«Разбил окно сектанту? Наш человек!»

Сергей Худиев 19 января 2016
855
Достаточно ли быть пламенным борцом с сектантами и представителями других религий, чтобы называться православным человеком? О том, почему мы бываем склонны оправдывать «православную» ксенофобию, размышляет Сергей Худиев.

 

 

Борьба с сектами – очень соблазнительное занятие, потому что здесь нам легко найти общий язык с неверующими. Они смотрят на всякие непонятные религиозные группы косо, мы на них смотрим косо – давайте будем смотреть вместе.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Борьба с сектами избавляет нас от необходимости огорчать людей разговорами «о правде, о воздержании и о будущем суде» (Деян. 24:25), секты – это легкая тема, она никого не напрягает, кроме, собственно, сектантов. Но с этим связаны серьезные соблазны, о которых важно помнить.

Вот недавно прошло сообщение, что

«В день после Рождества Христова, в пятницу вечером, 8 января, в городе Александрове Владимирской области, когда в [пятидесятнической] церкви находились двое молодых людей и сторож, в здание ворвались двое полупьяных мужчин, вооруженных ножом. Один из них нанес удар рукояткой ножа по голове одному из молодых ребят, второго ударили в лицо.

Впоследствии одному из ребят потребовалась медицинская помощь, и его отвезли в травмпункт, где были наложены швы. Затем один из нападавших, приставив нож к горлу одного из молодых людей, стал требовать, чтобы сказали, где пастор и дали списки церкви, при этом всячески издеваясь над ребятами».

Случай не уникальный, время от времени приходится слышать о нападениях на те или иные протестантские общины, когда хулиганы объявляют себя «православными» и «борцами с сектантами». Люди склонны к ксенофобии, они обычно относятся враждебно к тем, кто от них отличается – в частности поведением, в лучшую или худшую сторону.

Едва ли хулиганы были ревностными прихожанами Православной Церкви – просто гопники, вполне чуждые каким бы то ни было религиозным интересам. Но нам важно задумываться о том, как наше слово отзовется – в том числе в среде гопников.

Побудить людей к насилию вообще гораздо легче, чем побудить их к покаянию, вере и исправлению своих путей. Такова уж падшая человеческая природа.

Кинуть камень в окно сектантам – гораздо более экономный способ почувствовать свою православную идентичность, чем пройти оглашение, бросить пить и изменять жене, и начать жить полноценной церковной жизнью.

Потому что покаяние, вера, пребывание в литургическом общении с Церковью – это труд, и труд идущий вразрез с тем, к чему нас тянет наша греховная природа. А вот бухнуть, а потом камень кинуть или ножиком грозить – это как раз очень легко. Всегда легче катиться вниз, чем карабкаться вверх.

Фото с сайта artfile.ru

И – в силу той же падшей природы – люди ищут себе благословения на то, чтобы катиться вниз. Это так с любыми грехами, на Западе как-то больше приступают к Церкви с требованиями благословений на плотские похоти и разврат, у нас – на насилие и агрессию.

Люди склонны видеть такое благословение даже там, где прямо его никто не дает – а просто вот слышал человек, что «Церковь зовет на борьбу с сектами», а бороться словом Божиим, проповедями, разъяснениями и увещеваниями он не может и не знает как. И даже не знает, что так бывает.

Как он будет бороться? Да как обычно в миру люди борются друг с другом. Угрозами и насилием – при этом полагая, что он служит Церкви. «Слава Православию!» – «Героям слава!»

Люди охотно встают под любой флаг, под которым можно поколотить ближнего своего – даже если это хоругвь.

При этом ему в голову не придет менять что-то в своей жизни или хотя бы регулярно посещать Литургию – а зачем? Ему же и не говорят, что надо покаяться и уверовать – ему говорят, что надо «бороться с сектами». Он и так верное чадо Церкви – вот, сектантам окно разбил.

Поэтому в отношении обычных людей, которые членами сект не являются, проповедь «борьбы с сектами» может быть более развращающей, чем спасительной.

В отношении же самих сектантов сама постановка вопроса о «борьбе с» будет неизбежно контрпродуктивной. Человек нашел веру (да, ошибочную, но веру), братское общение, чувство осмысленности и принадлежности, что-то, что человек переживает как нечто несомненно позитивное и ценное в своей жизни – и тут ему говорят «щас мы будем со всем этим бороться». Он только совершенно закроется – а аргументация, основанная на очернении его общины, произведет обратный эффект.

Он сам честный человек, он знает других членов своей общины как честных людей – и когда ему извне начинают рассказывать, что вы там все в вашей ужасной секте воры, безумцы и злодеи, он увидит в этом ложь.

Точно с таким же успехом можно рассказывать православному человеку про то, что в Церкви все стяжатели и содомиты – он не поверит просто потому, что его личному опыту это не соответствует. Да и вообще война компроматов – это не способ обратить человека к истине.

Люди могут поверить тому, что вы говорите, когда они доверяют вам и видят в вас человека доброго и благожелательного. Это не гарантия, конечно – не существует никаких гарантий, когда вы имеете дело с существами со свободной волей – но это необходимое условие. Если в вас видят человека озлобленного и враждебного, вам не поверят никогда.

Поэтому для любой деятельности очень важно определиться с ее мотивами – а чего мы хотим-то достичь в результате нашей борьбы? Зачем мы «боремся с сектами»? Просто чтобы побороться? Дать выход своей внутренней агрессии?

Миссия Церкви состоит в спасении душ для вечности. Церковь борется не с людьми, а за людей. Церковь видит в любом человеке – сколь угодно заблуждающемся – прежде всего, драгоценное творение Божие, призванное к вечной жизни. Цель миссии не в том, чтобы человек покинул секту – если он останется неверующим, что толку, он за бортом Корабля Спасения. Цель миссии – в том, чтобы привести людей к покаянию и вере во Христа, побудить их сознательно присоединиться к Церкви и разделить ее жизнь.

Христос не посылал учеников «бороться с сектами». Он посылал их проповедовать Евангелие.

Во всех известных мне случаях обращения от сект к Церкви люди пришли потому, что увидели со стороны церковных людей уважение, терпение, готовность дружески общаться, пить чай, внимательно выслушивать – короче говоря, любовь.

Людей привлекает не борьба с ними – людей привлекает забота об их душах.

Разумеется, проявлять любовь и терпение – намного, намного труднее, чем враждебность. Это наша падшая природа, «плоть», как говорит Апостол. Но мы призваны поступать по Духу. Как говорит Апостол, «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23).

Бог любит сектантов – и Он также любит то великое множество неверующих людей, которым вообще никто не рассказал о Евангелии и пути спасения. Наша борьба – не с людьми, а за них.

Правмир

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет