Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею

Наталья Костарнова 26 января 2018
183
Архимандрит Савва (Мажуко) представил сборник великопостных писем о том, как подойти к Светлой Пасхе с радостью. Презентация получилась не столько о книге, сколько о жизни белорусского священника. Но тут все просто: книга и есть его жизнь.


В культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги архимандрита Свято-Никольского монастыря города Гомеля Саввы (Мажуко) «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма». В письмах отец Савва объясняет, как пережить великопостные дни с радостью, не ударяясь в запреты, не уподобляясь тем самым фарисеям. На презентации автор мало говорил о книге, но много – о жизни и своем опыте, что, по большому счету, и вошло в его письма. Мы внимательно слушали и записали правила жизни архимандрита Саввы.

Я убежден, что невозможно достичь высот в религиозной духовности, если ты не научился здороваться. Простой пример: моя приятельница работает в больнице, она идет по коридору и слышит колокольный звон. Отделение онкологии, 4 часа утра, ни одной церкви в округе. Оказывается, в палату поселили очень воцерковленную даму, которая каждое утро открывает ноутбук, включает колокольный звон, проповедь священника, а в палате 6 человек. На замечание моей приятельницы она ответила, что ей спасибо должны сказать, потому что она спасает людей. Человек, успешный в плане религиозной духовности, потерпел поражение как человек, не воспринимающий универсальную духовность.

Никак нельзя православному священнику называть Ромена Гари учителем, но для меня это так. У нас совершенно не развита педагогика мужских навыков. Мы даже не отдаем себе отчет, что они существуют. А они есть. Например, навык щедрости. Настоящего мужчину отличает щедрость. Но как это делать? Правильно относиться к деньгам, к неудачам, к поражениям и предательствам. Кто поставит этот навык? У кого из святых отцов об этом прочитать? Я прочел это в романе Гари.

За некоторые мои статьи на «Правмире» меня заклеймили клеветником. Это вполне естественно. У нас свободная страна, люди могут быть разных убеждений. Но это значит, что мы должны работать усерднее, быть уверенными до конца в том, что человек нас понял. Слишком много в нашем церковном обществе страха. Страх перед языком, страх перед фразой, сказанной не нашими, церковными словами, а обычными, что она вдруг прозвучит не так. Как научить церковного человека не бояться популярного мира? Вот задача.

Я считаю, что церковнославянский язык – это наш православный дзен, потому что он создает условия для молитвы. Тут вопрос не в переводе, не в адаптации. Не надо путать молитву и текст молитвы. Это две разные реальности.

Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею. Когда Давид предложил сразиться с Голиафом, первое, что он должен был сделать по технике безопасности, – надеть доспехи. Но из тяжелых доспехов старших братьев он вываливался, как из скворечника. Я знаю, как это неудобно, потому что донашивал одежду за своими двумя старшими братьями. В конце концов он отказался от доспехов, и в этом неординарном поступке прорвалась его личность.

Книги по монашеской духовности – это как доспехи для Давида. Они прекрасны для нас, но не подходят мирянину, который не сможет в них сражаться со своими голиафами.

Недавно я уговаривал женщину-прихожанку пустословить. Потому что ей, человеку впечатлительному и мнительному, нужно себя проветривать, выходить в люди. Я тоже очень мнительный человек и не люблю многолюдных собраний, для меня это испытание. Но я знаю, что мне это полезно. Есть такая практика из универсальной духовности – small talk. Люди беседуют ни о чем, не успевая никого осудить или позлиться. Исходя из наставлений праведных отцов, нужно отказаться от пустословия, но человек в таком случае никогда не выйдет из своей депрессии. Даже Сократ говорил: прежде чем философствовать, нужно научиться искусству пустословить.

У нас существует проблема страха перед новым. В монастырях есть практика: пока монахи обедают, кто-то из братьев читает наставления старцев, жития святых. Я как-то предлагал отцу Амвросию сделать небольшое хулиганство: подложить братьям на трапезу Сенеку. Вряд ли бы заметили, если правильные куски выбрать. Церковь не остановилась в росте, мы должны позволять себе творческий порыв: возможно, новые практики, новые монашеские ордена, сообщества мирян, как у католиков.

Православие – это продаваемый бренд. На днях у меня была бессонница и я забрался в интернет посмотреть, чем сейчас живо православие. Оказывается, в нашей православной песочнице происходят удивительные вещи. Например, продают афонский корень. Афонские монахи выкопали где-то корень, который лечит все стадии рака. Нужно причаститься, купить баночку за три с половиной тысячи рублей и ни в коем случае не обращаться к врачам. Кроме того, что это преступно, это еще и иллюстрирует механизмы работы бренда.

Кроме мощей, святынь, продается бренд вины и покаяния, и, надо заметить, лучше продается.

Люди с комплексами вины, неполноценности скорее купят такое православие. Например, целыми автобусами из нашего города ездят к так называемому старцу, который позволяет себе даже бить прихожан. Если хотите, идет война брендов. И не нужно стесняться пиарить правильный, здоровый взгляд на православие, нужно делать его конкурентоспособным.

Мы мало молчим. Дома, перед молитвой, мало молчим в храме. Даже на богослужении, мне кажется, следовало бы ввести минуты молчания. Нужно истрезвить чувства, собраться. Самая часто употребляемая молитва «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Мы ее уже используем механически, а ведь в ней – самое главное. Все остальное лишь украшает молитву. Так случилось, что сменились акценты, и мы забыли про славу. А иногда хочется проснуться и не просить ничего, не каяться, хотя мы и так грешники все окаянные, а просто славить Бога. В тишине. Это особенно важно для городских жителей, потому что мы совсем не слышим тишины.

Когда я иду в город, я всегда отпрашиваюсь у отца Амвросия. С одной стороны, это начальник и в монастыре нет равенства, но с другой – это послушание в дружбе. Вообще у нас в монастыре есть свой язык, как в некоторых орденах. Я пишу эсэмэску «Бл?». Отец Амвросий отвечает: «Бл». То есть благословил.

Если после литургии ко мне подойдет молодой человек с горящими глазами и с просьбой благословить его на первый пост, а времени разговаривать совсем нет, я отвечу ему, что у меня есть аккаунт в фейсбуке, во «ВКонтакте», и мы непременно с ним встретимся.

Атеисты очень нам нужны. Если бы не было атеистов, кто бы построил Суэцкий канал? Открыл «Майкрософт» или интернет? У каждого свой путь и свое служение. Я занимаю место монаха-священника, я должен быть на все сто процентов монахом-священником. Это избавляет меня от необходимости, например, заниматься политикой, чему я очень рад. Мы нужны друг другу.

У каждого из нас есть замечательный талант: у кого-то печь пироги, у кого-то поедать, у кого-то рассказывать про пироги. Я скорее среди поедателей.

Евхаристия – ложечка жизни. Так говорят дети, с которыми я занимаюсь. Рядом с Чашей Евхаристии поставить нечего. Все остальное – шаг вниз, даже духовность, самая высокая. Это то событие, которое является Пасхой нашей. Об этом я и пишу в книге. Пасха – стержень всего мира, осевое время, вокруг которого вращается мироздание. Бог, автор этого мира, вдруг стал его частью, влил Свою кровь и сделал его еще более живым, чем он мог быть. Я сам лично к этому был приобщен, и каждый из вас, кто причащался, к этому приобщен. Остается только ликовать. Поэтому мы так часто повторяем: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». И просто улыбаемся.

Вот критерий вам – если вы стоите грустными перед образами, значит, что-то не так.

«Улыбайте» лицо.

Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Ефим Эрихман

Рецензии на книгу

Анна Данилова, главный редактор интернет-портала «Православие и мир»:

Хочу сказать огромное спасибо отцу Савве за этот честный, спокойный и при этом глубокий взгляд. Я вижу, что растет запрос на смыслы, на тексты, в которых авторы доходят до сути, до глубины. Сегодня и во все времена таких текстов мало. Поэтому действительно огромная ценность, когда автор не боится думать, говорить, делиться своими переживаниями. Письма, посвященные Великому посту, – настолько удивительный взгляд в суть, помогающий по-другому пережить, осознать эти дни.

Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея»:

Богослужение можно сравнить с архитектурой. Основа архитектуры – создание внутреннего и внешнего пространства. Постепенно это ушло на второй план, появились стили и направления, но суть – построить крышу над головой – осталась. В богослужении произошло что-то похожее, когда главная идея уходит на периферию, а в основу ложится что-то красивое, но несущественное. Обращение к основе богослужения – это попытка вернуть человека к целостности, к диалогу с Богом. Книга отца Саввы замечательная, потому что она о смыслах. Она помогает не просто понять богослужение, но сделать его своим важным и значимым достоянием.

Владимир Лучанинов

Татьяна Стрыгина, редактор:

Эта книга всем приносит радость. Отца Савву приятно читать, редактировать, рассказывать в семье. Нет ничего лучше, чем когда о богослужении рассказывает человек, который это страшно любит. Для меня это самая главная книга отца Саввы, потому что в ней любовь к неофиту, смех, понимание, ощущение, что тебя, неофита, ласково взяли за руку и провели.

Татьяна Стрыгина

Фото: Ефим Эрихман

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет