Оккультный четверг

Владимир Мартинович 23 февраля 2011
2640

 Представьте себе, что Вы сдаёте экзамен по сектоведению. Вредный преподаватель Вам уже надоел своими попытками вытянуть из Вас понятие секты и, конечно же, проверить, не сектант ли Вы. Интересно, смогли ли бы Вы, читающий эти строки, доказать надоедливому профессору, что Вы не сектант? Возможно, смогли бы, если, конечно, Вы точно знаете, ЧТО такое секта, и ГДЕ проходит граница, отделяющая её от НЕСЕКТЫ. А, Вы это знаете? Сейчас проверим.

Секта — это не всегда какая-либо организация. Ошибкой было бы считать, что находиться в секте означает непременно участвовать в деятельности какой-либо нетрадиционной религиозной группы. Да, некоторые секты действительно имеют организацию с: а) развитой структурой; б) харизматическим лидером; в) вероучением; и г) ритуалами. Хотелось бы подчеркнуть слово НЕКОТОРЫЕ, т.к. БОЛЬШИНСТВО сект всего этого, или, по крайней мере, двух-трёх из названных компонентов просто не имеет. Ко многим из них даже нельзя применять понятие организации. Конечно, секты, в смысле конкретной организации со всеми обозначенными признаками, были, есть и будут. Они, появившись на свет, в основной своей массе достаточно быстро исчезают, не оставляя никаких следов своего существования. Лишь менее 1% из всех возникающих сект может похвастаться 100-летней историей своего существования.

Из чего же ещё может состоять мир сект, если конкретные организации в нём составляют меньшинство? Внимание учёных давно уже привлекают всевозможные формы так называемой «оккультной среды» общества. Воистину неблагодарная работа — исследование оккультной среды: неорганизованного, постоянно меняющегося клубка магических, оккультно-мистических религиозных идей, витающих в умах и сердцах людей. Идей, периодически проявляющихся в массовых увлечениях, страхах, бытовом суеверии и магии. Идей, незаметно проникающих в любые религиозные и общественные организации.

Учёные давно рассматривают в качестве важной составляющей мира сект всех людей, верящих в существование НЛО, «сглаза» и «порчи», читающих регулярно астрологические гороскопы, бульварную оккультную литературу, посещающих целителей, «бабок», гадалок, «заряжающих» воду у экстрасенсов, увлекающихся «святым» Шарбелем. Они могут и не состоять в какой-либо организации, но, старательно переписывая «письмо счастья» 20 раз, с содроганием наблюдая за чёрной кошкой и избегая приветствий и прощаний через порог, они автоматически попадают в категорию людей, составляющих оккультную среду общества, а соответственно изучаемых сектоведами. Неважно, занимаются ли они постоянно астрологией и как долго доверяют бабкам, гадалкам, целителям, увлекаются наследием Рерихов. Для учёных важен уже сам факт появления устойчивого интереса к подобным явлениям. Интереса, который, однажды пробудившись, сразу же делает человека винтиком в огромной, тесно переплетённой бесчисленными внутренними связями машине оккультной среды.

Именно оккультная среда является самой устойчивой из всех когда-либо существовавших форм сектантства. Она присутствовала во всех обществах на протяжении всей истории человечества. Её нельзя полностью разрушить. Очень редко представители оккультной среды осознают свою принадлежность к ней. Никогда они не могут чётко и ясно обосновать свои воззрения. Слабое образование и невежество – мать оккультной среды. Маловерие и отсутствие полностью осознанной, свободной и ответственной принадлежности к Православной Церкви – её отец. Оккультная среда не боится учения Православной Церкви или других традиционных религий мира. Она с тонкостью и изяществом, достойными удивления, может искусно исказить любое, самое возвышенное вероучение. Её сила не только в восхитительной идейной гибкости, допускающей абсолютно любые комбинации совершенно несовместимых идей. Основное ядро её состоит в богатом эмоциональном наполнении этих идей. Яркие впечатления,  мимолётные настроения, неосознаваемые страхи, непроверенные слухи являются внутренним основанием и конечным обоснованием оккультной среды. Обоснованием, воспринимаемым сознанием конкретного носителя оккультной среды всегда лишь в качестве пережитого опыта. С помощью этого невероятно интересного, чисто психического механизма овеществления, материализации своих идей с поражающей лёгкостью оккультная среда находит «вещественные доказательства» своей правоты. Оккультная среда боится только академического образования, совмещённого с достаточным уровнем свободы, элементарной логики и критичности мысли. Смешно сказать, но священник, профессиональный сектовед или просто достаточно образованный человек, попытавшись показать несостоятельность отдельных идей оккультной среды её носителю, вероятнее всего, потерпит неудачу. Он проиграет в этом забавном диалоге в особенности, если тот будет кратковременен. Здесь мы подходим к ещё одному свойству, характерному для идей оккультной среды. Дело в том, что их очень сложно уничтожить, но они достаточно легко поддаются внутренней трансформации и изменению на аналогичные же идеи. Например, человека гораздо проще убедить в том, что один экстрасенс является шарлатаном, а другой нет, чем пошатнуть его доверие ко всем экстрасенсам вообще. Его проще убедить в том, что заговор и порча, «наложенные» на него кем-то, сняты, чем в том, что такие понятия вообще не существуют и являются плодом больного воображения оккультной среды нашего общества.

Именно оккультная среда является главным производителем сект, имеющих конкретную организацию. Они черпают в ней идеи в процессе своего возникновения и развития. Они же, умирая и распадаясь, растворяются в ней, пополняя её новыми воззрениями. В лоне оккультной среды многие люди, сами того не понимая, готовятся к совершению следующего шага – ухода в секту. Это, конечно, не означает, что оккультная среда всегда является необходимой «подготовительной» ступенью перед попаданием в секту. Интересно то, что, уходя из секты (в смысле конкретной организации), человек далеко не всегда покидает одновременно мир нетрадиционной религиозности в целом. Чаще всего, после секты индивид твёрдо занимает своё место в оккультной среде.

Представители оккультной среды могут ходить в Церковь. В этих случаях мы имеем дело с весьма изощрённой формой внутрицерковного сектантства, при которой человек, участвуя в жизни Церкви, совершенно неправильно понимает совершаемые Таинства и вероучение Церкви, наполняя их своим собственным, оккультным смыслом. Разговаривая со священником, такой человек ищет в его словах то, что он хочет услышать, неосознанно отметая всё, что ему «не подходит», «не соответствует» его взгляду на положение вещей, и, совершенно не слыша то, что ему говорят, находит подтверждение своим чисто сектантским мыслям. Так, вера в карму или переселение душ может каким-то невообразимым образом совмещаться в сознании с верой в Бога.  Эти люди, «видимо» находясь в Церкви, далеко отстоят от неё.

Я очень надеюсь, что Вы не думаете, что все люди, ходящие в Церковь, сектантами не являются. Более корректно было бы сказать МНОГИЕ, т.к. кроме упомянутых весьма обширных внедрений оккультной среды, в Церкви распространён феномен так называемого «двойного членства». Человек может посещать Православную Церковь и осознанно или, что наиболее часто встречается, неосознанно ходить в секту. Действительно, по мнению некоторых, посещать одну религию хорошо, две лучше, а три вообще замечательно. Появляются «гарантии» того, что хоть какая-то из них действенна. Другие просто не знают, что та, вторая организация, посещаемая ими, – секта. Особенно, когда сама секта ради сохранения последователей допускает их участие в Церкви. Некоторые секты не просто допускают, но даже настаивают на активном участии своих адептов в Таинствах Православной Церкви.

Как часто наша «сектантскость» проявляется в нашем отношении к священнику. Вроде бы знаем и правильно понимаем учение Церкви, но так и тянет нас восхищаться и поклоняться не Славе и Величию Бога, но харизматическим дарованиям батюшки. Хорошо, когда священник не уступает упорному стремлению прихожан к сотворению из него лидера секты, довлеющего над умами, душами и помыслами людей. Хорошо, когда батюшка смиренно оставляет это место для Бога. Ну а если власть в самых изощрённых её формах затмевает разум?.. А если прихожане жаждут подчиняться и снять с себя бремя принятия решений и ответственности за свою жизнь, продавая дарованную им Богом свободу?.. Забавно видеть, как отдельные члены Церкви искусственно создают себе идолов для поклонения. За примерами далеко ходить не надо, достаточно взять зарождающийся культ Распутина, Ивана Грозного и прочих настоящих и искусственно создаваемых знаменитостей, обожествляемых посмертно. Невежество и сектантство побуждает людей в паническом ужасе убегать от ИНН и винить во всех бедах человечества современную культуру или безобидного Гарри Поттера, видя во всём магию и происки мирового масонства, и т.д.

Надеюсь, никто не считает, что секту делает сектой её вероучение, ритуальная практика или особенности структуры? Многие учёные давно пришли к выводу, что лишь особенности отношений между людьми позволяют говорить о том или ином коллективе как о секте. С обманом в его простых формах мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно. Но когда обман возводится в норму, когда он достигается с использованием обыкновенных психологических манипуляций над людьми, когда он расчётлив и жаждет отдачи в виде денег, слепого поклонения и обожания, тогда мы имеем дело с сектой. Трагичность ситуации в том, что обманщик может искренне верить в свою «светоносную» и «великую» миссию и, сам искренне заблуждаясь, ещё более эффективно губить чужие души. Страшнее всего то, что многие из нас, сами того не понимая, желают быть обманутыми и продать свою свободу за простое и понятное учение.

Возвращаясь к старому вредному профессору, начинаешь понимать, что на самом деле ему не нужно, чтобы Вы дали определение секты. Он даже не стремится Вас обвинить в сектантстве. Он просто хочет, чтобы каждый из нас понял, что мы ходим по очень тонкому лезвию бритвы, и ничто — ни положение в обществе или Церкви, ни знания и опыт жизни — не могут нас застраховать от сектантства. Лишь постоянная свободная, конструктивная, критическая оценка всего и вся и, в первую очередь, самого себя может говорить о том, что Вы на данный момент, возможно, не являетесь сектантом, а через мгновение, возможно, уже и сектант. А расстояние между сектой и несектой бесконечно велико и поразительно ничтожно одновременно. Всё зависит от того, на какой Вы стороне. Если Вы православный, то для Вас эта граница ничтожна. Если же Вы сектант, то Вам придётся пройти долгий и трудный путь духовного роста и рассектовления.

  Царкоўнае слова 2003г.

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет