Пути спасения в современном мире: 5. Имитация духовной жизни

Иеромонах Серафим (Роуз) 8 апреля 2012
1906


Епископ Феофан Затворник (†1895), цитируя и переводя Святых Отцов, намеренно пропускал те места, где говорится о физических аспектах молитвы. Он поступал так, зная, что даже в его время — в 19-м веке — многие примут эти физические аспекты за конечную цель и станут осуществлять имитацию, не поняв сути. Поэтому, Еп. Феофан попросту исключил все это в своих переводах. Теперь, однако, многие из этих трудов переведены другими переводчиками полностью и начинают публиковаться, и вы можете прочитать о том, какую позу вам принять, сидя на стуле, опустив голову и т.д. И люди начинают подражать написанному чисто внешне. Они начинают думать: “ВОТ ОНО!” И неизбежно, если долго поститься и делать определенные упражнения, с вами начинает что-то происходить. Но это не духовная жизнь. Наоборот, можно быть уверенным, что мы имеем дело с бесовской активностыо. Истинная духовная жизнь гораздо глубже укоренена в реальности, и ее нельзя обрести подобной поверхностным подражением. Обычно, не трудно узнать людей, которые относятся к духовной жизни не серьезно, а пытаются ей подражать.

Взять хотя бы такой пример: В Сан-Франциско жил некий человек, который возгорелся идеей Иисусовой молитвы. Он постепенно увеличивал количество молитв, пока не дошел до 5000. Живя в миру, посреди шумного города, он, по утрам, прежде, нежели приступить к какому-нибудь делу, до еды, произносил, стоя на балконе, до 5000 Иисусовых молитв, и чувствовал себя при этом удивительно освеженным и приподнятым. Однажды утром, когда он приступил к последней тысяче, под его балконом появился человек, который стал заниматься какими-то своими делами. И вот, наш молитвенник был настолько выведен из себя этим появлением, что стал швырять в этого человека посудой.

С какой точки зрения нам следует оценивать человека, занятого духовной жизнью, творящего молитву Иисусову, если вдруг в процессе этой молитвы он может начать кидаться посудой?

Это означает, что внутри у него страсти были на свободе, потому что у него была особого рода обманчивая идея или мнение касательно того, что такое духовная жизнь. Он и действовал, исходя из этого, СВОЕГО мнения, а не трезво, т.е., исходя из знания, и при первой возможности страсти вырвались наружу. В таком случае гораздо более полезным является не выговаривать до 5000 молитв, а делать что-то другое, что является духовным. Поэтому, это не должно быть нашим полем битвы. Нам следует начать ее именно на уровне трезвого взгляда на мир, без всякой слепоты, путем осознания, что мы окружены силами мира сего. Мы должны бороться с ними тем, что постоянно держать наш разум вверху, а не внизу, т.е. видеть небесное, а не зарывать разум в вещах земных (я дальше объясню, что это значит). С точки зрения практики мирской жизни это означает, что нам следует быть немного сумасшедшими, т.е. не идти в ногу с большинством членов Церкви. Нас будут считать, по меньшей мере немного странными, а то и просто ненормальными. Однако, это необходимое и корневое условие, и я к этому еще вернусь.



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет