Вход — рубль, выход — два... К вопросу о реабилитации пострадавших от сект

Владимир Мартинович 8 февраля 2011
4203

 В Церковь постоянно обращаются за помощью люди, чьи родные и близкие находятся в сектах. В связи с этим полезно прояснить некоторые ключевые проблемы, относящиеся к пребыванию человека в секте и выходу из неё. К сожалению, в Церкви и обществе распространено большое количество мифов о сектантстве, сильно искажающих понимание реальных процессов этого феномена, а, следовательно, затрудняющих формирование грамотной ответной и предупреждающей реакции.

Прежде всего, нужно знать, что сектам посвящают всю свою жизнь немногие. Подавляющее количество людей рано или поздно уходит самостоятельно, вырабатывая своеобразный иммунитет против дальнейшего манипулирования, приобретая определённый жизненный опыт и порой неизгладимый негативный отпечаток на душевном, психическом, а иногда и физическом здоровье. Таким образом, за помощью к церковным и светским специалистам обращается максимум 2% от всех людей, покидающих секты. Часто секты сами изгоняют провинившихся или неугодных. Это помогает им соблюдать среди своих адептов строгую дисциплину, послушание лидеру, основным принципам существования группы и предотвращает возможные расколы в организации.

Существует неверное представление о том, что главным виновником ухода человека в секту является сама секта. Дело в том, что попадание в секту тщательным образом подготавливается и планируется родителями с самого детства. Этот процесс можно сравнить с постройкой дома, фундамент которого закладывают родители, НЕ приобщая ребенка с младенческого возраста к Православной вере и НЕ давая ему элементарного религиозного образования, надеясь на то, что он вырастет и сам разберётся, во что ему верить. Стены и крышу этого дома опять же строят родители, прививая ребёнку основы культуры и нравственности, давая ему понятие хороших и плохих поступков, полагая общее направление его будущего развития – жить в мире честно и справедливо, но снова и снова забывают при этом привить корень всех этих добродетелей – веру в Бога, поддерживаемую и развиваемую Церковью. Родители ставят окна и двери в доме, пробуждая у ребёнка любознательность и стремление к познанию нашего интересного и загадочного мира. Детский сад, школа, университет наполняют этот дом многообразными знаниями, необходимыми для карьеры и положения в обществе, но бесполезными и беспомощными перед утончёнными приёмами работы сект. Как известно, никакое образование, учёные степени не являются серьёзной помехой на пути в секту. Проблемы, обыкновенные жизненные проблемы, с которыми сталкивается каждый из нас, подвергают сомнению и проверяют на крепость воспитание, полученное в детстве. Когда же человек остаётся наедине с этими проблемами, к нему приходит в гости, подбирая только самое малое — ключ от дома, сама секта и предлагает ему именно то, что не дали родители и образование – религиозное основание уже имеющимся у него чистым и светлым идеалам. Родители в шоке: как же так, мы его воспитали, дали ему всё необходимое, он такой добрый, хороший, светлый, ах, эта ужасная секта… Министерство образования заботится о совершенно бесполезной профилактике влияния деструктивных сект в школах и ВУЗах. Бесполезной, потому что никакая профилактика не сможет создать единственного серьёзного средства против секты – глубокой, осознанной веры в Бога и участия в жизни Церкви.

Таким образом 99% родителей, которые обращаются в Церковь, сами, своими руками, недосмотрев, недопоняв, недовоспитав детей, отдали их в секты. А когда поняли и спохватились, было уже поздно. Однако далеко не всегда родители действительно осознают ситуацию и пытаются что-то исправить. Психологически всегда проще обвинить кого-то другого, в данном случае секту, во всех злодеяниях и открыть против неё войну. Проще, но эффективнее ли?

Иногда встречаются вообще ужасные, парадоксальные случаи. Ребёнок спасается в секте от семейных проблем, от жесточайшего контроля со стороны родителей, который уничтожает его индивидуальность и может поспорить по наносимому вреду с любой сектой. В такой непростой ситуации лечить нужно не столько детей, ушедших в секту, сколько родителей. В тех, единичных, случаях, когда родителям удаётся хоть что-то объяснить и изменить их отношение к детям, последние сами, без посторонней помощи возвращаются из секты. Не случайно, основатель и один из самых известных и серьёзных разработчиков теории контроля сознания в сектах Роберт Джей Лифтон говорил, что склонность попадания человека в условия тоталитарного окружения закладывается его родителями ещё в детстве через отсутствие доверия, всесторонний контроль за его поведением, мыслями, стремлениями и поступками, не оставляющий места для самостоятельного, независимого развития индивидуальности, мышления, разумной свободы действий. Поэтому, приучая своего ребёнка самостоятельно мыслить и высказывать свои, пусть пока ещё наивные, но собственные мысли, поощряя его обоснованное критическое отношение к любым авторитетам, вы закладываете мощный иммунитет против любых попыток манипулирования им в будущем.

Далее, следует помнить, что уход в секту далеко не всегда означает наличие у человека ВЕРЫ в учение организации. Очень часто заявления об искреннем принятии новой веры сознательно или неосознанно маскируют более прозаические вещи, удовлетворяющие его интерес. Простое общение, чувство взаимного понимания и открытости, спортивный, экспериментаторский интерес, глубокая приверженность, уважение к новым авторитетам, наконец, влюблённость в кого-либо из членов или руководителей группы, перспективы роста и карьеры, экономическая заинтересованность, возможность выучить иностранный язык, съездить за границу и т.д. могут привлечь человека и стать центральной причиной его пребывания в секте. Только на вторых и третьих ролях, в качестве необходимого и неизбежного фона добавляется исповедание учения и участие в ритуалах секты. При таком характере вовлечённости человек пытаться реализовать свои давние мечты в новой группе.

Одновременно нужно принимать во внимание заинтересованность секты в человеке. Если он хороший переводчик, он сам или его родители занимают высокое положение в органах государственной власти, богат, профессионально в чем-то разбирается, тогда предстоит большая борьба за человека. Он сам, не понимая ситуации и видя, что может чем-то реально помочь успешному развитию «новой истины», и секта, не желая упускать просто так полезного человека, будут сражаться изо всех сил. В такой ситуации организация, защищая права ценного для неё адепта, не остановится ни перед чем, включая судебные разбирательства, шантаж, угрозы, подкуп и т.д. Если он беден, не образован, мало чем может быть полезен секте, кроме записи в отчётах о новой обращённой в веру человекоединице, или же если секта уже высосала из него все возможные соки, проблем с его уходом будет намного меньше. В борьбе за его душу секта не будет тратить силы и энергию больше, чем он сможет ей вернуть.

Когда родственники или знакомые замечают происходящие в человеке изменения и обнаруживают, что он завербован, они сразу же по незнанию пытаются как можно более ухудшить ситуацию, начиная активно и порой очень агрессивно запрещать ему ходить туда, уговаривают бросить секту, устанавливают жёсткий контроль над его временем и финансовыми расходами. Такие меры могут действительно принести какую-то пользу в исключительно редких случаях, при соответствующем складе характера и максимум одноразовом посещении секты. Во всех остальных случаях любое давление на человека будет только укреплять и усиливать его приверженность секте, воздвигать барьер отчуждения и непонимания между ним и родственниками, легитимировать возможные его действия против собственной семьи, в некоторых случаях способствовать его переезду на постоянное место жительства на территорию секты. В дальнейшем, если он сам начнёт сомневаться в необходимости участия в группе, разлад в семье будет только дополнительным доводом в пользу секты.

Поэтому при первых признаках попадания в секту необходимо прежде всего заняться выявлением у человека его новой иерархии приоритетов и ценностей, интереса к группе. Если они сконцентрированы вокруг внешних, нерелигиозных причин, то родственники должны найти и предложить аналогичную, желательно несколько усиленную альтернативу вне пределов секты. Возможно, следует изменить какие-то условия жизни, учёбы, организовать давно желаемые человеком, но не воплощённые в жизнь идеи. Длительные путешествия, необычные, яркие впечатления при любом характере вовлечённости производят положительный эффект, т.к., отвлекая на время от секты, задают новые перспективы и возможности для переоценки своего положения.

В тех же случаях, когда понятно, что человек увлечён именно предлагаемым ему религиозным учением, то, каким бы оно само по себе маргинальным, неприятным и отталкивающим ни было, необходимо мягко и корректно, без нажима попытаться вместе с ним разобраться в его новой вере. Одновременно нужно собирать всевозможную информацию о самой группе, её учении, структуре, способах воздействия и т.д. Обращение к священнослужителям, профессиональным сектоведам, психологам позволит вам более грамотно, быстро и эффективно разобраться в ситуации и найти оптимальные пути её разрешения. Если такой возможности нет, то приступайте к совместному ненавязчивому разбору всех «за» и «против» его участия в секте. Помните: никогда нельзя изменить и тем более переубедить человека сразу, за одну беседу. Это медленный, постепенный процесс, требующий максимального терпения, усилий воли, внимания, и главное, попытки понимания всего чуждого и не свойственного вам. В некоторых случаях он может затянуться на несколько месяцев и даже лет. Проигрывая во времени, мы выигрываем, сохраняя психическое, эмоциональное здоровье человека. В большинстве случаев секта не будет настраивать ребёнка против вас до тех пор, пока не увидит вашу крайне негативную реакцию на его вовлечённость. При этом нужно помнить, что большинство сект выдвигают постулат абсолютной значимости своего учения, отвергая и всевозможными способами подавляя критическое, рациональное мышление индивида. Ваша задача – пробудить его мышление. Помните, что в большинстве случаев ушедшего в секту увлекает, даже если он сам этого не осознает, не конкретное содержание её вероучения, но те светлые, радостные, чистые побуждения и стремления, которые он с этим вероучением связывает. Он должен понять, что именно это желание сокровенного и святого может реализоваться где-то ещё, вне его организации, просто это надо уметь видеть и понимать. Во время беседы с вами человек должен сам начать ставить перед собой вопросы о своей вере, организации, её происхождении, лидерах и т.д. Вам следует показать ему, что мир намного шире и многообразнее, сложнее и интереснее, чем его представляет секта, забравшая самое главное в его жизни – свободу мысли, слова, действия. Нельзя с ним беседовать в присутствии представителей самой секты, даже если он вас попросит об этом. Естественно, без наличия специальных знаний очень сложно поддерживать на должном уровне и в нужном направлении разговор. Однако в конечном итоге даже профессиональные знания сектоведа ничего не смогут сделать без мудрого, любящего отношения родителей и тёплой, здоровой семейной атмосферы любви и понимания.

Наконец, нужно знать, что зачастую под видом религиозной организации с человеком работает чисто криминальная структура. Религиозная аура — один из способов прикрытия единственной её цели – денег, живого товара, наркотиков и т.д. В этом случае вам сможет помочь только обращение в милицию.

 Церковное слово №10 2002г.

Статьи

Православный календарь

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет