Христианские мотивы в поэзии Бориса Гребенщикова.

Игорь Нещерет 21 октября 2016
1143

bg4.jpg

Борис Гребенщиков несколько раз обращался в своем творчестве к христианским образам в разные его периоды – в 1980-е, 1990-е и 2000-е годы. Одна из его песен, написанная в 1981 году называется «Искусство быть смирным». Тема смирения является основополагающей для христианской культуры. Трудники и послушники приходят в монастырь и первое с чем они встречаются в обители – это отказ от мирских страстей и принятие смирения. В песне «Искусство быть смирным» есть строки, звучащие рефреном, как припев:

Возьми меня к реке,
Положи меня в воду;
Учи меня искусству быть смирным.

Эти слова, как мне кажется, могут быть истолкованы по-разному. Кто-то увидит в них простое и поэтичное воспевание купания в реке. Но, с другой стороны, может быть эти строки говорят о таинстве крещения и о смирении, которое есть результат принятия христианской веры? Само слово «смирение» имеет несколько значений и определений. Во-первых, это моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе — скромность духа; отсутствие гордыни; кротость. Смиренный человек скромный в душе, не гордый, а вежливый и почтительный. Кроме того, смирение – это добродетель, покорность, которая может возникнуть от сознания, что совершенство, к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым. Интересное определение смирения дает Николай Бердяев: «Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение её истине».  В своей песне Гребенщиков говорит не просто о смирении, а об искусстве быть смирным. Как мне кажется, он имеет ввиду примерно то же, о чем говорит Бердяев, т.е. смирение как свободное подчинение истине. Оно проявляется у человека в процессе духовного роста и выхода за пределы собственного эго - гордыни, активно контролирующей душу человека и ограничивающей её проявления через создание негативных реакций.

В песне «Орел, телец и лев» созданной в 1982 году, также есть христианский символизм, может быть не столь явный как в предыдущем примере, но гораздо более впечатляющий и масштабный.  В песне четыре действующих лица: человек и трое животных. Все вместе вчетвером они образуют тетрамо́рфм — крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В богословии первых веков нашей эры, эти животные условно обозначали четырёх евангелистов. Постепенно существа стали символами евангелистов и формой их традиционного изображения. Матфей изображался в виде ангела, Марк в образе льва, Лука в – виде тельца, Иоанн  - орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.  Святой Иероним, живший в IV веке, в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти аллегории. Он говорит, что Матфею был дан ангел (человек), так как он представил человеческую природу Спасителя; Марку — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке — бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же орёл — за возвышенный полёт его веры. Также Иероним объяснял, что животных четыре, так как они соответствуют четырём сторонам света, четырём элементами и временам года. Григорий Великий, живший в VII веке, считал что эти существа выступают символами Иисуса Христа в различные фазы его земной жизни.

Песня «Никита Рязанский» была написана Гребенщиковым в начале 1991-го года под впечатлением от чтения православной житийной литературы. В ней есть такие строки:

«Смотри, господи, крепость не от крепости страх,

Мы, господи, дети у тебя в руках,

Научи нас видеть тебя за каждой бедой.

Прими господи, этот хлеб и вино,

Смотри, господи, вот мы уходим на дно

Научи нас дышать под водой».

Они тоже проходят рефреном, как и в «Искусстве быть смирным», но здесь это уже настоящая молитва – искренняя и проникновенная.

В 2008 году Гребенщиков записал новую композицию, в которой христианская тема выражена еще рельефнее. Она называется «Господу видней» и строится как обращение учителя к ученику. Рефреном в этой песне проходят слова:

«Но куда бы ты не шел,

До самого конца своих дней,

Обещай, что будешь помнить одно-

Господу видней.»

В 2012 году композитор Андрей Микита написал на стихи Гребенщикова ораторию для хора и оркестра «Семь песен о Боге». В записи и исполнении оратории участвовали Государственный русский симфонический оркестр, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Московский Синодальный хор и солисты - Наира Асатрян и Станислав Мостовой. Художественный руководителем и дирижером проекта был заслуженный артист России Алексей Пузаков. «Господу видней» открывает это произведение. Остальные шесть частей оратории называются «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский» и «День Радости».

Не так давно «Аквариум» выступал в арт-клубе Московской духовной академии. Концерт и беседу вёл протоиерей Павел Великанов, главный редактор научного богословского портала Вogoslov.ru В большинстве из представленных песен были библейские образы и светлое духовное настроение. На вопрос о религиозном выборе Гребенщиков ответил,  - «… У меня выбора никогда и не было. Меня крестили, когда мне было 4 месяца, … (и) мое восприятие, Бога оно, естественно, идет через православие». Полностью запись концерта есть здесь:  https://www.youtube.com/watch?v=epLCZ9QQ94o А окончание приведенной цитаты можно прослушать на 45 минуте и 40-й секунде.

Можно подытожить, что христианские мотивы занимают важное место в творчестве Гребенщикова. В ранний период его творчества они носят эпизодический характер. В поздних работах они приобретают все больше черт духовного искусства. Создание крупного академического произведения на стихи Гребенщикова, посвященного христианским темам, служит впечатляющим итогом его обращения к православным духовным мотивам.  

Игорь Нещерет

Фото - Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет