Историко-биографическая справка об униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче

сайт Витебской епархии 11 февраля 2011
6479

 Иосафат Кунцевич родился в 1580 году во Владимире-Волынском в православной семье, в крещении был назван Иоанном. Его отец был сапожником, но смог обучить сына польской и русской грамоте, и определил приказчиком к одному из купцов в г.Вильно. В это время в Вильно возникла смута по причине противоборства православных с униатами и Кунцевич, руководствуясь неведомыми побуждениями, оставил купца, перешел в унию и поступил послушником в Виленский Свято-Троицкий монастырь, в то время отобранный у православных и переданный униатам. Находясь в монастыре, Кунцевич постоянно посещал иезуитский коллегиум. В 1604 году Кунцевич принял монашество с именем Иосафат, в 1609 году посвящен в сан иеромонаха и стал ревностно, вплоть до фанатизма, проповедывать унию, получив при этом прозвище «душехвата».

В 1617 году он был назначен епископом-коадъютором Полоцкой епархии и 9 января 1618 года прибыл в Полоцк. В том же году скончался Полоцкий архиепископ Гедеон Брольницкий и Иосафат был возведен на Полоцкую кафедру с титулом «Витебского и Мстиславского». При вступлении в должность он испросил у короля грамоту на подчинение своей власти всех православных церквей и монастырей в пределах Полоцкой епархии. Затем он разослал по епархии циркулярные послания, возвещавшие о соединении церквей, требуя от православных священников и прихожан согласия на принятие унии, угрожая непокорным лишением приходов и насильственной передачей церквей униатам. Светская власть содействовала Кунцевичу, но это не спасало от противостояния православного населения: в 1619 году, когда он отправился в Могилев, жители этого города заперли ворота и навели на него крепостные пушки, та же история повторилась и в Орше.

В 1621 году на Полоцкую архиепископию был назначен пользующийся большим уважением среди православного населения Мелетий Смотрицкий.

Его красноречивые послания торжественно зачитывались и в Витебской ратуше, а однажды после прочтения одного из таких посланий был даже составлен протест против Кунцевича. В этом протесте жители Витебска практически единодушно заявили, что они не хотят знать униатского епископа, а будут признавать своим епископом Мелетия Смотрицкого за его исповедование православной веры. Кунцевич обратился к властям и потребовал наказания непокорным. В ответ на это требование Литовский канцлер Лев Сапега написал красноречивое письмо: «Всевышний зовет к себе кротко: придите ко мне вси и пр., а не хочет и не приемлет рабов, влекомых насильно ... Вы, своим неосмотрительным насилием подстрекнули и, так сказать, принудили народ русский к сопротивлению ... Обратимся к действиям Вашего преосвященства ... Вы наполнили земские суды, магистраты, трибуналы, ратуши, епископские канцелярии позвами, тяжбами, доносами, чем не только нельзя распространить унии, но можно расторгнуть и последний союз любви в обществе, и наполнить сеймы и управы разладом и ссорами ... Апостолы никогда так не поступали. Вы говорите, что «вам вольно топить униатов [т.е. насильно переведенных в унию, но оставшихся православными], рубить им головы» и пр. Нет! Не должно так поступать с ними, потому что божественное евангелие строго внушает всем мстителям, в том числе и вам: «Мне отмщение и аз воздам». Но это письмо не повлияло на поведение Кунцевича: так, в Полоцке он приказал вырыть из могилы недавно умерших православных и отдать на съедение собакам; в самом городе все православные церкви были отобраны и богослужение приходилось совершать в частных домах.

Многочисленные списки с письма Льва Сапеги были распространены не только в Витебске, но и за пределами Полоцкой архиепископии, вызывая возмущение населения. Эти настроения стали известны Кунцевичу и он даже сообщил о них своему покровителю - митрополиту Иосифу Рутскому: «Да его милость пан канцлер аж теперь ... на лист его милости, чрез бунтовников полоцких мне отданный усправедли ... же мя не слушне удали о грубиянство поповское, не зважаючи, же схизма грубиянство намножила, а не единость; еще и то недобре, же его милость листы мне за ними даючи, копее тых же листов сняли писари им зброднем дают, которые они всюды по своих розсылают; часом теж сами сняв, отпечатавши преписуют, потом, притиснувши якокольвек печать, отдают».

Но слова канцлера Льва Сапеги действительно оказались пророческими, когда в 1622 году Кунцевич отправился в Витебск, чтобы утвердить там унию. Не обращая внимания на раздражение народа, он решил совершить службы во всех витебских церквях, что должно было засвидетельствовать об утверждении унии в городе. При этом церкви очищались силой от непокорного духовенства и народа. Православные не считали возможным отвечать на силу - силой, но в то же время нельзя было оставаться вовсе без церквей, поэтому на Заручевьи и за Двиной, напротив Успенской церкви, были сооружены шалаши, в которых и совершалось православное богослужение.

Кунцевич стал подавать жалобы, что в этих новых церквях составляются мятежные сходки, а сам с еще большим рвением продолжал отнимать у православных церкви в самом городе, причем в одном случае народ явно потерял терпение, сбросив в одну кучу шапки, что было знаком объединения и призыва к насилию. В этом эпизоде Кунцевич едва спасся от народной ярости.

После этого православные собрали тайное совещание в ратуше, на котором присутствовали члены городского магистрата и почетные граждане. Было решено избавиться от ненавистного архиепископа. Возможность для этого представилась в воскресенье 12 ноября 1623 года. В то время, когда Иосафат служил утреню в Пречистенской (Успенской) церкви, его архидиакон Дорофей подстерег православного священника Илию, переправлявшегося через Двину для совершения богослужения в новоустроенном шалаше, напал на него, избил до полусмерти, связал и запер в архиерейской кухне.

Весть о поругании православного священника быстро распространилась по городу и привела его жителей в такую ярость, что с первым ударом ратушного колокола, вооружившись чем попало, они с воплями напали на архиерейский дом. Освободив священника Илию, восставшие с саблями и бердышами набросились на архиерейских слуг. Потом ворвались в келью самого Кунцевича, к тому времени возвратившегося с богослужения, и с криками «Бей папежника, душехвата» рассекли ему голову, вытащили на двор и добили выстрелом из ружья.

После этого тело Кунцевича били, таскали по улицам, клали на него убитую собаку, затем поволокли на высокий берег Двины и бросили в реку, а поджидавшие рыбаки, привязав к шее и ногам камни, отвезли тело вверх по Двине в район Песковатика и бросили его в реку. Только на третий день, когда народное волнение стало уменьшаться, тело Иосафата по приказанию каштеляна замка было извлечено из воды, официально освидетельствовано, перевезено на лодке в Полоцк и погребено в Софийском соборе.

Король Сигизмунд III, узнав об убийстве Кунцевича, назначил комиссию для его немедленного расследования и наказания виновных. В январе 1624 года под председательством Льва Сапеги комиссия начала свою работу, проведя следствие и суд всего за три дня - опасались прибытия казаков, вызванных помощь жителями города. Итоговый документ о работе комиссии был подписан 22 января 1624 года. Из него было видно, что в заговоре на жизнь Кунцевича принимали участие не только почти все жители Витебска, но и представители Орши, Полоцка, Могилева и Вильно. Главную роль в организации заговора сыграли писарь Гурко и бургомистры Наум Волк, Семен Неша и Гуслинцев. На смертную казнь было осуждено около ста человек, но большинство из них успело скрыться и на плахе перед ратушей было обезглавлено двадцать человек. Имущество всех осужденных было конфисковано, сам город лишен Магдебургского права, привилегий и подчинен управлению воеводы. Колокол ратуши и колокола некоторых церквей, которыми поднималось восстание жителей, было приказано снять и изготовить из них колокол с надписью о происшествии, поместив его в соборную Пречистенскую (Успенскую) церковь, которую также требовалось отстроить заново за средства горожан. Во всех городских церквях, кроме соборной Пречистенской (Успенской), колокола были упразднены, разрешалось их размещать только по отдельному разрешению Киевского митрополита.

10 февраля 1624 года Римский Папа Урбан VIII обратился с посланием к польскому королю Сигизмунду III, убеждая его строго наказать виновных в гибели Иосафата Кунцевича: «Да будет проклят тот, кто удержит меч свой от крови ... Ты, державный король, не должен удерживаться от меча и огня». Получив впоследствии от короля сообщение о наказании горожан Витебска он ему отвечал: «Похвала вашему величеству, гнев которого и правосудие недавно испытали жестокие убийцы Полоцкого архиепископа. Ибо Витебск, который дал пример столь необычного преступления, служит теперь доказательством мщения Божия и благочестия короля».

Смерть Иосафата Кунцевича не послужила облегчению участи православных в Белоруссии, а наоборот - вызвала более суровые меры к искоренению Православия. Такая ситуация сохранялась все оставшееся время правления короля Сигизмунда III и изменилась в лучшую для православных сторону только с вступлением на престол короля Владислава ГУ.

Римский Папа Урбан VIII причислил Иосафата Кунцевича к лику блаженных мучеников Римской церкви, повелев праздновать его память 16 сентября, а к лику святых Римской церкви Иосафат был причислен Римским Папой Пием IX.

 Через год после погребения в Полоцком Софийском соборе, останки Иосафата Кунцевича были извлечены из земли для торжественного отпевания, совершенным прибывшим специально из Вильно униатским митрополитом Иосифом Рутским, и помещены в серебряную раку. Впоследствии, во время войны Польши с царем Алексеем Михайловичем рака с останками Иосафата Кунцевича была унесена униатами из Полоцка и, после многолетних странствований все-таки вернулась в Полоцкий Софийский собор, но, по свидетельству известного витебского историка и краеведа А.П. Сапунова, уже без тела Кунцевича. К тому времени в раке находились только часть его волос и некоторые облачения. Но к началу XVIII века останки Кунцевича появились в г.Беле Седлецкой губернии. Сначала они находились в домашней часовне Радзивиллов, а затем были перенесены в униатскую церковь. Сохранилось медицинское описание этих останков, датированное 1870 годом: «... Виден целый труп, одетый во священническое облачение. Прежде всего представляются ноги, обутые в сапоги, один из сапогов представляет глубокую впадину, как будто в нем нет ноги. На груди лежит рука, кисть руки обнажена, кожа с весьма крупными складками, что свидетельствует о высыхании. На руке недостает большого пальца и мизинца. На голову надета митра. Лицо чистое, глаза запавшие, волос нет ни на бороде, ни на губах». Это важное обстоятельство, поскольку на прижизненном портрете он изображен с бородой.

Рядом с гробом в Вельской церкви находилась таблица, в которой были перечислены главные события из истории Кунцевича, в частности, указан год перенесения его останков из Полоцка - 1704. Но из документов той же Вельской церкви видно, что одна часть останков и вещей, к ним относящихся, была получена из Витебска и взята обратно в Витебск протоархимандритом Процевичем в 1715 году. Другая часть останков находилась под спудом в замковой каплице в г.Беле до 1769 года, когда они были извлечены. При этом труп был так мокр, как будто вынут из воды, так что даже сгнила одежда. В течении четырех недель велась просушка и подготовка этого тела для поклонения. Но мнение об их подложности было настолько сильным, что униатский Холмский епископ был вынужден издать заверительную грамоту. В 1780 году вновь был произведен осмотр останков, при этом их описание настолько не совпадало с предыдущими освидетельствованиями, что, по мнению А.П. Сапунова, о принадлежности
останков Кунцевичу не может быть и речи, а, скорее всего, эти останки принадлежат неизвестному базилианскому монаху.

Литература:

  • Сапунов А.П. Витебский Успенский собор в связи с событиями из религиозной жизни витеблян. Витебск, 1894.
  • Сапунов А.П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века. Витебск, 1889.

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет