Храм сегодня становится садом, и в нем – знамение полноты

Священник Сергий Круглов 27 мая 2018
115
Полнота праздника Пресвятой Троицы – это и полнота всех обетований Божиих человеку. Ее мы видим в украшенных цветами и березками храмах, тоскуя по утраченному Эдему.


«И он перенес меня в Духе на гору великую и высокую, и показал мне город святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, имеющий славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, словно камню яспису, прозрачному как кристалл» (Откр. 22:10-11).

Кому нужны березки на Троицу

Священник Сергий Круглов, фото Анны Гальпериной

Праздник Пресвятой Троицы, приходящийся в день Пятидесятницы – знамение полноты открывшегося нам Триединого Бога, полноты, которую мы еще только имеем (если сумеем) принять.

Православные храмы в этот день украшены березками, травой и цветами. И сад, и храм… В этот день явлена и полнота нашей, в том числе нынешней, пока еще земной, жизни: наряду с Богом и ангелами, святыми и праведниками, живыми и усопшими, падшесть и недостаточность нашего утлого, бедного земного вот-сейчас-бытования тоже вошла в храм, в круг праздника, пребывает в нем нахмуренная и брюзгливая, как всякая тень, имеющаяся у всего сущего в мире, и до времени, до Парусии, девать эту тень некуда…

Красив храм, украшенный растениями, но не могут в него войти в эти дни заливающиеся слезами и соплями бедные аллергики… Вроде бы мелочь, но ведь признак недуга и падшести мира? Признак.

Старушка поскользнулась на охапке сухой травы, пытаясь встать с колен после длинных молитв праздничной вечерни, упала на церковном полу, повредила шейку бедра, батюшке после этого высказывали претензии ее малоцерковные родственники… Признак несовершенства и падшести мира? Увы, признак.

Защитники живой природы, из тех, что пропагандируют пластмассовые новогодние елки вместо настоящих, ополчаются и против православных, «варварски» вырубающих в Вербное воскресенье вербы, а под Троицу – березки, приплетают сюда же мотивы «языческого невежества» православных, православные защищаются, порой весьма агрессивно, и не поймешь уже, кто на кого напал, и розни нет конца… Тоже признак падшести мира.

Конечно, березок жаль. В своем безумии человечество усердно гробит планету, и вполне может настать день, когда зелени на отравленной земле вообще не останется… Однако, думаю, и тогда в день Троицы христиане будут украшать свои храмы, свои места собраний, березками и цветами, пусть и в виде голограммы.

Отец ждет, что мы повзрослеем и станем сотворцами

Цветущий сад, соединенный с храмом… Один мой товарищ, помню, увлекался темой садов, собирал книги по садово-парковому искусству и толкования образа сада в мировой культуре, от святоотеческих до фрейдистских. Поговорить бы сейчас с ним об этом – да его давно нет, он умер и пребывает в других садах.

«За этот ад, за этот бред – даруй мне сад на старость лет»…

Фото: piter.tv

Любовь человечества к саду, тоска по нему – извечная тоска по утраченному Эдему.

Райский сад в христианском представлении – это младенчество, то место, откуда мы некогда ушли со скандалом и позором, утраченный рай. Детство – да, хорошее время; но вступить в ту же реку, стать снова тем же ребенком – невозможно.

Недаром Христос говорит: не «станьте детьми», но «будьте как дети», а это – несколько иное. Отец Небесный принимает нас в качестве детей – но не инфантилов, которые, уже обросши первой щетиной, карабкаются на ручки, требуют сюсюкать с ними, содержать их до старости… Отец ждет, что мы повзрослеем и станем взрослыми детьми, детьми-помощниками, детьми-сотворцами.

Да и что нашли бы мы, если бы такие, как есть, смертные, познавшие грех, прошедшие долгий путь истории, и общечеловеческой, и – для каждого – своей, частной, житейской, вдруг смогли вернуться в Эдем, в детство? Не предстал ли бы Эдем пред нами как дом, который покинули жильцы: паутина, развалины, старые игрушки, из которых бывшие дети давно выросли, разочарование и тоска… Нет, этот путь закрыт для нас Богом именно из милосердия.

У русского поэта Виктора Кривулина есть об этом замечательное стихотворение (вера христианина Виктора Кривулина, как и его поэзия, складывалась в подцензурные атеистические советские времена, была испытана и выстрадана, и неформальность и серьезность этой веры видна в стихах и статьях поэта-мыслителя):

О, сад

В архитектурной муке длится сад,
подобно недостроенному зданью.

Еще не застит свод прозрачного сиянья,
еще не люстры листьями звенят,
но всех небес хрустальные подвески
уже меняют цвет, когда сместится взгляд, —
то жжет рубин, то теплится гранат,
то холод-изумруд, то черный лед-агат.
Все брызги, искры или всплески.

А водоем, откуда все пришло,
Лежит бесцветно и неощутимо
между колонн-стволов, как зеркало, что дымом
сжигаемой листвы заволокло…
И назначенье светлых лоджий парка
еще темно. Здесь времени назло
не храму ли расти до неба, чтоб легло
на душу облегченье, и крыло,
небесной ласточки напрягшаяся арка,
земли коснулось тенью — и лица?

Едва ли церковь… Или же дворца
здесь вечный остов? память о барокко?
Но слишком низко пали облака,
тяжел орнамент веток, и тоска
непросвещенная, запавшая глубоко
в невидящем пруду, в стекле его зрачка.
Скорее, сад — холодный дом Творца,
оставленный расти пустым и неуютным,
чтобы в существовании минутном
ты не забыл, что жизни нет конца.

Что это, сад или кладбище?.. Слова «архитектурная мука», приложенные поэтом к образу оставленного, заброшенного сада-Эдема, отсылают к другим мукам, мукам родов. Кладбище, да, но у христианина Кривулина это – христианское кладбище, стартовая площадка жизни будущего века. Тревога (еще бы, ведь по-человечески это невыносимо: ожидание Парусии, уверенность в невидимом, оно так – но ведь и невидимость же того, в чем уверен!..), живое, болящее, нарывающее в поэте, а до него – в чаяниях апостола Павла и святых отцов, в поколениях христиан «уже, но еще не».

Муки рождения в стихотворении недаром названы «архитектурными»: в христианском представлении Царство – это не только и не столько сад, но город, Небесный Иерусалим. Город, грядущий с неба, и человек должен уже сейчас, не медля, принимать участие в его строительстве, начатом Христом, легшим во главу угла краеугольным Камнем Града.

Вот почему христиане призваны не пассивно «ждать спасения»

Не расслабленный отдых среди кущей и вод, почти только телесный, ожидает чающих Парусии, но Град Божий, в котором Сам Бог – свет, питание, смысл, творчество, жизнь (осмысленное движение, не-статика) человеков, плюс – их общность-в-любви-и-творчестве между собой: «И храма я не увидел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, чтобы они светили ему; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. И будут ходить народы в свете его, и цари земли приносят славу свою в него. И ворота его не будут затворяться днем, ибо ночи там не будет; и принесут славу и честь народов в него» (Откр. 21:22-26).

«Слава и честь народов» – плоды того созидательного действия, и внутренне-частного, и внешне-общего, на которое человек изначально благословлен Богом, которое человек из-за грехопадения не смог реализовать в пору Эдема, вот почему христиане призваны не пассивно ждать «спасения», но активно готовиться к встрече небесного Иерусалима, уже сейчас, в условиях падшести и войны со злом, вносить свою лепту в строительство Города-Сада.

Полнота праздника Пресвятой Троицы – это и полнота всех обетований Божиих человеку. Именно это я вижу, чувствую, хотя зачастую и не могу связно высказать словами, сквозь все несовершенство и утлость земной обстановки храма, украшенного на Троицу березками.

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет