Сладость Райских Блаженств

Митрополит Филарет (Вознесенский) 26 января 2011
3198

 Мы слышали за Божественной Литургией чтение из второго Послания Св. Апостола Павла к Коринфским христианам. Нужно иметь в виду, что положение Ап. Павла, этого величайшего Благовестника Христовой истины было несравненно труднее, чем у всех других Апостолов. На всех двенадцать Апостолов книжники, фарисеи и синедрион — враги Христовы смотрели, как на учеников ненавистного им Учителя Иисуса, и только. Апостол же Павел (бывший Савл) с их злой и неправильной точки зрения был изменник и предатель. В молодые свои годы он, разделяя их заблуждения, думал, что Христианство есть опаснейшая ересь — извращение истины — и потому со всей силою своего могучего характера боролся с христианством; но когда Господь чудесно обратил его к Истине, то Апостол всю свою силу и ревность обратил на проповедь христианства. И тогда возненавидели его страшной, лютой, злой ненавистью те, кто раньше были его единомышленниками. Куда бы не пошел Ап. Павел со своею проповедью, всюду они старались ему препятствовать. И вот, они проникли в Коринф, в богатый обширный город, где Апостол основал и укрепил большую христианскую общину, — проникли и стали лукаво подрывать авторитет великого Апостола, говоря — "что он из себя представляет?... То ли дело другие Апостолы! Они видели Господа Иисуса Христа, они следовали за Ним, а он тогда был в стане Его противников. Каков же может быть его авторитет, что он за Апостол?" Эти нападки на апостольский авторитет св. Павла приняли настоль серьезный характер, что Апостол оказался вынужден защищаться от них, и всю заключительную часть своего второго послания к Коринфянам он посвящает именно защите своего апостольского достоинства и авторитета. И вот, отрывок из этой заключительной части второго послания к Коринфянам читался сегодня за Божественной Литургией.

В этом месте послания Ап. Павел указывая на то, какие откровения давал ему Господь, приводит поразительное событие, которое было в его жизни. Он пишет к коринфянам, он знает по его выражению "человека во Христе," который 14 лет тому назад был (считая, конечно, от времени написания послания, 2 Кор. 12:2) восхищен в рай — в таинственные чудесные райские обители. Он, этот "человек во Христе," был взят туда, "созерцал там то, что совершенно недоступно для нас." "Человек во Христе," о котором он говорит, — был он сам; но чрезвычайность такого откровения, такого дарования Божия, как бы связала его, смиреннейшего и скромнейшего, и у него просто, как говорят, рука не повернулась написать это, что был он сам — поэтому он и говорит, как бы о каком-то другом человеке в третьем лице, "Знаю человека о Христе, который 14 лет тому назад в теле (т.е. в обычном своем состоянии) или вне тела (в состоянии особого духовного подъема), не знаю, Бог знает," говорит Апостол — восхищен был в рай и там, добавляет он, этот человек слышал неизреченные гласы, которые невозможно пересказать человеку. Т.е. другими словами Ап. Павел за свои великие труды, за терпение, и страдания, для утешение и для укрепления был Господом взят в таинственные небесные Обители и созерцал и слышал, что там происходит, и что там творится и для чего нет соответствующих слов на нашем человеческом языке для того, чтобы это передать. Почему он и сказал, что то, что он там воспринял и пережил не может быть передано на человеческом языке.

Не думайте, между прочим, что это единственный случай с великими Божиими Угодниками. В жизни Преп. Серафима Саровского известен случай: Пришел к нему однажды один инок. Потекла духовная беседа и старец Серафим, который не очень щедро открывал богатство данных ему откровений другим людям, в этом случае поделился с этим иноком чрезвычайным даром Благости Божией. Преподобный сказал этому иноку: "Однажды я, убогий (как он себя постоянно называл), читал Св. Евангелие и прочитал слова Господа Спасителя — "В дому Отца Моего Обители многие суть." — В доме Отца Моего, в таинственном райском мире, много небесных обителей, много разных мест. "И вот, — продолжал Преп. Серафим, — возжелал я грешный, видеть эти обители, и Господь исполнил мое желание и взял меня туда." При этом старец Серафим сказал своему собеседнику то же, что написал, как сказано выше, св. Ап. Павел: "ту сладость, ту радость райскую, причастником которой я там стал, на человеческом языке передать невозможно," и при этих словах св. старца, инок с трепетом и ужасом увидал, что только от одного воспоминания о том, что созерцал в небесном мире старец Серафим, лицо его просветилось, как солнце. С трепетом созерцал инок это дивное явление. Когда прекратился этот духовный подъем и особое духовное состояние великого подвижника, старец Серафим сказал иноку: "Радость моя, вот мы скорбим от временных скорбей; а если бы ты знал, какая радость и утешение ожидает христианскую душу там, в горних селениях, то ты терпел бы и не ослабевал, если бы в твоей кельи ты стоял бы по шею в червях и они бы грызли заживо твое грешное тело. Ты терпел бы и не ослабевал, помня о том, что ожидает тебя на небе..."

Как далеко это все от мировоззрения, от мироощущения теперешних православных христиан! Постоянно вращаясь в земной суете, постоянно подавленные житейскими интересами и скорбями, мы совсем не думаем иногда о том, что нас ждет впереди за гробовой доской...

Великие подвижники еще во время своей земной жизни бывали в этих светлых потусторонних обителях и свидетельствовали о том, какая там радость и свет. Но были откровения и противоположного характера. Были случаи, когда человеческая душа сходила в страшные места загробных, адских мучений, весь ужас, мучительство и безотрадность которых невозможно передать на человеческом языке, как говорили явившиеся оттуда. Все это реально. Все это действительно. Все это нас ждет — или то, или другое! А как, повторяю, мы об этом забываем. День за днем проходит в нашей житейской суете и мы совершенно не думаем о том, что ждет нас. А когда настанет смертный час, когда откроются у человека глаза и он все это увидит — будет уже поздно. Вот, поэтому в сегодняшнем Евангельском чтении Церковь напоминает нам о том, что нам приготовил и к чему зовет Господь.

В беседе о страшном суде, которое находится в 25 гл. Ев. от Матфея, Господь обращается к праведникам со словами милости и к грешникам со словами страшного осуждения. Праведникам Он говорит: "Приидите благословенные Отца Моего и наследуйте царство, уготованное вам от сложения мира." Вам приготовленное — вам, как великим угодникам Божиим, и всем христианам, которые удостоятся милости Господней. А нераскаянным грозно скажет Господь: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный уготованный дьяволу и ангелам его." Не вам уготован этот вечный огонь — он уготован этим злым противникам Бога и Божией правды; но вы сами уподобились им и сделались такими, что иной участи вам получить невозможно...

Помни же, душа христианская, что Господь тебе готовит великую радость и блаженство во веки вечные; но твоя участь за гробом будет целиком соответствовать тому, как ты проживешь свою земную жизнь. И если она пройдет только в земной суете, то берегись, чтобы тебе не унаследовать того, что наследуют те, кто не хотел знать Господа Бога и правды Его, и не каялся пред Ним как должно. Господь милосердный. Всех нас призывает к Себе и Его великие угодники как достоверные свидетели свидетельствуют о том, какая радость и какой свет уготованы Господом для тех, кто верил Ему. Помни же о всем этом, христианин, и готовь себя к вечной жизни в небесных обителях, потому что если только ты не наследуешь их то непременно сойдешь во ад — в страшные вечные страдания, от которых Господь да избавит нас...

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет