Торжество Православия

Журнал "Нескучный сад" 20 марта 2016
3302

Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе. 2.jpg

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

(Ин. 1:43-51)

— В неделю Торжества Православия Церковь предлагает чтение из последней части 1-ой главы Евангелия от Иоанна. Этот фрагмент выбран не случайно: в нем рассказывается о том, как по-разному уверовали во Христа одни из первых его учеников — Филипп, будущий апостол, и Нафанаил, который в других Евангелиях (Мф 10:3; Мк 3:18), а также в книге Деяний (1:13) известен под именем Варфоломея, одного из 12 апостолов Христовых. Путь Филиппа — это путь искренней и сердечной веры, происходящей от непосредственного общения с Богом, в то время как вера Нафанаила основана на тщательном изучении Священного Писания и внимательных размышлениях над происходящими событиями. Оба пути привели к истинному исповеданию Иисуса Христом, поэтому Церковь и напоминает о них в неделю Своего торжества, говоря о важности присутствия двух сторон в жизни каждого христианина.

Описанные в евангельском фрагменте события происходят неподалеку Вефавары (Ин. 1:28) — места на Иордане на восток от Иерусалима, где крестил Иоанн Предтеча, и куда приходило множество народа из Иудеи и Галилеи. Именно там Иоанн совершил крещение Господа Иисуса, и именно там он свидетельствовал о Нем народу как о Сыне Божием (Ин. 1:34), говорил своим ученикам — Андрею и Иоанну — как об Агнце Божием, берущем на себя грех мира (Ин. 1:36). Андрей, Иоанн, а также Петр вскоре были призваны Христом и стали Его апостолами.

В Вифавару Христос вернулся после 40-дневного испытания в пустыне, чтобы затем направиться в Галилею, на север Палестины, где находился город Назарет, в котором он был воспитан. Впрочем, вернется Христос уже не в Назарет, а пойдет по разным городам Галилеи и начнет Свое общественное служение — будет проповедовать Евангелие, сопровождая Свое слово исцелениями и чудесами.

Сейчас же, прежде, чем пойти в Галилею, Христос желает приобрести новых учеников. Поэтому находит Филиппа, который был из того же галилейского рыбацкого поселения, что и Андрей с Петром — из Вифсаиды, находившейся на западном берегу Тивериадского озера. Общаясь с ними и с другими учениками Иоанна Крестителя, Филипп уже слышал об Иисусе именно как о Христе, Мессии, однако не имел возможности близко увидеть Его и говорить с Ним. Теперь Сам Христос «находит» его, чтобы сделать своим учеником. Евангелист описывает парадоксальную ситуацию: Христос не стремится в чем-то убедить Филиппа, не объясняет ему деталей его будущего апостольского служения, а очень коротко призывает: «иди за Мной. И этих слов оказывается достаточно! Потому что с Филиппом говорит не простой человек, а Сам Бог. Филипп встретился с Богом, поэтому он не нуждается во многих словах. Он встретился с Тем, Чье присутствие рядом приносит умиротворенность и радость в душу каждого верующего. Будучи ревностным иудеем, Филипп предшествующей праведной жизнью взрастил в себе веру в Бога, и теперь встретил Его лицом к лицу. Поэтому для него достаточно простых и коротких слов Господа, чтобы последовать за Ним и стать апостолом.

Первая апостольская весть Филиппа направлена к Нафанаилу, которого он находит и которому говорит об Иисусе так: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Не говорит прямо: «мы нашли Христа-Мессию», зная интерес Нафанаила к размышлениями над вопросами веры и желая, чтобы Нафанаил сам сделал такой вывод. А для многих иудеев вопрос о Мессии был самым важным, но очень непростым.

Моисей писал в книге Второзакония: «пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, Его слушайте» (Втор 18:15). Он говорит здесь, что придет Некто, который будет не только пророком, возвещающим волю Божию, но и подобным Моисею, т. е. тем, кто получает откровение от Бога и дает народу закон, утвержденный Самим Богом. Излагая в книге Чисел пророчество Валаама о «звезде от Иакова» и «скипетре от Израиля» (Числ 24:15-17), Моисей уточняет, что Христос будет выдающейся личностью, рожденной в еврейском народе («звездой» — не только сейчас, но и в древности так называли известных людей), а также царем (скипетр, изначально — пастушеский посох, символизировал на древнем Ближнем Востоке власть царя над своими подданными).

Более подробно после Моисея черты Христа-Мессии постепенно раскрывали пророки Ветхого Завета. В псалмах будущий Христос был описан как Сын Божий (Пс 2:7), а пророк Исаия говорит о Нем как о «Боге крепком» и «Отце вечности» (Ис 9:6). Исаия описывает Его служение как служение пророка, царя, священника и судии (Ис 11:2-5), называя Его «Спасителем» (буквально по-еврейски — «Спасением», Ис 51:5).

На основании этих и ряда других пророчеств у иудеев накануне пришествия в мир Христа имелось представление о том, что когда придет Мессия, он будет царем — но при этом и Сыном Божиим. Об этом нам известно из целого ряда рукописей, найденных в середине XX в. в 11 пещерах Иудейской пустыни на западном побережье Мертвого моря неподалеку от развалин поселения под названием Кумран. Эти манускрипты известны как кумранские рукописи или рукописи Мертвого моря. Их тексты датируются периодом с середины III в. до Р.Х. до середины I в. по Р.Х. и представляют собой религиозные тексты различных религиозных движений тогдашнего иудаизма.

Один текст, называемый «Мессианский сборник» (рукопись 175 из 4 пещеры) представляет собой подборку цитат из Священного Писания Ветхого Завета, причем все цитаты представляют собой пророчества о будущем Христе-Мессии. Исследователи делают вывод, что ожидание Мессии у иудеев было столь напряженным, что подобные подборки коротких цитат из Писания были весьма популярны. Другой текст, получивший в литературе название «Сын Божий» (рукопись 246 из той же пещеры) описывает деятельность великого царя, который именуется «Сыном Божиим». В свитке «Мессия неба и земли» (рукопись 521 из той же пещеры) Христос-Мессия ожидается как могущественный правитель, Которому повинуются небо и земля.

Как видно из дальнейшего диалога, так мыслил и Нафанаил. Но он знал еще и пророчество Михея (Мих. 5:2) о рождении Христа в Вифлееме (что также было широко известно в те времена — см. Мф 2:5), и предполагал, что Христос не только должен родиться, но и придти также из Вифлеема. Поэтому он высказывает сомнение в справедливости слов Филиппа — однако не говорит прямо «Христос должен придти из Вифлеема», или «Христос не может придти из Галилеи», а очень осторожно и благоразумно спрашивает: «из Назарета может ли быть что доброе?»

Филипп предлагает ему «пойти и посмотреть», т. е. получить опытное разрешение своих интеллектуальных сомнений. Нафанаил соглашается и проявляет благоразумие: сомневаясь, он все же продолжает поиски истины и поэтому идет ко Иисусу.

Иисус же, увидев идущего к нему Нафанаила, сразу говорит: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Он сразу хочет подчеркнуть, что не порицает Нафанаила за его сомнения в словах Филиппа и желание досконально во всем разобраться. Поступок Нафанаила — стремление познать истину и в то же время удостовериться, что эта новая для него истина не противоречит истине и традиции ветхозаветной Церкви, которую он узнал из закона и пророков, читая Священное Писание. Поэтому он спрашивает Христа: откуда ты знаешь меня? почему ты так высоко утверждаешь обо мне?

Тогда Христос открывает, что Он знал Нафанаила еще до того, как тот пришел к Нему. «Еще до того, как позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей» — называет точные время и место, чтобы у Нафанаила не оставалось сомнений.

Что же делал Нафанаил под смоковницей? В тексте евангелия нет прямого ответа на этот вопрос, поэтому существуют различные толкования данного текста. Наиболее вероятно, что под смоковницей он находился один и горячо молился Богу. Он, Нафанаил, специально скрылся от всех, чтобы побыть наедине с Богом — и теперь перед ним стоит Посланник Того, кому Он молился — ведь кроме Бога и Его Посланника, никто не может знать о его тайной молитве под смоковницей. Значит, Иисус знает и о его беседе с Филиппом, и поэтому хвалит его, что в нем нет лукавства.

Осознав все это, Нафанаил приходит к выводу, что Иисус и есть никто иной как Мессия-Христос, и выражает это терминологией пророчеств из Священного Писания, признавая, тем самым, факт их исполнения: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

Однако, следуя представлениям современных ему иудеев, он не вкладывал в выражение «Сын Божий» представления о Мессии как истинном Сыне Божием, равном Отцу. Подобно другим иудеям он понимал выражение «Сын Божий» не в прямом (как понимаем мы, христиане), а в переносном смысле — как особую близость человека к Богу, как служение Его воле. Поэтому он и предваряет свою фразу словом «равви», т. е. раввин, учитель, а заключает ее словами «Царь Израилев». Он хочет сказать: «наставник, Ты — Христос, Царь израильский».

Можно заметить различие в именовании Христа Сыном Божиим Нафанаилом и апостолом Петром, сказавшим много позже, когда Христом были явлены множество чудес и исцелений: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф 16:16). Христос называет Петра «блаженным», замечает, что эта истина открыта ему Самим Небесным Отцом, и подчеркивает, что данный факт ляжет в основу веры Церкви как краеугольный камень (Мф. 16:18). Однако ничего подобного Христос не говорит Нафанаилу, который еще не был свидетелем общественного служения Господа. По замечанию свт. Иоанна Златоуста (Толкования на Евангелие от Иоанна. 21. 1), «хотя Петр и Нафанаил высказали одни и те же слова, но не с одною и тою же мыслью: Петр исповедал Иисуса Сыном Божиим как истинного Бога; а Нафанаил — как простого человека».

Но здесь, как и во многих других случаях, Христос желает возвести слушавших его иудеев от их ложного понимания выражения «Сын Божий» к утверждению о Себе как о Боге, равном Отцу. Впоследствии эта цель была вполне достигнута Христом: даже те иудеи, которые не смогли принять эту мысль, поняли, что Он «Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин 5:18). В беседе с Нафанаилом Христос приводит его к столь возвышенному пониманию, обещая, что Его общественное служение будет исполнено силой слова и убедительностью чудес: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» — т. е. ты увидишь такие дела, которые возможны только для Бога, которому служат ангелы. Известно, что ангелы служили Христу явным, видимым для людей образом не только при его рождении, но и после его воскресения и во время его вознесения.

Христос называет Себя «Сыном Человеческим», зная, что Нафанаил знаком со Священным Писанием — ведь этот термин, позаимствованный из книги пророка Даниила, указывал на Мессию-Христа, представляя его более, чем просто человеком: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7:13). В дальнейшем, во время своего служения Христос многократно будет называть Себя этим именем, которое парадоксальным образом указывает не только на Его рождение как человека от Девы Марии, но и на Божественную природу.

Протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ

Журнал "Нескучный сад"

 

Дорогие друзья,
если вам нравиться то, что мы делаем, и вам не безразлична судьба портала, вы можете оказать нам помощь. Даже небольшое пожертвоние поможет проекту. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ мы можем сделать сайт лучше.
Спаси и храни вас Бог!

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет