Искушение клонированием: 3. Искушение «бессмертием тела»

Силуянова И. В. 4 апреля 2012
2057


"В Москве организован комитет в защиту клонирования и бессмертия, объединяющий ученых-биологов и медиков. Комитет, по словам его председателя Сергея Бодрова, выступает за легализацию исследований по клонированию человека, причем, по мнению этих энтузиастов, только создание государственной программы по клонированию уже в ближайшее время сможет довести продолжительность жизни до 500 лет" [1].
"Метод клонирования людей в перспективе сулит возможность радикального лечения всех и вся болезней человека раз и навсегда методом заместительной терапии" [2].
Православному сознанию не обойти еще одно искушение на пути ознакомления с многочисленными интерпретациями сущности клонирования. Технологии клонирования до предела обнажили "гордость житейскую", которая в своих дерзких притязаниях вознеслась до возможности решить проблему бессмертия человека.
Член-корр. РАН В. Репин в своей публичной лекции "Биологическая революция: миф или реальность" в Политехническом музее 19 марта 1998 года попытался проинтерпретировать создание Евы из ребра Адама как клонирование и именно с этой технологией связал подход к решению проблемы бессмертия человека. Встречаются и попытки проинтерпретировать нетленность мощей святых как клеточный залог будущего Воскресения, механизм которого близок к клонированию – процедуре, обеспечивающей клеточное бессмертие.
Еще совсем недавно религиозная философия отчаянно боролась за идею бессмертия человека с агрессивной и "воинствующей" наукой, которая с не меньшим ожесточением боролась с верой в бессмертие человека как с весьма "вредной идеей", "вымыслом темных и беспомощных людей", суеверием и предрассудком, верой в несуществующие иллюзии. В качестве примера можно рассмотреть полемику И. А. Ильина, который в 1951 году писал: "Если отрицатели бессмертия скажут нам, что они "не воспринимают" этого бессмертного духа, то мы спросим их, неужели же они столь наивны, что считают субъективное невосприятие признаком небытия, и дефект личного опыта критерием предметной реальности? Если уже физика показала нам, что есть звуки, неслышные человеку, и лучи, не доступные его глазу, то духовный опыт прямо начинает с нечувствительных реальностей. И если они сознательно ограничивают свой опыт чувственными восприятиями и предметами, то компетентность их в суждении о нечувственных или по крайней мере чувственно-недоступных предметах – оказывается ничтожной. Пока они будут упорно придерживаться границ своего элементарного, узкого и грубого опыта, им невозможно доказать или показать что-нибудь за его пределами, и наивно верить им на слово" [3].
Вера в бессмертие человека не относится к научным суждениям, основанным на определенного рода аргументах и не входит в компетенцию науки. Принимая этот принцип, фундаментально обоснованный еще Кантом, "полу-ученые", т.е. ученые атеисты, не читавшие Канта, все же не оставляют в покое по сути не их проблему. Более того, нельзя не отметить, что позиции материалистов от науки сегодня несколько изменились. Многие из них соглашаются с реальностью бессмертия и даже заявляют, что вплотную подошли к разгадке тайны человеческого бессмертия.
Таким образом, с одной стороны, современная биология подтверждает православное убеждение в том, что человек создан для бессмертия. Но с другой – только ли о клеточном бессмертии может и должна идти речь для православного человека? Здесь возникает вопрос и о качестве клеточного бессмертия: сохранится ли биологическая идентичность плоти после "воскресения мертвых" или произойдет ее перерождение? Большинство учителей Церкви склоняются к возможности ее перерождения, "по образу" перерождения плоти Христова в "тело духовное". "Он телом располагал уже не по законам природы, но сверхъестественно и духовно" [4].
Для современного биолога тайна бессмертия "заключена в шаровидной форме клеток" [5]. Но и здесь не может не возникнуть вопрос: насколько это принципиально для бессмертия души и духа? И вообще, что такое бессмертие и о каком бессмертии идет речь в современной биомедицине? Многие естествоиспытатели сегодня отстаивают идею бессмертия, но при этом речь идет только о бессмертии тела.
Прогрессивно мыслящие ученые от медицины (в который раз на протяжении ее истории!) заявляют, что найдена, наконец, панацея от всех бед, и прежде всего от главных из них болезни и смерти. Панацеей на сей раз объявляется трансплантация органов и тканей или так называемая "заместительная терапия". Предшествующей панацеей было лекарство – искусственно созданная молекула, целью принятия которой было воздействие на поврежденную цепь химических реакций в организме, что со времен Парацельса, создателя фармацевтической химии, рассматривалось как сущность болезни. Новоиспеченные идеологи от медицины, проявляя типичное позитивистское мышление, отказываются от постановки вопроса о сущности и причинах болезни, так как "причин для возникновения болезни в организме оказалось слишком много". Они предлагают идеологию ремонта человека с помощью "запасных частей" [6]. Называется и первая историческая веха на пути создания нового понимания человеческих болезней, точнее, новых приемов борьбы с болезнями. Это 1901 год – открытие групп крови и начало массовых переливаний крови как первое массовое применение трансплантации тканей. Клонирование – ее последняя веха. Идеология "ремонта" сохраняется. Меняется лишь масштаб, принимая микроскопические формы. Наука выходит на уровень трансплантации клеток в эмбриогенезе. Развитие молекулярной биологии и генетики позволяет фрагменты материала наследственности (ДНК), принадлежащие одному организму, соединять in vitro с клеткой другого организма, придавая ей желаемые генетические свойства.
В. Репин утверждает: "Каждую эмбриональную стволовую клетку можно в определенных условиях превратить в целый зародыш. Каждую региональную стволовую клетку можно превратить в соответствующий орган без особых затрат. Стволовые клетки бессмертны. Это значит, что уже сейчас США обеспечили страну и нацию важнейшей биологической информацией (банки клеток – И.С.) на случай радиационной или космической катастрофы. Очень скоро такие банки уникальной биологической информации будут стоить гораздо дороже запасов нефти. Когда в течение следующих 20 лет транснациональные корпорации выйдут на создание и хирургическую пересадку "лабораторных" органов, наши врачи будут вынуждены платить за все более новые технологии лечения, либо благотворительные организации – собирать деньги на лечение двух-трех детей за рубежом" [7].
Таким образом, бессмертие понимается как состояние человека в периодически повторяемой, но вечной процедуре замены вышедших из строя органов органами "лабораторными". Но так понимаемое бессмертие есть лишь бегство от смерти, понимаемой в свою очередь как однозначно тотальное прекращение какого-то бы ни было существования, и борьба хоть за какое-либо существование. Это бегство от смерти внушаемо ужасом перед смертью и непримиримостью с ней.
Непримиримость со смертью понятна христианину. Но сам ужас, внушаемый смертью, понимается по-разному. "Христианство своим утверждением, что смерть ненормальна, что она победа диавола в "мире сем", раскрывает весь ее ужас" [8].
Борьба за бессмертие как задача новых технологий стимулируется желанием избавиться от ужаса смерти как прекращения существования. Ужас же смерти для христианина не в том, что она прекращает существование, не в том, что она его "конец". Ужас смерти заключается в том, что разлучая человека с миром и жизнью, она разлучает человека с Богом. Но Иисус говорит: "Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8, 22).
Бессмертие как цель новых технологий – бессмертие больных "мертвецов". Бессмертие для идеологов "ремонта" человека с помощью "запасных частей" человекоподобных существ – это превращенная форма инстинкта самосохранения, при этом самосохранение понимается как высшая цель, для достижения которой все средства хороши. Такое "бессмертие" – бессмертие тела разрушает нравственный порядок.
Истина подлинного христианского понимания бессмертия неразрывна с истиной нравственной. И здесь нельзя не обозначить принципиальных различий между бессмертием тела, бессмертием души и бессмертием духа. Вслед за сократовским пониманием добродетели как знания о добродетели и платоновское "бессмертие души" было неразрывно с нравственным благом. Но все же платоновское понимание "бессмертия души", в рамках которого душа и тело – некие самодостаточные целостности, отличается от веры Церкви. Это отличие заключается в том, что Церковь "понимает бессмертие не как некое непостижимое в своем роде "выживание" после гибели тела, но как преодоление смерти через личностное отношение между человеком и Богом" [9]. "Когда Церковь утверждает веру в жизнь вечную, речь вовсе не идет о некоем будущем "состоянии", в котором та или иная часть человека – его "душа" или "дух" – способны выжить после гибели тела. Вера Церкви есть убежденность в том, что наше существование обусловлено не естественной природой с ее психосоматическими свойствами, но связью с Богом, Его любовью к каждому из нас. Вера в жизнь вечную есть уверенность в неизменности Божественной любви, конституирующей наше бытие независимо от телесной и психической деятельности организма" (с. 110-111). "Всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек" (Ин. 11, 26). "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную" (Ин. 5, 24).
Именно поэтому возможность вечной жизни, с одной стороны, и, с другой стороны, "перспектива смерти учит человека "беречь день", жить достойно, из глубины, созерцать лучшее из сущего, радоваться всякому совершенству, богатеть духовным опытом, благодарить и радоваться полученным дарам" [10].
Для отличия искусительных трактовок бессмертия от подлинно христианского понимания бессмертия точнее употребить понятие "тайнорождение в смерти", которое использует И. А. Ильин. Раскрывая его, он пишет: "Смерть должна быть увенчанием жизни. Она должна явиться таким "концом", в котором уже сияло бы начало нового восхождения. Она должна быть последним шагом земного очищения, последним духовным испытанием и возрастанием человека, последним вопросом духовного познания и духовной любви, обращенным к Богу" (с. 413).
Сущность этого заключения можно свести к тому, что вечность человеческой жизни имеет своим основанием не "бессмертие тела" и не "бессмертие души", а духовную любовь к Богу, вечности которого принадлежит дух человеческий.
В то же время архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) полагает, что "вечная жизнь не будет только жизнью духа, освобожденного от тела души, а жизнью в новом Иерусалиме, который так ярко описал святой Иоанн Богослов в своем Откровении" [11]. "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое." (Откр. 21, 1-5).
"Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность, как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Не знают они, какую муку имеет в себе здешнее наслаждение и какую сладость – будущее обетование. И если бы они только одни это делали, то было бы сносно; но они постоянно внушают худые учения свои невинным душам, не зная того, что вдвойне примут осуждение: и сами они, и слушатели их" [12]. Как своевременно звучит это II Послание к коринфянам Климента Римского, который был поставлен епископом Рима самим Апостолом Петром в 92 году! Поистине православное свидетельство вечно, вечно хранимым им Словом, спасительным для человека.
Наша постановка вопроса о клонировании человека – лишь начало разговора. Нет готовых и однозначных ответов на многие вопросы, да и само обсуждение этих вопросов может дать действительно неожиданные результаты, в том числе и те, что порой следуют за благими намерениями. Именно поэтому так важна со-работа богословия, философии и науки, чтобы "совокупно действовать к облагорожению человечества", особенно сегодня, когда развитие некоторых областей науки принимает столь небезопасный для общества и его морального здоровья характер.

 

1. Чтобы обессмертить россиян, нужно их клонировать. "Вечерняя Москва", 27 января 1998 г.
2. В. Пряхин. Джин выпущен из бутылки. "Независимая газета", НГ-наука, № 4, декабрь 1997, с.3.
3. И. А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 412.
4. Святое Евангелие от Луки с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1997, с. 605.
5. В. Репин . За наше биологическое будущее! "НГ-наука", № 3, 1997.
6. В. Репин . "НГ-наука", № 3.
7. "НГ-наука", № 3.
8. Настольная книга священнослужителя, т. 8. М., 1988, с. 334.
9. X. Ятарас. Вера Церкви. М., 1992, с. 110.
10. И. А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993, с. 412.
11. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа тело. М. 1997, с. 133.
12. Святого Климента, епископа Римского, к Коринфянам Послание II. – Настольная книга священнослужителя. т. 8, М., 1988, с. 795.



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет