История Полоцкой епархии

piligrim.by 20 февраля 2012
6398

Полоцкое княжество по своим размерам соответствовало таким тогдашним странам, как герцогство Баварское или королевство Португальское. Княжество насчитывало десятка полтора городов: Витебск, Менск, Орша, Заславль, Борисов, Браслав, Лукомль, Логойск. Власть Полоцка распространялась на нижнее Подвинье до самого Балтийского моря. Это значит, что Полоцкое княжество было морской державой.

В X - XIII вв. Полоцкой землей владела княжеская династия Рогволодовичей. Сохранились свидетельства, что дочь самого прославленного из полоцких князей, Всеслава Чародея, стала женой императора Алексея Комнина.

На востоке Полоцкая земля граничила с другим сильным княжеством, созданным кривичами, - Смоленским; на юге - с Туровским, возникшим на землях дреговичей. Белорусские земли уже в X в. стали частью христианского мира. Полоцкая епископская кафедра была основана в 992 г.

Можно предположить, что христианская община в Полоцке возникла в результате проповеди, с которой приходила сюда равноапостольная княгиня Ольга. При раскопках на месте возведенного в XI в. каменного Софийского собора было обнаружено большое пожарище. Вполне вероятно, это были остатки деревянного храма, сгоревшего еще во время пожара 975 г., при взятии Полоцка войсками князя Владимира. О первых шагах христианства на полотчине повествует и скандинавская "Сага о крещении", рассказывающая о святом Торвальде, крестившем в 1000 г. исландские земли. Возвращаясь из паломничества в Иерусалим и Константинополь, он скончался неподалеку от Полоцка, в монастыре, где и был погребен при храме святого Иоанна Предтечи.

Христианство на белорусских землях утверждалось ненасильственно, постепенно. Новая вера еще очень долгое время мирно сосуществовала с древним языческим мироощущением. Вместе с тем, крестившись по греческому обряду, предки белорусов не ощущали враждебности к верующим-латинянам. В XII в. в Полоцком княжестве продолжали распространяться жизнеописания римских святых. "Родом римлянин" был белорусский святой Меркурий Смоленский.

В XII - XIII вв. древние белорусские княжества по уровню развития образования, книжного дела, архитектуры и других областей культуры ничем не уступали соседним европейским государствам. Полоцкого князя Изяслава, сына Рогнеды, летописи называют первым "князем-книжником" на восточнославянских землях, а его печать наряду с надписью на сосуде, найденном под Смоленском, - первые свидетельства кириллической письменности в этом регионе.

Просветители древней Беларуси Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский и Климент Смолятич стали звездами первой величины на небосклоне культурной жизни всей Восточной Европы. Туровское Евангелие XI в., а также созданные в XII в. жизнеописания Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского считаются одними из древнейших оригинальных памятников письменности восточных славян. В Полоцке сложилась самобытная школа зодчества. Ее высочайшим достижением стала построенная в середине XII в. зодчим Иоанном Спасовская церковь, ставшая местом паломничества верующих и просто туристов из многих стран.

К XIV в. Полоцкая земля входит в состав Литовско-русского государства. Согласно Люблинской унии 1569 года Литва и Польша объединились в единое государство - Речь Посполитую. Пробыв несколько лет (1563 - 1579 гг.) и (1654 - 1657 гг.) под властью Московских царей, Полоцк оставался владением Польши до 1772 года. Наступили трагические времена для Православия. Войдя в состав Речи Посполитой, Православная Церковь была втянута в противоборство с Унией, которая насаждалась королевской властью и Римом.

В 1579 г. польский король Стефан Баторий призвал в Полоцк иезуитов и отдал им православные  церкви и монастыри города. Полоцкая епархия - одна из древнейших на Руси - перестала существовать. В 1596 г. в Бресте был созван собор, на котором провозгласили Унию католической и православной Церквей. Православные западной Руси не признали решения собора. Тогда началось насильственное обращение в унию с использованием всей мощи государства.

Духовными центрами Полоцкой архиепископии были монастыри, которых в середине XVI в. в Полоцке насчитывалось 15, в Витебске – 2, в Мстиславле - 3. Древнейшим из известных полоцких монастырей являлась Бельчицкая Борисо-Глебская обитель, основанная князем Борисом Всеславичем в конце XI – начале XII века в предместье Полоцка – Бельчицах. К сожалению, храмы этого монастыря окончательно были разрушены в 50-е гг. ХХ в. Первые Полоцко-Витебские епископы Григорий Загорский и Гедеон Брольницкий избегали насаждения унии силой. Однако их последователь, архиепископ Иосафат Кунцевич, поставил цель подчинить себе все православные приходы Полоцкой епархии. Православным было запрещено служить в церквях, нельзя было проводить крещения и отпевания. Церковь силой очищалась от непокорного духовенства и народа. Православные, построили себе на Заручевье и за Двиной, против Успенской церкви, шалаши, в которых и совершались богослужения.

В 1633 году православные добились основания единственной на белорусских землях Могилевской епископской кафедры, под архипастырскую опеку которой попали и православные Полоцкого и Витебского воеводств.

В 1676 г. правительство Польши решило окончательно истребить православную веру в Западной Руси. Уния была провозглашена единственной законной церковью, кроме католической, в пределах Речи Посполитой. Началось тотальное преследование Православия. На Унию в Польше смотрели лишь как на переходную ступень к католицизму.

Православие казалось навсегда изгнанным из земли Полоцкой, «дети умирали без крещения, а мужья с женами жили без благословения». Но даже в те годы, когда православие  Белоруссии казались погибшими навсегда, память о святой жизни преподобной Евфросинии православной по вере, давала жителям земли Полоцкой силу сохранить свою православную веру. С целью защиты веры и прав православных, наиболее активная часть населения организовывалась в братства.

В 1635 г., после неоднократного поражения польских войск от гетмана Б. Хмельницкого, король Ян-Казимир с помощью Зборовского мирного договора, обязал унию в Польше и княжестве Литовском искоренить. Было постановлено: "захваченную униатами Витебскую епархию подчинить митрополиту Киевскому и возвратить православным отобранную у них церковь за городом - Святого Духа". Но все это было сделано на словах. Только усилия Екатерины II заставили в 1768 г. уравнять права православных и прекратить гонения их.

После присоединения всей Витебщины к России была ликвидирована Полоцкая униатская епархия и началось постепенное возвращение насильно обращенных униатов в Православие. Завершающим актом воссоединения с Православной церковью стал Полоцкий собор греко-униатских епископов 1839 г. В этом же году местопребывание Полоцкого епископа было заменено на Витебск. Первым епископом Полоцким и Витебским стал Василий Лужинский (1840-1866 гг.). С 1843 года кафедральным собором архиепископов Полоцких и Витебских стал собор в честь святителя и чудотворца Николая.

После первой мировой войны большевистской властью стали уничтожаться православные святыни. Так, в 1921 г. вместе с другими церковными ценностями была конфискована, осквернена и направлена на атеистическую выставку в Москве серебряная рака прп. Ефросинии. Конфискован и её святой крест, не найденный до настоящего времени. В 1936 г. был окончательно уничтожен Борисо-Глебский монастырь с его уникальными фресками XII в.

Во время Отечественной войны возобновилось богослужение в Полоцком Софийском соборе. После Отечественной войны в связи с активизацией антирелигиозной политики в 1960 г. был закрыт Полоцкий Свято-Преображенский монастырь, насельницы  были приняты под крыло Жировичской обители.

Обновление церковной жизни началось только в конце 1980-х гг. В 1989 г. епископскую кафедру получил епископ Дмитрий (Дроздов) с титулом «Полоцкий и Витебский». В 1992 кафедра переименована в Полоцкую и Глубокскую. Кафедральный город - Полоцк. Кафедральные соборы - Богоявленский (Полоцк), Богородице-Рождественский (Глубокое).

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет