Народ хотел воевать, а тут Иисус на ослике едет весь в белом

Священник Сергий Круглов 1 апреля 2018
255
“После въезда в Иерусалим Он куда пошел? - Да… В храм пошел, столы переворачивать, торговцев гнать, скандал устраивать” - какой же новый мир принес Христос людям? Священник Сергий Круглов пересказал интересный разговор двух прихожан.


В преддверии Вербного в воскресной школе, среди взрослых, ведутся такие например разговоры:

– Ну вот за что Иисуса осудили и распяли?

– Как за что. Читаем же вот Евангелие. За то, что Он не оправдал чаяния народа иудейского: они думали, что Мессия въедет на коне, во главе войска, и поведет всех на войну против Рима, а Он въехал на каком-то ослике, как шут гороховый… Про это, кстати,  все батюшки проповедуют, и в книгах пишут. Иудеи священную войну хотели, а Он принес мир.

Священник Сергий Круглов, фото Анны Гальпериной

-Ну, вообще-то, этот образ на Востоке в те времена был традиционен и узнаваем: едет на коне – символ войны, едет на осле – символ мира. Смотрите, в Евангелии никто и не удивляется особо, что Он на ослике, и не возмущается, про это не упоминается, значит, образ прочитан иудеями верно, встречают Мессию , как и ожидалось… «Всё же это было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:  «Скажите дочери Сиона: „Се, Царь твой грядет к тебе, кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной“».

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:  привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды на дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали на дороге;  народ же, шедший впереди и сопровождавший Его, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 1-9). Значит, за мир, говорите, Его распяли?

-Конечно.

– А я вот думаю: конечно, в каждом народе всегда есть люди, которые хотят войны, подвигов и прочего такого, хватало в те времена патриотов-сикариев-зилотов  и в Израиле…

Но среднестатистический, скажем так, человек, обычный-то обыватель, всегда предпочитает мир. Как вы или я. Во все времена и при всех общественных формациях.

Сытость, довольство, крепкое мудрое правительство, зарплаты и пенсии повыше, а налоги пониже, отсутствие болезней и катастроф, предсказуемость завтрашнего дня и стабильность, чтоб детей не присылали «грузом-200» с войны, чтоб революций и бунтов не было, чтоб жить долго и счастливо и умереть, желательно, без мучений и во сне, и чтоб перед смертью, при подведении итогов жизни, совести не за что было меня упрекнуть, ни в каком отношении… Не жизнь, словом, а песня. Разве плохо? Так что Мессию, несущего мир, едущего не на боевом коне, а на осленке, народ гораздо охотнее примет, я думаю.

Какой век у иудеев всегда считался золотым? Велик , конечно, и славен царь Давид, пророк и опытный полевой командир, закаленный в бесчисленных битвах ! Но золотым веком все-таки считается период правления его сына  Соломона, царя Шломо, имя которого как раз и означает «не-война» и однокоренно со словом «шалом», период, когда не воевали, а торговали, строили великий храм Иерусалимский, даже с Египтом замирились, всюду веяла гражданская благодать, все были сыты, и «в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3Цар.10:14)…

Значит, вы все-таки так и думаете: народ хотел воевать и бить врага, а тут такой Иисус на ослике едет весь в белом, улыбается всем, и нашим и вашим, и  говорит: «Ну что вы! Пис, лав, нет войне!». Прямо не Мессия, а какой-то хиппи из Вудстока…

-Ох… Что думаю?.. Да уж не знаю что и думать, вы мне прямо голову заморочили… Ну а что, по-вашему, Он войну что ли нес?

– Нет, конечно. Война – это зло. Он нес мир… Но такой мир, который для мира бывает страшнее войны . Миру падшему – мир изначальный, Божий… Который вторгается в сей мир и всё, что в нем слежалось, установилось, все многочисленные устои, скрепы и краеугольные камни, переворачивает.  После въезда в Иерусалим Он же куда пошел?

– Да… В храм пошел, столы переворачивать, торговцев гнать, скандал устраивать…

Поль Гюстав Доре. Христос изгоняет торговцев из храма

– Вот именно. Вместе с Царем – вошло и Его Царство, а оно для устоявшихся представлений Израиля  о мире и о благе оказалось не миром, но мечом… Мечом, нарушившим сросшийся за века уклад жизни и мировоззрения религиозных, порядочных людей, живущих, как они считали, в основном праведно, по уставу  Бога Единого…

И вместо «все более полного удовлетворения нужд верующих», вместо очередного благословения любви к отеческим гробам и всяким отеческим преданиям,  получился переворот и соблазн в умах. Из-за Христа, из-за Его слова и явления – все, нажитое Израилем веками непосильным трудом, стало под сомнение, все ценности и скрепы – под сомнение… Короче, ситуация, напряженная до максимума. Кроме как крестом, закончиться всё это никак не могло.

– И камни возопили… Знаете, я очень как-то это чувствую сейчас, переживаю вот эти слова, про камни… Камни, они ведь до сих пор вопиют.

– Как это?

– А так… Вот я как вижу: живет человек, за долгую жизнь в  всякие шлаки, им поглощенные, откладываются в нем. Откладываются , превращаются в песок, потом в камни – в позвоночнике, в почках, в желчном пузыре там, в  мочевом.

Начинает врач лечить, бередит эти залежи – и начинают камни вопить: «Не трогай! Больно! Организм к нам притерпелся, зачем трогаешь! Невыносимо!…» А врач говорит: «Надо, иначе, если от вас не избавиться,  умрет организм».

Так и все наши привычки, большие и малые грешки, страсти-сласти, правдочки, убеждения, частные и общественные,  откладываются в нас как камни, в уме, в совести, в сердце… Вроде мы и притерпелись, живем как-то, вроде – мир. А Христос приходит – и начинают эти каменные отложения  там внутри ворочаться и вопить. Типа, знаем, кто Ты, Святый Божий, пришел тут мучить, дробить и выводить нас!.. Оттого и боль, и уныние, и страх нападают, оттого так часто хочется от Бога спрятаться обратно под адамов куст, оттого и пост, и молитва, и пересмотр отношений к людям, к жизни,  к себе, то есть всё, что не формально, а по-правдашнему, по Евангелию в жизни бывает, все дается так тяжело.

– Да. Но и понимаешь: а без этого – вообще смерть. Ни любви, ни радости, ни жизни никакой не будет, если Христос не начнет ворочать и выгонять из нас наши камни…

– Так что – возопили, и пусть вопиют!..

– Пусть!.. Кстати, идете вербочки освящать?

– А как же!

 

… Вот такие разговоры, ну или примерно такие.

Блаженна ты, обычная провинциальная воскресная школа, в которую ходить никто не заставляет, посещение которой никаких житейских бонусов не дает, но в которую  тянет людей, пусть и не особо многих – количественный показатель тут не на первом месте, тянет как прихожан, так пока еще и околохожан, чтобы побыть им вместе и поговорить, чтоб  слушать и читать, и думать, обмениваться открытиями о вере, Христе, Церкви и собственной жизни, и снова жадно говорить и думать вот о таких вещах…

Недалека, значит, и ты, невеликая школа, от Царства Божия.

От Царя, которого встречаешь ты, толпясь сегодня в храме на Всенощной,  с вербочками в руках, и вместе со всеми смеешься и по-детски кричишь при кроплении: «Батюшка, а на нас!… А на нас!…»

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет