Мы веруем не потому, что нам некуда деваться

Архимандрит Андрей (Конанос) 30 июня 2017
239
Может ли христианин менять свою точку зрения и как продолжать искать истину, даже если мы уже нашли ее, размышляет архимандрит Андрей (Конанос).


Догмат о Святой Троице, воплощенный в жизнь

Архимандрит Андрей (Конанос)

На меня большое впечатление произвели слова отца Гавриила, который служит в храме св. Андрея в Афинах. Как-то в интервью он – безусловно, настоящий христианин – сказал очень важную вещь.

– Я служу в этом храме много лет. За эти годы здесь побывали сотни – нет, тысячи людей. И вот что интересно. Ни один из тех, кто приходил сюда, не попросил меня объяснить догмат о Святой Троице. Однако всем было нужно, чтобы я показал этот догмат своими делами.

Что это значит? Люди ждали от меня любви, понимания, терпимости. Как в Боге объединяются Три Лица – но Каждое Лицо при этом имеет Свои личные, ипостасные свойства, – так и я должен любить тебя и принимать таким, какой ты есть, а не пытаться изменить по своему вкусу. Уважение, любовь и Христос в повседневной жизни – вот то, что было нужно от меня людям. Догмат о Святой Троице, воплощенный в жизнь.

 

Православие – строгость в отношении себя, а не других

Да, мы можем знать основы православия как свои пять пальцев, можем изучать нашу веру, думать и говорить о ней, но не хватает чего-то самого главного, и люди рядом с нами так и не приходят ко Христу. Мы не можем никого изменить и привести к Нему. А старец Порфирий, например, мог. Один человек, поговорив с ним, так и сказал:

– Сегодня я увидел нового Христа! Новую Церковь! Новое православие!

Нет, старец Порфирий не менял ни одного догмата. Просто когда встречаешь человека, преображенного Христом – смиренного, уравновешенного, благостного, – человека, в котором соединены все достоинства, то это не может не привлекать, и ты говоришь: «Да, вот у него всё по-настоящему!» И не хочешь расставаться с этим человеком. А на нас люди смотрят и не только не хотят приблизиться к нам, но наоборот, отворачиваются, потому что своим поведением мы вводим их в соблазн.

Настоящее Православие – это строгость в отношении самого себя, а не других. К другим у нас должна быть лишь великая снисходительность, молитва и упование, что Господь может их изменить.

Как-то к старцу Порфирию пришел один человек. Он жил в блуде, постоянно изменяя своей жене. Мужчина поисповедался старцу, но ничего не сказал ему о своем блудном грехе. Старец Порфирий выслушал его и спросил:

– Ты закончил?

– Закончил.

И старец прочел над этим человеком разрешительную молитву. Мужчина направился к выходу. Он уже открыл перед собой дверь, как неожиданно старец окликнул его:

– Погоди-ка!

– Да, отче?

– То, чем ты занимаешься, не делай в городе. Не снимай номера в отелях рядом с домом. Иначе твой ребенок как-нибудь увидит вас, и его сердце разорвется от горя. Раз не можешь перестать делать это, не можешь воздерживаться, уезжайте по крайней мере из города, чтобы не провоцировать близких.

Эти слова старца – правильными они были с точки зрения православия или нет? По канону – нет. Но его слова были абсолютно правильными, если ставить во главу угла спасение человека. И если в первую очередь думать о Христе.

Да, здесь есть определенный риск – но именно в этом и заключается православная вера. Нет, нам с тобой ни в коем случае нельзя поступать так же. Для того, чтобы говорить такие слова, нужно быть старцем Порфирием. Просто святые люди, подобные ему, напоминают нам о том, что если любить Христа, то действительность воспринимается совершенно по-другому.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

 

Господь на все хорошее отвечает «Да!»

Если нам удастся по-настоящему прикоснуться к православию, то мы перестанем быть формалистами и прекратим вести себя так, о чем я говорил в начале беседы, когда молодежь приходит в церковь и потом жалуется: «Что тут делать, когда я наперед знаю, что мне скажут! Захочу пойти на футбол – ты скажешь “Нет!”, соберусь еще куда-то – снова “Нет!”, скажу, что курю – опять “Нет!”» Молодому человеку кажется, что в Церкви всё нельзя. Таким видят православие наши дети – сплошное «Нет!». А Церковь, напротив, свидетельствуя об Истине, непрерывно говорит «Да!» И «аминь». Господь на все хорошее отвечает «Да!». Проблема в том, чтобы донести это до других.

Когда Сергий Радонежский основал монастырь, он назвал его в честь Святой Троицы. И на вопрос, почему у монастыря именно такое название – Троицкий, – преподобный отвечал: «Хочу, чтобы жизнь братии здесь была подобна по возможности (ибо полного соответствия быть не может) Пресвятой Троице».

Что означает Святая Троица? Три Лица в одной Сущности. И эти Лица различны, но при этом пребывают в Единстве. Такими следует быть и нам.

Будем любить Одного Бога, молиться одними словами и пребывать в единстве церковном, но – каждый со своей уникальностью, своим характером. Вот что такое Святая Троица в моей жизни.

Примерно так представляли себе наше вероучение и святые отцы.

Если бы Авраам действительно был вашим отцом, – говорил Господь, – вы бы не делали того, что сейчас делаете. Вы бы поступали так, как Авраам. А вместо этого вы хотите убить Меня, ненавидите, ведете на смерть… Авраам не делал ничего подобного.

Вот и мы сегодня – называем себя православными, но поступаем при этом так, как никогда бы не поступили почитаемые нами святые, живи они среди нас.

Мы веруем не потому, что нам некуда деваться

Как-то в разговоре с одним иеговистом я, окончательно утомившись (а с иеговистами действительно очень трудно беседовать, никаких точек соприкосновения), просто спросил его:

– Скажи, если сейчас, разговаривая со мной, ты почувствуешь в моих словах истину – ты изменишься? Или ты уже заранее решил, что ни за что не поменяешь свою точку зрения, даже если наступит конец света?

– А ты? – спросил меня в ответ иеговист.

– Я – да.

– То есть как это? Ведь ты – священник!

– Хочешь верь, хочешь нет. Я готов поменять свою точку зрения.

Если я пойму, что не обретаю покоя ни в Церкви, ни в повседневной жизни, то не захочу оставаться таким, какой я есть. Вот что мне хотелось донести до этого человека. Я не случайно стал православным священником. И, будучи священником, не собираюсь отказываться от изменений в себе самом. Да, я совершил безумный поступок – превратился из мирянина в архимандрита, но если ты на деле убедишь меня в том, что твои слова – истинны, и мое сердце, моя душа примут это, – я брошу то, чем занимаюсь.

Но пока я не могу сделать этого, потому что, как сказал св. Поликарп, епископ Смирненский, палачу, убеждавшему его отречься от Христа, – «я люблю Его столько лет, и ни разу Он меня не разочаровал».

Если бы Господь разочаровал меня, я бы от Него отрекся. А сейчас почему я должен это делать? Истинное православие не разочаровывает и не делает фанатиком. Мы веруем не потому, что в какой-то момент пришли к вере и теперь нам некуда деваться. Нет, дорогой! Если ты свидетельствуешь об истине, подтверди это делами! Не останавливайся в поисках! Церковь ничего не боится. И чем больше ты стремишься к истине в православной вере, тем больше убеждаешься в ней, и склоняешься перед Богом, говоря: «Как прекрасно то, во что мы веруем!»

Фото: asceticexperience.com

Христианин не боится искать истину

Удивительно! Настоящий православный христианин не боится искать истину. Иначе не было бы у нас замечательных древних святых, которые спорили с еретиками и язычниками. Они шли на спор не для того, чтобы научить православию. Они просто жили Христом и делились Им с людьми, обезоруживая их.

А сегодня мы или стремимся просто рассказать о своем вероучении, или даже не стремимся, потому что не знаем, как объяснить то, во что веруем. И у нас нет той открытости миру, какая была у древних святых.

Они не боялись ничем рисковать, не боялись ничего потерять, потому что в сердце у них был Христос. И сегодня они бы не общались с людьми формально – они бы говорили о Святой Троице так, как говорил в свое время Василий Великий, который видел Святую Троицу. Он не сидел перед этим за компьютером, составляя «умные» схемы. Он просто увидел Троицу и после говорил: «Бог – Един в Трех Лицах. Я видел Его, видел Его Свет». Так же и прочие святые. Они видели Отца, и Сына, и Святого Духа, и потому их слова были убедительными. А мы не видим Бога, потому и не можем никого убедить. Вот почему нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем стать настоящими православными христианами.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

 

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет