«Говорение на языках » сегодня: дар, профанация или кощунство?

Протоиерей Сергий Гордун 24 марта 2011
6643

 Праздник Святой Троицы, называемый ещё Пятидесятницей, посвящён сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Постепенно Бог открывал Себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, со времени рождения Спасителя узнали о Его Единородном Сыне, в день сошествия Святого Духа — о бытии третьего Лица Пресвятой Троицы. Этим событием утверждается в мире христианская вера, и начинает своё существование Церковь Христова. Таинственными действиями Духа Святого проникнута вся её жизнь. «Святым Духом всякая душа живится (оживляется)». Поэтому каждая молитва церковная, общественная и частная начинается молитвой Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселись в ны...» Как дождь и роса, падая на землю, оживляют и питают всякое растение, так действуют силы Духа Святого в Церкви. И эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Всё самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подаёт ему Дух Святой.

Одним из самых удивительных событий праздника Пятидесятницы явилась внезапная способность апостолов говорить разными языками, до тех пор им не известными. Это вызвало недоумение у окружающих и даже нелепое предположение, не пьяны ли эти почтенные мужи. Однако дар говорения на иных языках (глоссолалия) имел огромный смысл для апостолов. Ныне в Православной Церкви нет такой практики, но «глоссолалия» является наиболее яркой чертой современного харизматического движения, охватывающего протестантские деноминации и даже католическую церковь. Как расценивался этот дар в апостольские времена, и идентичен ли он современному явлению, об этом наша публикация.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1-4).

Мы знаем, что апостольский век — это особое время благодатных даров, обильно излитых на последователей Господа (1 Кор. 12: 28) для становления первенствующей Церкви. Так, дар говорения на чужих языках позволял горстке последователей Иисуса Христа проповедовать Слово Истины во всех уголках Римской империи. Дар пророчества, открывавший прошлое и предвозвещавший будущее, свидетельствовал о том, что христиане обладают истинно божественным ведением. Проповедь, подкрепляемая чудотворениями и исцелениями, была более доходчивой и убедительной и подтверждала, что через говорящих действует истинный Бог. К тому же только в этом случае можно было исполнить слова, сказанные Спасителем Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мт. 28:19).

Уже первое упоминание Священного Писания о характере глоссолалии со всей очевидностью свидетельствует, что это была проповедь на конкретных языках народов.

Обычно пятидесятники отстаивают существующую у них практику говорения языками, ссылаясь на текст Первого послания к Коринфянам. Поводом к его написанию послужило разделение коринфских христиан, о чём стало известно апостолу Павлу. В главах с одиннадцатой по четырнадцатую он вразумляет тех, кто неправильно употреблял дар языков. В чём же заблуждались коринфяне? Святой Иоанн Златоуст пишет, что в Коринфской Церкви «одни имели больше даров, другие меньше. Чаще всего это был дар языков. Получившие больше даров превозносились перед получившими меньше, а эти скорбели и завидовали получившим больше».

Можно предположить, почему именно в этой Церкви даром языков обладали многие. Тогдашний Коринф — это один из мировых торговых центров, где сходились торговые пути. Здесь всегда было много иностранцев, поэтому дар языков здесь был ценен более других. Коринфяне гордились даром языков, поэтому и употребляли его не только для проповеди среди язычников, но и непосредственно на богослужениях. Основная мысль четырнадцатой главы Послания: запрещение коринфянам говорить иными языками на молитвенных собраниях. «Ты хорошо благодаришь, — Апостол не запрещает этого делать, — но другой не назидается... Ибо в церкви лучше пять слов сказать умом своим, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14:17-19). Сам по себе, без истолкования, дар языков для Церкви бесполезен и вреден.

Языческая древность у многих дохристианских народов изобиловала всякими прорицателями, молившимися на непонятных языках. На эту тему можно найти немало свидетельств у историков и писателей, живших до Рождества Христова. Святой Иоанн Златоуст в толковании на Первое послание к Коринфянам даёт описание действа языческой жрицы, в состоянии экстаза заговорившей непонятными словами. Вот почему апостол Павел приравнивает невразумительное экстатическое говорение к языческому беснованию: «Если войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь» (1 Кор. 14:24), то есть непредвзятые язычники могли счесть глоссолалию коринфян явлением, наблюдаемым и у их жрецов.

“Крещение Духом Святым” у пятидесятников

Главный упор в вероучении пятидесятников делается на акте «крещения Святым Духом», внешним знамением которого является раскрытие способности говорить на «иных языках». Краеугольным камнем воззрения пятидесятников являются слова Спасителя, сказанные ученикам перед Вознесением: «Уверовавших будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если смертное что выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:16-18). По этому поводу И. В. Воронаев писал: «От этого правила отступили все христианские организации, как Римо-Католическая и Православная Церкви, так и старообрядцы, лютеране и сектанты. Возьмите, например, сектантские общины адвентистов, субботствующих, баптистов. Имеют ли они действительное крещение с теми признаками, которыми оно сопровождалось в дни апостолов? Ни в одной из этих сектантских общин мы не найдём действительного крещения Духом Святым».

А если так, то, следуя рассуждению пятидесятников, кроме апостолов, более никто не был крещён Духом Святым. В день Пятидесятницы с Церковью воссоединилось 3000 душ, все они крестились во имя Иисуса Христа и приняли Святого Духа, но никто из них не проговорил на иных языках (Деян. 2:38). Архидиакон Стефан был исполнен Духом Святым, но не говорил на языках (Деян. 7:55), крещённые в Самарии Духом Святым также не говорили на иных языках (Деян. 8:14). Пятидесятники усматривают крещение Духом Святым и в описании возложения рук Анании на Савла, после чего он прозрел и исполнился Святым Духом (Деян. 9:17). И здесь также нет сообщения о глоссолалии. Иоанн Креститель исполнился Духом Святым ещё во чреве матери (Лк. 1:15), исполнялись Духом Святым и ветхозаветные пророки, но не говорили на языках.

К каким же только ухищрениям не прибегают пятидесятники, пытаясь получить «духовное крещение». Некий американский проповедник, делившийся своим опытом в московской общине, рассказывал, что на собраниях пятидесятников, куда он часто приходил, многие говорили «языками», и тогда, пристроившись к кому-нибудь рядом, он начинал повторять: ба-ба-ба-ба, ля-ля-ля-ля, будучи в полной уверенности, что тем самым он помогает Духу крестить его. И вот в один из дней после долгого лепетания определённых звукосочетаний, наконец, сам заговорил на «иных языках», будучи безусловно уверенным, что получил «крещение Святым Духом».

«Ангельский дар» может, оказывается, изливаться исключительно в виде единственной гласной алфавита. «И-и-и и-и-и», — громко распевала одна из пятидесятниц. Начинала она с нижних негромких тонов и постепенно поднимала тон на октаву, не произнося более ни единого иного звука. И так повторялось снова и снова в течение пятнадцати минут. Другой единоверец выговаривал словно заученную скороговорку: «Регедигида, треги, регедигида, регедигида...» Иногда это речение он разнообразил, произнося: «Супитер, супитер, арамо...» У большинства молящихся «дар» заключается в бормотании звуковой бессмыслицы наподобие: «сопо, ропота, карифа...»

Автору этих строк довелось присутствовать при организации проповедником из США моления за желающих получить крещение Святым Духом. Около двух десятков сектантов столпились у проповеднической кафедры. В зале поднялся гул молитвословий. Проповедник возбуждённо кричал в микрофон, и кругом раздавались слёзные моления. После такого мощного психического натиска было просто невозможно не заговорить «на языках». Наконец, довольно продолжительная молитва закончилась, и проповедник, переведя дух, через переводчика спросил: «Кто получил крещение Святым Духом?» Три или четыре женщины подняли руки. Во время молитвы о крещении я был рядом с ними, но так и не услышал проявления вожделенной всеми глоссолалии. Если, конечно, не считать судорожных подёргиваний лиц, трясущихся рук и тел и какого-то бормотания вперемежку со стонами.

У пятидесятников на собраниях все одновременно говорят «языками», и никто «языки» не толкует, нарушая этим прямое повеление апостола Павла. «Перед говорением на языках, — рассказывает один из них, — я часто твержу бессмысленные звукосочетания, пытаясь открыть дорогу молению на языках». Эта обычная психотехника, используемая пятидесятниками для пробуждения в себе «дара языков». У некоторых это называется «лепечущие языки».

Святой Дух, оказывается, может являться и в смехе. «Новый язык, дарованный мне, перемежался приступами веселья, которые уносили все страхи. Это был язык смеха. Я не мог удержаться от широкой улыбки, которая в любую минуту могла перейти в смех, смех Святого Духа, пробудившего во мне животворящее чувство свободы», — свидетельствует протестантский харизматик. Попробуем вспомнить: где, кто, когда в апостольские и более поздние времена хотя бы раз указал на смех как на проявление Святого Духа? История христианства с этим феноменом столкнулась только в XX веке.

Разумеется, это всего лишь элементарная суггестия (внушение), сведённая к известным психическим приёмам. Никакого отношения к апостольским дарам языков такое самовозбуждение молящихся не имеет. Более того, некоторые богословы и учёные, касаясь феномена дара языков у неопятидесятников и пятидесятников, приходят к более решительным выводам. Иеромонах Серафим Роуз в своей книге «Православие и религия будущего», указывая на исследования доктора Коха, приводит множество случаев одержимости злыми духами, что нередко сопровождается говорением на «языках». Отец Серафим считает, что харизматическое возрождение — это особый вид медиумизма.

Учение о крещении Святым Духом со знамением языков — это выдуманный пятидесятниками тезис, не находящий себе основания в Слове Божием. Дар языков — всего лишь один из многих даров апостольского века (1 Кор. 12:8-10) и стоит гораздо ниже таких духовных дарований, как, например, вера, любовь, мудрость и т.д.

Теории глоссолалии современных пятидесятников

 Апостолы в день Пятидесятницы при сошествии Святого Духа заговорили на языках Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и Ливии (Деян. 2:9-10). Никто из пятидесятников не может продемонстрировать глоссолалию на каком-либо из известных языков, хотя почти каждый глубоко убеждён, что он носитель этой харизмы.

Понимая двусмысленность своего положения, харизматики предложили теорию смешанно-исторических языков. Согласно ей, дар языков изливается на человека сразу в виде многих исторических языков. Глоссолал произносит одну фразу на немецком, другую — на коптском, третью — на турецком языках. Или вообще каждое отдельное слово произносит на разных языках. В Священном Писании, разумеется, нет никаких подтверждений «теории», что вовсе не смущает сектантов.

Вскоре после возникновения в США движения неопятидесятников на явление глоссолалии обратили самое пристальное внимание исповедники различных христианских течений. В состав комиссии вошли специалисты практически всех языковых групп народов Земли, которые могли распознать и идентифицировать около четырёх тысяч языковых наречий, в том числе мёртвых языков. Исследователи прослушали огромное количество магнитофонных записей глоссолалий. В итоге, эксперты констатировали, что не услышали ни одного (!) выражения на каком-либо языке.

В изначальной ложности глоссолалии убеждают и эксперименты с толкованием языков. Когда нескольким харизматикам, «обладавшим» даром толкования, предложили расшифровать одну и ту же магнитофонную запись «харизмы», то они дали совершенно различные переводы. Одни её сочли благодарением Богу за удачное приобретение, другие — прошением о даровании здоровья и т.д. и т.п.

Теория ангельских языков. На вопрос, какими же языками говорят пятидесятники, пресвитер Московской общины ХВЕ Николай Романюк ответил: «Ангельскими». Пятидесятники всех направлений учат, что ангельский язык — это особый, не доступный ни одному народу мира говор, но понятный только Богу. Свои богословские изыскания на сей счёт они основывают на вырванных из Писания словах. Апостол Павел обращается к Коринфской общине: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Этого, по их мнению, оказалось достаточно, чтобы утверждать, будто христиане апостольского века могли говорить с Богом на ангельских языках, а сам дар языков был ниспослан Церкви вовсе не для проповеди среди народов и совсем не представлял собою какую-то исключительную способность, как учит Православная Церковь.

Однако упоминанием об ангельском языке, равно как и иными стилистическими оборотами, усиливающими речь, апостол Павел в своих посланиях пользуется не раз. Ни один из духовных толкователей этого места Послания никогда не подразумевал под выражением «языками ангельскими» (Деян. 13:1) действительную способность первых христиан говорить ими.

О даре языков в последующие века

Пятидесятники утверждают, что харизма глоссолалии дана Церкви на все времена. Первым из церковных писателей, упомянувших о даре языков, был святой Ириней Лионский. Он пишет о своих современниках: «Мы слышим многих братьев в Церкви, имеющих пророческие дарования, и через (Святого) Духа говорящих различными языками и для общей пользы выводящих наружу сокровенное людей и изъясняющих тайны Божии». Святой Ириней Лионский умер в 202 году. Отсюда можно заключить, что дар языков в какой-то степени существовал ещё во ІІ веке. Но в IV веке уже нет никаких упоминаний о дарованиях пророчества и языкоговорения.

Таким образом, дар языков был дан Апостольской Церкви для распространения веры и представлял собою способность вести проповедь на конкретных земных языках. По словам св. Иоанна Златоуста (4-й век), с распространением её повсюду употребление даров языков и пророчества стали излишними. Святитель усматривает также в ниспослании Апостольской Церкви дара языков и другие цели, не связанные прямо с проповедью среди народов. Он пишет: «По какой, в самом деле, причине теперь пресеклась и отнялась от людей благодать сия?» И отвечает: «Тогдашние люди были очень неразумны, как люди, недавно освободившиеся от идольского служения. Мысль их была так груба и нечувствительна, что они совершенно были привязаны к одним плотским предметам... Для сего и бывали чудеса... А ныне я не имею нужды в знамениях: почему? Потому что и без чудес научился веровать Господу. Залога требует тот, кто не верит, а я, как верующий, не требую ни залога, ни чудес. Положим, я не говорю новыми языками, но я знаю, что я очищен от грехов. Они тогда не веровали сему без явления чудес, затем и явлены были чудеса, как залог веры, ими приемлемый».

И всё же, как постичь вышеупомянутые слова Спасителя перед Вознесением? (Мк. 16:17). Из трудов блаженного Августина следует, что тогда харизматические дарования были частым знамением Святого Духа, т.е. «когда веровали люди, крестились, получали Святой Дух (в таинстве возложения рук, хиротонии), тогда и говорили языками всех народов». Но «ужели ныне не подаётся Святой Дух? Кто так думает, тот не достоин получить Его. Подаётся и ныне. Почему же никто не говорит языками всех народов, как говорил тогда всяк, кто исполнился Святым Духом? Почему? Потому что исполнилось уже то, что тем означалось». Что же исполнилось? «То, что теперь Церковь великая, повсюду, от востока солнца до запада говорит языками всех народов».

Дар языков в Апостольской Церкви для христиан служил первым и верным признаком, по которому можно было узнать чад Божиих, рождённых от Духа. Но истинно духовный человек не нуждается ни в каких видимых знаках. Язык духовного человека отличается от речи обыкновенного. Духовный человек предметом своих бесед всегда избирает спасение своей души и Виновника этого спасения. Истинные христиане во все времена говорили и ныне говорят языком Святого Духа, Которого Господь Иисус Христос послал всем жаждущим спасения. О том же, что дар языков — явление временное, свидетельствует самое Слово Божие, ибо только «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут» (1 Кор. 13:8).

Словом, все утверждения харизматиков о своём «даре языков», как и о «чудесах», совершаемых на их собраниях, — сплошная выдумка и кощунство. Господь да убережёт верных Своих от подобных сорняков, так бурно прозябающих сейчас по всему миру.

Выдержки из книги священника Игоря Ефимова «Современное харизматическое движение».

«РАЗВЕ РАЗДЕЛИЛСЯ ХРИСТОС?» (1 Кор. 1, 13)
Из выступления на конференции «Протестантские церкви Беларуси: история, современность, перспективы», 5 марта 2004 г.

Впервую очередь, я хотел бы указать на первопричину появления протестантизма — это раскол 1054 года, когда поместная Римская Церковь отделилась от Вселенской Христовой Церкви и стала искажать богооткровенное церковное учение введением новых догматов о Filioque, чистилище, индульгенциях, папском примате и т.п. Эти грубые искажения евангельского учения в римском католицизме и были объективной причиной появления протестантизма.

Весьма показательно, что ни одна протестантская конфессия не зародилась в православной среде; протестанты — это либо непосредственные выходцы из католицизма (лютеране, англикане, кальвинисты), либо выходцы из предыдущих протестантских течений (баптисты, пятидесятники, адвентисты).

Для каждого очевидно, что сам термин «протестантизм» происходит от слова «протест». Первым протестантом справедливо считают Мартина Лютера. Этим человеком можно восхищаться! Он ведь знал, что его может постичь та же участь, которая постигла Яна Гуса, Иеронима Пражского и Иеронима Савонаролу, но он всё-таки мужественно выступил с протестом против индульгенций и других заблуждений католичества. Первоначально Лютер не хотел отделяться от Церкви, к которой принадлежал, и создавать собственную. Он хотел реформировать Католическую Церковь, очистить её от всего наносного, ложного, греховного. Но его намерения встретили отпор со стороны римской курии. Лютер был отлучён от Римско-католической Церкви и стал создавать собственную. У него и у его сподвижников были сомнения в правильности избранного пути. Они пытались их разрешить разными способами, в том числе и путём диалога с Православной Церковью. Так, Филипп Меланхтон обратился с письмом к константинопольскому патриарху Иоасафу (1555-1565), прося его дать православную оценку «Аугсбургскому вероисповеданию». Позже, в 1573 году, лютеранские богословы Тюбингена завязали серьёзную богословскую переписку с константинопольским патриархом Иеремией II, которая продолжалась до 1581 года. К сожалению, технические возможности того далёкого времени не могли обеспечить более интенсивных контактов, поэтому лютеранство сформировалось как конфессия, во многом отличная как от Католицизма, так и от Православия, однако, не стремившаяся к радикальному разрыву с ними.

Самым печальным последствием выступления Мартина Лютера было появление всё новых и новых течений. Пример Лютера оказался заразительным: буквально через несколько лет появляются анабаптисты, лет через двадцать — меннониты и кальвинисты, позже, в XVII веке — пятидесятники и так далее. Если до Лютера христианские конфессии можно было сосчитать на пальцах, то сегодня приходится слышать о существовании тысяч различных деноминаций, называющих себя христианскими церквями. Чисто по-человечески такой множественности, такому плюрализму можно было бы только радоваться. Но если мы обратимся к Божественному Откровению, то ясно увидим, что там указана совершенно иная норма христианского бытия: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Священное Писание не позволяет нам сомневаться в том, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос создал только одну Церковь (Мф. 16, 18), возлюбил её и предал Себя за неё (Еф. 5, 25). Перед Своими искупительными страданиями Господь горячо молился Отцу Небесному о единстве Своих последователей: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). Христос создал одну-единственную Церковь и никому — ни Мартину Лютеру, ни Жану Кальвину, ни Джону Смиту — не дал права создавать других церквей.

Церковь, согласно Новому Завету, это единое тело Христово (1 Кор. 12, Еф. 1, 22-23), поэтому она не может разделиться. Церковь одна, потому что Христос один. Святой апостол Павел, получив печальное известие о начавшихся разделениях в коринфской общине, с горечью вопрошает коринфян: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1, 13). Сегодня этот вопрос как никогда актуален для нас. Каждый должен на него ответить перед Богом и своей совестью.

Итак, в свете слова Божия само появление и существование различных христианских «церквей» является вопиющим грехом против Евангелия Христова.

На нашей белорусской земле первые баптисты появились в конце XIX века и были очень немногочисленны. Лишь во второй половине ХХ века количество баптистов в нашем обществе стало ощутимым. А христианство, как известно, пришло на нашу землю ещё в Х веке, и Православная Церковь совершает в нашем народе своё спасительное служение уже на протяжении более тысячи лет. Наш народ, встречаясь с новоявленными проповедниками, спрашивает: «Что они проповедуют? Если это то же Евангелие, которое мы слышим в православном храме, то почему они зовут нас из наших храмов в свои молитвенные дома? А если это иное благовествование, то как нам к этому относиться?» И мы, православные пастыри, отвечаем нашим прихожанам словами Священного Писания: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16, 17). «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь» (Евр. 13, 9), «Еретика после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10).

Основой христианского единства должны быть единая общая вера, данная изначально Церкви и ею хранимая в чистоте и неизменности на протяжении всех двадцати веков её исторического бытия.

Спаситель обещал Своим ученикам, что вскоре Он пошлёт им Утешителя, Духа истины, Который наставит их «на всякую истину» (Ин. 16, 13). Читая эти евангельские слова, представители каждой конфессии относят их к себе. Но возможно ли, чтобы Дух Святой наставлял одних христиан праздновать воскресенье, а других — праздновать субботу, одних почитать иконы и святые мощи, а других — отвергать их почитание? Очевидно, что не один, а разные духи действуют в различных конфессиях, ибо Пятидесятница, как известно, не повторялась при их возникновении ни в XVI, ни в XVII, ни в XX веках.

Дух же Святой так и пребывает в той единственной Церкви, которая появилась в день Пятидесятницы, о которой Господь сказал, что «врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18) и которую святой апостол Павел называет «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15). Эта Церковь единая, святая, соборная и апостольская, являет и ныне миру зримое единство веры и благодатной жизни и всех к этому единству зовёт, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8) и Тело Его — единая истинная Церковь вчера и сегодня и во веки та же.

    Церковное слово №10 2004г.

Дорогие друзья,
если вам нравиться то, что мы делаем, и вам не безразлична судьба портала, вы можете оказать нам помощь. Даже небольшое пожертвоние поможет проекту. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ мы можем сделать сайт лучше.
Спаси и храни вас Бог!

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет