Пути спасения в современном мире: 2. Условия современной жизни

Иеромонах Серафим (Роуз) 8 апреля 2012
3068


Разумеется, для всего этого есть определенные причины. Условия жизни в современном мире сильно отличаются от тех, что были в прошлом. Сам феномен апостасии, феномен отпадения от Истины, заключается в том, что люди не могут свежо воспринять Благовестие. Они уже слышали о нем, и у них есть прививка против него.

Поэтому, очень мало кто из них, услышав проповедь Православия, обращаются к нему.

Другой характерной чертой духа времени, отличной от прошлого, является атмосфера Микки-Мауса. Серьезность — вот что отсутствует в духе времени. И это отсутствие серьезности вошло в привычку и в быт. Поэтому, люди прощаясь друг с другом, говорят: “Take it easy” (смотри на все проще). Это означает: расслабься, относись ко всему легко. Ведь важного ничего не происходит. Что бы ни случилось — не принимай близко к сердцу. Раньше люди, расставаясь, говорили: God be with you” (Бог да будет с тобой). Слово “Good bye” (до свиданья) и происходит от слова “God” — Бог.

Молодежь нашего времени поглощена фантастическим миром телевидения. Парк Микки-Мауса даже называют Землей Диснея, Миром Диснея (Disneyland — Дисниленд , Disneyworld).

Вся наша духовная жизнь и даже религиозные взгляды подпадают подчас под воздействие этой атмосферы. Во Флориде проживает один очень честный, очень серьезный протестант-фундаменталист. Он владеет большим участком земли как раз по соседству с Диснилэндом. И он намерен построить на этой земле точное подобие Иерусалимского Храма для того, чтобы отвлечь посетителей Диснилэнда от мирского и привлечь к духовному, но делает он это, на том же уровне. Посетители будут расточать ахи и охи. Ведь это будет нечто подобное тем волшебным замкам, которые они видели в Диснилэнде.

Вся эта атмосфера — вся эта нереальная, киношная атмосфера — не только в духе времени, но она вошла в наши дома. Она оказывает влияние на то, насколько серьезно воспринимается жизнь; на то, как воспитывают детей. Впрочем, детей больше не воспитывают. Сама идея, что их нужно воспитывать, нужно взращивать в определенном духе и принципах — сама эта идея отсутствует. Они сами собой взращиваются, проходят через все влияния окружающего мира, и в результате получается нечто очень несерьезное. Это главная причина, почему, когда дети вырастают, многие из них просто сходят с ума, приобщаются к различным диким и ужасным религиям, становятся наркоманами, преступниками, и совершают множество безумных поступков. В детстве у них не было контакта с земной истинной реальностью ни в плане духовной жизни, ни просто в серьезном отношении к тому, как прожить день за днем.

Вот одна из главных причин, которые делают нашу жизнь столь отличной от прошлого и гораздо более трудной для духовного делания.

Другой причиной являются современные бытовые удобства, которые, несомненно, ведут к обезличиванию, обесчеловечиванию и побуждают людей беспокоиться не друг о друге, но более о вещах, машинах и приспособлениях для комфорта. Да сама идея телефона означает, что вы можете немедленно войти в контакт с человеком для передачи ему сообщения — и в этом также момент обесчеловечивания.

Если вам нужно пройти большое расстояние, чтобы повидаться с человеком, то состояние вашей души будет другим, нежели когда вы просто наберете номер его телефона. Все это отличает наши времена от прошлых, и очень затрудняет духовную активность — будь то апостольство, миссионерская деятельность, просто обычная духовная жизнь мирянина, монашеский подвиг ...

Есть еще нечто в атмосфере нашего времени, что нам, православным, следует иметь в виду — это сила традиции.

Если мы решим, что все, что Церковь дает нам, является уже законченным, завершенным в самом себе, самодостаточным, не требующим с нашей стороны никакого усилия, т.е. как нечто такое, что мы можем принимать как само собою разумеющееся. именно такое отношение будет духовно убивать нас, так как все, что ни есть высокого, требует борьбы, требует усилий для достижения.

Вот одна из причин, почему современные удобства ведут к обезличиванию. Попытка сделать все в мире более удобным лишает мир элемента борьбы, которая является тканью жизни,

В виду всех вышеизложенных причин, атмосфера современности является для духовной жизни угнетающей. Уже давно, еще во времена Уильяма Батлера Йитса — лет 75 тому назад — все эти условия были уже оформлены и семена засеяны. Двадцатый век почти ничего не прибавил. Он только привел в действие механизмы, сконструированные и построенные в восемнадцатом — девятнадцатых веках. В результате — нам уже ничего не остается делать. Все уже совершилось. И это вселяет в нас чувство безнадежности. Уильям Батлер Йитс, тонкий, вдумчивый ирландский поэт, так писал в своей поэме “Второе Пришествие”:

Вот сокол, делая широкие круги,
Не видит знак хозяина руки, -
Так медленен, но беспощадно верен
Идет развал всего, и смысла центр утерян.

Анархия опущена на мир.
Обрублена узда семейных связей,
Невинность не святыня для глухих,
Привыкших ко всем видам безобразий.

Достойные не видят смысла жизни,
Распутные к своей влекутся тризне.
Так очевидно близко стало нечто.
Пришествие Второе — дальше вечность.
Пришествие Второе — этих слов
Язык не вымолвит, и скрыть их смысл готов
В какой-нибудь пустой и глупой шутке,
Когда меня пугает образ жуткий:
Среди песков, пройдя сквозь глубь веков,
Достигнув и до нынешнего века,
Лев каменный с главою человека.

Взгляд пуст и беспощаден как у солнца...
И будто бы сквозь страшный сон
Я вижу — шевельнулся он,
Покачивает медленно бедрами,
Роняя тень над ровными грядами
Пустых, безжизненных песков,
И душу наполняя мне тоской...
...................................................
Не неподвижен сон был зверя,
Но каменной был тайны колыбелью.
И вот теперь, безжалостен и нем,
Грядет тот зверь — родиться в Вифлеем.

Вот пример реального взгляда на жизнь: худшие люди просто погружаются в греховную жизнь, а лучшие теряют смысл жизни из-за отсутствия духовности. Не к чему более стремиться; все отнято; материализм торжествует; для мира не остается надежды и “зверь... грядет, чтобы родиться — в Вифлеем” — видение Антихриста. Мир безнадежно стремится вниз, и нет надежды, остановить это стремление.



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет