вырезаю и выбрасываю гниль, но само яблоко съедаю с удовольствием и благодарностью; мало того – взгляните за окно , какой я вырастил яблоневый сад! Христиане культуру не отвергают, она часть человека, продукт Богоданного творчества и часть Царства Христова. Они отвергают в культуре грех и грязь, называя их своими именами, только и всего”.

Мы смертны и ограничены, мы не можем стать на место Бога, но иногда нужно попробовать стать на Его место, чтобы понять Его, а затем – и самих себя. Как Бог относится, например, к войне? А как относится мать к тому, что ее единокровные и любимые дети начинают убивать друг друга? Для матери это страшное горе. Наши человеческие земные правды многообразны: кто-то прав, кто-то нет, кто-то напал, кто-то защищается… Но есть и Божья правда: война – это братоубийство, квинтээсенция падшести мира, квинтэссенция греха. Эта правда содержится в Евангелии.

Христос основал одну Церковь, чьи же все остальные

Церковные витии, все, убежденно говорящие что-то миру , явно или подспудно считая при этом, что говорят именно как христиане, как часть Церкви, – все, как мы ежедневно наблюдаем, говорят разными языками и разное, что, в общем, естественно: вино Духа влито в очень несхожие сосуды, кто-то глечик, кто-то амфора, кто-то бутылка стеклянная. кто-то – пластиковая.

Но все-таки, как бы разны они ни были, у всех сосудов есть общий смысл: служить сохранению вина и при этом не мешать, но способствовать тому, кто хочет этого вина налить и выпить, ибо вино – не для бутылки, но для пьющего. Какой прок от сосуда, если при попытке налить из него сосуд всякий раз переворачивается, и вино течет на землю, или если его невозможно закупорить так, чтобы вино не выдыхалось? Любой виночерпий справедливо определит ему место не на праздничном столе, а на помойке. Тем более, какой прок от сосуда, кроме вреда, если вещество его стенок таково, что вино в нем превращается в уксус, в нечто, ставшее не-вином?

При всей разности церковных витий (так я кратко, повторяю, называю всех христиан, вне зависимости, говорит ли кто из них в деревенском храме с амвона, с кафедры на заседании Синода или в бложике в соцсетях) , у них все же есть (должно быть) общее: Евангелие и дух Христов (чтоб почувствовать, какого духа сей дух, перечитаем вышеупомянутую Нагорную проповедь).

Повторять вслед за иными критиками Церкви упреки в том, что ага, Евангелие-то Евангелие, но вас не разберешь, один батюшка говорит одно, другой – другое, я не стану, но понять критиков могу: кипение злободневной пены, инфоповодов и вызовов времени, холиваров каждый день таково, что у наблюдателя, особенно стороннего или не особо искушенного, может возникнуть мнение, что многие из говорящих, формально принадлежа к одной и той же церковной организации, на деле принадлежат к СОВСЕМ разным Церквям, и наблюдатель задает вопрос: “Христос основал одну Церковь; чьи же все остальные? И вы сами – в которой?”.

Витии секунду ошарашенно молчат, покрепче вцепляются в свой аналой, выдыхают, снова набирают воздуху и в качестве ответа выливают на спросившего еще больший поток отскакивающих от зубов слов, которые окончательно запутывают дело.

Тем не менее, говорить, что у разных церковных витий и не должно быть общего основания – все равно что утверждать, что у Церкви нет общего Символа веры; фраза “Это мое убеждение, но допускаю, что я неправ” – первый шаг к безумию и распаду, об этом когда-то писал Честертон.

Если мы вырастили синий квадратный подсолнух

Словом, когда Церковь, в лице самых разных ее представителей, спрашивают, как относиться к голодовке Сенцова, аресту Дмитриева, насилию над теми или иными заключенными, она должна отвечать : “Милосердие”. Когда ее спрашивают, как относиться к войне в Сирии или в Донбассе, к освящению смертоносного оружия и тому подобным вещам, Церковь должна указывать на заповедь “Не убий” и на те уточнения, который сделал на этот счет Христос. И не потому, что эту установку продавило то или иное церковное лобби – просто потому, что это Евангелие – то, исповедание чего всех нас и делает христианами.

Повторю: все это не значит, что надо говорить одними и теми же словами – мы все такие разные, а слов на свете много, и надо учиться искусству их использовать, чтобы ближние, с которыми мы говорим , могли нас понять. Просто всё, о чем мы, христиане, говорим, в беседе, в написанной нами книге, в посте блога и так далее , должно раскрывать смысл все той же Нагорной проповеди и заповедей блаженств, расти из них, как подсолнух из грядки.

И если мы вырастили синий квадратный подсолнух и он перестал исполнять свое назначение – обликом напоминать людям солнце, а сытью семян питать добрых и злых, грешных и праведных, если семенами синего квадратного монстра кто-то отравился – то это косяк огородника, а вовсе не проблема грядки, земля которой как была тучной и плодородной, так и поныне такова.

“Но ведь человечество старо и во всем разочаровалось, и надо же людям сказать уже и что-то новенькое!” – возразит кто-то. В самом деле? Нагорная проповедь как была, так и до сих пор есть самая новая, небывалая, способная порвать любой шаблон новость. Не верите? Пойдем и перескажем Нагорную проповедь миру, и понаблюдаем, как у мира глаза лезут на лоб, потому что мир никогда ничего подобного не слыхал, или – так и не смог услышать.

А если при этом мы подкрепим эти Христовы слова еще и собственным примером, своей собственной, маленькой, немощной, но жизнью, каждый в доступную ему меру, – ох, подозреваю, какие вообще немыслимые чудеса могут тогда произойти!..

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет