Поиском старцев люди заполняют духовную пустоту

Игумен Петр (Мещеринов) 8 августа 2017
120
Какие бывают «духовные туристы», отчего современные миряне стремятся к монастырской духовности, могут ли монастыри выжить без паломников, и в чем заключается трезвый взгляд на жизнь в монастыре – размышляет игумен Петр (Мещеринов).


Игумен Петр (Мещеринов)

– Почему люди стремятся совершать многочисленные паломнические поездки, как выглядит “духовный туризм”?

– Если брать людей внешних, нецерковных, то в этом есть элемент моды, демонстрации благосостояния. Состоятельные люди любят ездить на Афон, в Грецию, на Святую землю. А что касается отечественных монастырей, то только в некоторые из них – например, Валаам сейчас начинает вызывать такой интерес. По провинциальной России эта группа паломников не особенно любит ездить.

Есть и определенный «стиль» проповеди, обращенный к людям состоятельным: паломничества, жертвование, восстановление храмов и монастырей – это богоугодное дело, доступное им. Исполнение заповедей Христовых им может быть недоступно, а вот пожертвовать деньги – более доступно.

– Приносят ли такие поездки кому-нибудь пользу?

– Самим таким людям, конечно, это никакой пользы не приносит, это дезориентация – вместо проповеди христианской жизни им предлагается просто откупиться. А что касается монастырей, тут сложный вопрос. Я считаю, что вообще монастыри должны быть закрыты – не только от туристов, но и вообще от всех. Монастырь – это община монахов, которые посвятили себя внутреннему деланию, и любое посещение внешних людей, даже просто когда люди приходят на службу, внутреннему деланию отнюдь не способствует.

Но у нас это уже давно сложилось: монастыри считаются образцом для мирян, образцом богослужений, пастырского окормления, и с этим приходится считаться.

Когда монастырь закрыт, это тянет за собой то, что насельники должны существовать трудом рук своих, они должны чем-то заниматься, что приносит обеспечение монастырю, и, как мне кажется, это не должен быть сельскохозяйственный труд, потому что он и малодоходный, и не очень сочетается с внутренним деланием. То есть, это должны быть какие-то очень маленькие общины, занятые интеллектуальным трудом, которые в нашей стране плохо представимы – это своего рода утопия.

А наши распахнутые навстречу миру монастыри должны на что-то жить. Они выполняют пастырские и богослужебные функции, и, естественно, рассчитывают в ответ на некое вспоможение, жертву. Таково устроение наших монастырей; но цели монашества – внутреннему деланию – пользы это, как мне представляется, не приносит.

 

– Можно ли как-то менять устроение монастырей, чтобы и монахи не смущались, и у паломников все же была возможность посетить монастырь?

– Плохо ещё, что у нас нет многообразия уставов. У нас сейчас один устав: это общежительный монастырь, в котором центром является богослужение. Но ведь исторически монастыри бывали разные: и скитского типа, и общежительного, и штатные – еще в XIX – начале XX века. И маленькие монастыри могли бы попробовать жить так, как я говорил выше.

А в больших монастырях, которые исполняют пастырско-просветительские функции, должно быть все продумано с той целью, чтобы максимально оградить братию от верчения в мирской суете.

Например, у нас в Даниловском монастыре экскурсии водит не братия, а экскурсионная служба с профессиональными экскурсоводами – они интересно рассказывают людям о монастыре. То есть, какие-то компромиссные формы нужно находить.

– А что касается церковных людей – зачем они становятся “духовными туристами”, чего им не хватает в храме рядом с домом, и что они приносят монастырю?

– Воцерковленные туристы – с точки зрения монаха, который живет в монастыре – это огромная обуза, это совершенно разорительно для духовной жизни. Если брать совсем строгий взгляд, то священство и монашество по природе малосовместимы. Если взять древнюю традицию, то мы видим, что даже в большом общежительном монастыре были один-два священника  исключительно для того, чтобы совершать службы для монахов, а не чтобы окормлять мирян (преп. Савва Освященный). Потом это изменилось, но само по себе это изменение, на мой взгляд, антимонашеское.

Почему люди едут в монастыри? Видимо, потому, что они не получают должного духовного окормления на приходах. И здесь мы сталкиваемся с проблемой, о которой я говорю уже много лет. У нас нет пастырской педагогики,  которая позволяла бы воспитывать в людях подлинную христианскую жизнь. Это, в первую очередь, жизнь внутренняя, жизнь человека во Христе, для которой все церковное составляет лишь средство, помощь, поддержку, и так далее.

Когда этого нет, внутри человека образуется пустота, и он ее начинает заполнять поездками, паломничествами, и так далее. Еще в древности святые отцы говорили, что паломничества не имеют к сути христианской жизни никакого отношения, что это трата времени и средств, что это некая «дезориентация» – переключение внимания с внутренней жизни на внешнюю… но воз и ныне там.

Потому человеку и тяжело жить внутренней жизнью, что его не учат этому. Вот он и ищет старцев, или я не знаю, кого.

Фото: Kp.by

– Но ведь ищет, и находит – вероятно, в монастырях это стремление тоже как-то поддерживают?

– Конечно, мне скажут, что предложение здесь в большей степени рождает спрос. И действительно, я за 25 лет священства встречал единицы людей, которые спрашивают священника о духовной жизни – как молиться, кто такие «чистые сердцем», что имеет в виду апостол Павел, когда говорит: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге», что такое «внутренний человек», о котором пишут апостолы, и так далее. Такие вещи почти никого не интересуют. Интересует христиан то же, что и не христиан: что будет в будущем, и как надо правильно сделать, чтобы было хорошо.

Да, таков спрос – но ведь в Церкви Христовой и поставлен чин пастырства, чтобы противостоять этой «общей религиозности», научать людей правде, проповедовать Евангелие и внутреннюю жизнь во Христе, а не чудодейцев-старцев.

А раз этого нет, то монастыри и заполняются «туризмом» в поисках старцев. Конечно, настоящие монахи всем этим очень тяготятся. Но сегодня вокруг монастырей сложилась соответствующая субкультура, в том числе, со своими экономическими особенностями – и она живет, и защищает себя, если нужно.

– Есть ли какой-то разумный выход из этой ситуации, нужно ли кардинально изменить всю систему, устроение монастырей, или как-то работать с людьми?

– Разумный выход здесь заключается не в революциях и реформациях, а в том, чтобы каждый человек сам оценивал ситуацию по-христиански и трезво. Я не говорю, что в современных монастырях вообще нельзя жить и спасаться – можно, но нужно, чтобы все стояло на своих местах, и человек не очаровывался старыми книгами, а получал реальный взгляд на вещи.

Когда я шел в Данилов монастырь – а я считаю, что по внутреннему устроению это лучший монастырь, хотя он и стоит в центре города – то мне сказал один духовник, которого я об этом спрашивал: «иди, монастырь как монастырь, как в книгах, все, как у отцов: смирение, послушание». Но оказалось, что это не так, что есть своя специфика. Нужно человеку, который идет в монастырь, говорить правду: что его там ждет, какие опасности его подстерегают, какие есть острые углы , и тогда он будет правильно сориентирован. Потому что без пастырской помощи  человеку тяжело в этом разбираться.

У моего поколения, пришедшего монастыри в конце 80-х – начале 90-х, этого ничего не было. Мы начинали с пустого места и, конечно, обманывались в отношении того, что то, что говорится в книжках у святых отцов и то, что представляет собой современная монастырская жизнь, особенно в монастырях большого города – это, якобы, одно и то же.

Я хочу подчеркнуть, что вполне возможно жить и в таких монастырях, подвизаться в них, и даже, каждому на своем месте, преобразовывать их жизнь во что-то хорошее. Но нужно сразу говорить приходящему человеку все как есть, не затуманивать это ссылками на святых отцов, не дезориентировать людей. Сейчас уже накоплен опыт нашего поколения, чтобы это было возможным.

– А как говорить с “туристами”-паломниками?

– То же и с богатыми людьми, которые ездят по святым местам – и им нужно говорить правду: пожалуйста, ездите, жертвуйте, только знайте, что этим вы себе не купите место в раю. Им надо говорить, что главное – исполнять заповеди Христовы в их повседневной жизни и в их общественном служении, не обманывать, не лгать, не гордиться, не воровать и так далее – и тогда, на каком-то пятом или десятом месте, в качестве опции, некоего «духовного отдыха» им будет на пользу их паломничество на Афон или в Иерусалим.

А само по себе оно не «уравновесит» их неправедную жизнь. Об этом надо говорить! Многие из них, я думаю, удивились бы даже – потому что от своих духовников, увы, они зачастую слышат только потакание себе: «Все люди немощные, грешные, а ты колоколенку построй, вот тебе грехи-то и отпустятся».

«Старцы» же – это целая псевдоцерковная идеология и субкультура, которую должно аккуратно менять священноначалие, заменяя её здравой церковной педагогикой. Но пока это, видимо, не входит в приоритетные задачи нашей церковной жизни…

Беседовала Ирина Якушева

Правмир

Дорогие друзья,
если вам нравиться то, что мы делаем, и вам не безразлична судьба портала, вы можете оказать нам помощь. Даже небольшое пожертвоние поможет проекту. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ мы можем сделать сайт лучше.
Спаси и храни вас Бог!

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет