Жатва Духа: 5. ВИТАЛИЙ МОНАХ

Преподобномученица Мария (Скобцова) 13 января 2014
2091

В то время, когда патриархом Александрийским был Иоанн Милостивый, в пустыне Египетской подвизался монах, по имени Виталий. Много лет он обитал в оставленной гробнице, и питался травою, собирая её тут же на склонах. Даже рукоделием не развлекал он духа, а пребывал всегда в богомыслии и молитве, уделяя только два часа в сутки на отдых.

Достигнув же преклонной старости и поднявшись на большую высоту богопознания, был он, как бы, совсем лишён страстей земных. Огнём молитвы, попалил он плевелы душевные. Постом сковал грешную плоть. Созерцанием небесного, ослепил себя к созерцанию земных благ.

И когда достиг он совершенной любви к Господу, то было сердце его пронзено жалостливой любовью к ближнему своему, — скорбящему человеку. Но меньше всего он думал о тех, кто идёт великим и трудным путём подвига, потому что всегда предстояли его оку те, кто подвига не знал и влечётся несвободным путём греха.

Почувствовал он тяжёлую плоть мира, и заболело сердце его мукою уязвляющей об человеческом падении.

Тогда по слову Апостола, захотел он для всех стать всем, чтобы спасти хоть некоторых. И было это слово апостольское указанием его сострадательному сердцу, что лежит его дальнейший путь в мир. А мир пребывает во зле.

Начал он из пределов своей нищей пустыни оплакивать богатые города. Ночуя под каменным сводом гробницы, молиться за тех, кто живёт во дворцах, — питаясь травою, жалел вкушающих мясо и елей. Неимущий монах соболезновал миру, копящему великие богатства. Потому что перед единой жемчужиной- все жемчужины мира не имеют цены.

Всего сильнее, он был уязвлён мукой о грехе. И по причине греха имел он к миру такую жалость, что не мог уже оставаться в пустыне на молитве. И когда наконец, созрела в его сердце любовная жалость и стало ему не по силам носить в себе зрелый плод её, то решил он искать воплощения любви и применения жалости.

Виталий оставил гробницу и ушёл из пустыни в город Александрию. Так оставляет жнец дом свой и, взяв серп выходит на жатву. И было ему в то время более шестидесяти лет.

В Александрии, не имея пропитания, стал он работать на пристанях, выгружая заморские товары с приходящих кораблей и нагружая пшеницу на отходящие.

Работал он во все дни, кроме праздников, от восхода и до захода солнца. И нельзя было бросить работу, не взирая ни на дождь, ни на летнюю жару. Тюки же с товарами и мешки с пшеницей были тяжёлыми, работники не очень жалели его старость и часто смеялись над его слабосилием. Труд его оплачивался плохо.

Помимо этого, людской крик, шум разгружаемых кораблей, брань рабочих, песни корабельщиков, ссоры торговцев, — всё сильно мешало молитвенному общению с Богом, налагая на это общение цепи земных тягот.

Так проводил Виталий–монах свои трудные дни в Александрии. А та, работа, для которой он оставил пустыню, начиналась вечером и длилась до утра. С первого дня не пренебрёг он ею, а как горячий и искусный ловчий вышел на охоту.

Нагрузив муку со многих возов на корабль, и получив от хозяина плату за день труда, пошёл Виталий в ближайший притон, — один из многих, которыми изобиловал город.

И встретили там старца весёлые женщины, имеющие на запястьях браслеты и на пальцах кольца, и яркие губы и набелённые лица, и чёрной краской наведённые брови.

И громко играла в том притоне музыка, и гости все были пьяны и веселы, потому что все они были корабельщики, не видавшие давно берега. Одна из женщин подошла к Виталию и повела его с собой. Он же не противился приглашению, потому что и пришёл для неё. Но оставшись с ней наедине, стал плакать и печалиться. Тогда женщина смутилась и спросила его, чем он недоволен.

Сказал ей Виталий:

— Только собой недоволен я. Вот многие годы украшал я мою душу перед Вседержителем и моим Господином Богом. И не имел я той тщательности в украшении души, какую имеешь ты в украшении себя, своего лица и тела. Однако не единого Властелина неба и земли ждала ты, и даже не знала, кто будет ныне твоим гостем, и не придёт ли к тебе самый ничтожный из всех. Для меня, последнего раба Господня, трудилась ты больше, чем я для самого Господина.

И посмеялась женщина его словам, желая скрыть уязвленность ими. А он дал её монеты полученные от хозяина за работу, и сказал:

— Сотвори мне милость: прилагая ежедневно так много труда к приему незнатных гостей, приложи хоть сегодня малую долю заботы, чтобы принять в душу свою Владыку. И не пускай к себе никого иного.

И сказав это, воздел Виталий руки и начал молится. А женщина не легла до утра на своё ложе. Сначала удивлённо внимала его молитвам, потом неожиданно сама пав на колени, со слезами стала молиться и плакать, потому что вдруг прочувствовала она, в какой тяжести и в какой тьме пребывает она и её душа.

На утро Виталий покинул её, умоляя, чтобы не говорила она никому, как прошла эта ночь. Потом, потрудившись весь день в порту и получив плату за труд, он пошёл в другой дом терпимости, и другая женщина пригласила его следовать за собой. По причине большой молодости и жалостливости, она стала печалиться о Виталии, что такой пожилой человек, должен так тяжело трудиться.

Виталий же рассказал ей о тяготах отшельнического пути, о ночном бдении, об изнурении постом своего тела, о непрестанной молитве, о дикой пустыне и о своём ложе в гробничной пещере, и в конце рассказа, заплакав, обратившись к молодой женщине, сказал, что её путь, гораздо тяжелее его пути. Она не поняла, и просила объяснить. Он ответил ей, что в пустыне подвигом подымаешься из степени в степень, и молитвой покоряешь могучего врага и искушения, а в притоне этом от ночи к ночи дух падает и всё сильнее поддаешься искусителю и его дьявольским слугам.

— Если камень бросать на вершину горы, то, преодолев сопротивление воздушное, он ослабляет всё время трудность и быстроту полёта. Так и мы ослабляем силу наших трудов, — пока не успокоимся на вершине. Камень же брошенный с горы вниз, летит всё быстрее и быстрее, и своей тяжестью увеличивает быстроту и силу падения. И нет этому полёту конца, пока он не скатится в пропасть, на само дно.

Так сказал Виталий женщине и после долгой беседы с ней начал опять молиться. Он громким голосом, проникновенно произносил слова и каждое из них зажигало душу женщины молитвенным восторгом. И в какой–то момент её душа возгорелась! И вслед за ним, она стала повторять слова молитвы, бить себя в грудь и поручать свою грешную душу Творцу.

И в следующую ночь и последующую, и во все ночи, после тяжких телесных трудов, ходил Виталий в различные притоны и говорил с падшими женщинами. Через это хождение, он узнал все тайные помыслы всех этих женщин: какая по слабости, какая и по бедности, а какая и потому, что эта жизнь ей была желанна. Одни, тяготились своей участи, а другие, в разгуле находили радость. Виталий, через беседы с ними, узнал всю меру горю, греху, слабостям и желаниям, через что, его сердце всё больше и больше уязвлялось жалостью и безмерной любовью к этим несчастным созданиям. Тех, кто раскаивался и плакал о содеянном, те кто познал в молитве бесценную жемчужину чистоты, он жалел. Но не все эти женщины могли владеть собою. А тех, кто не плакал, о потере своей души, а наоборот ликовал, — Виталий жалел ещё больше! Ведь за многие годы свои, они впервые увидели около себя страждущего человека. И человек этот был монах, который плакал и скорбел о них. Он отвечал перед Господом за заблудших овец, единого людского стада. И ещё они удивлялись, что ничего этот старый и больной человек, от них не ждёт, не просит для себя, а движим он одной отцовской жалостью и братской любовью. А от того они поверяли ему все свои тайны, самые сокровенные, и помыслы, и обиды, и желания, делая его как бы соучастником своих тягот и грехов.

Вскоре все жители Александрии, стали говорить, что монах, пришедший из пустыни, вносит великий соблазн в их жизнь, потому что живёт не так как все. Был он якобы иноком, а стал завсегдатаем домов терпимости. Люди эти стали, говорить, что Виталий, своё богомудрие заменил беседами с падшими женщинами, и отрёкся от монашеских обетов.

Так мир возгнушался им, презрел его, соблазнился о нём, и покарал его осуждением. И только, когда во время работы слишком громко начинали смеяться над ним другие работники и показывали на него другим, и спрашивали, в каком притоне и какой падшей женщине он оставил свои деньги, Виталий говорил:

— Народ Александрийский, не осуждай никого прежде времени, пока не придёт Господь, — сам Судья праведный.

Но никто не слушал его и продолжал смеяться. Лишь один патриарх Иоанн Милостивый не верил людской клевете, и не множил собою числа соблазнённых. Он ожидал, что совершится Господень суд. А женщины помнили, о чём просил их Виталий монах, т. е. хранить молчание, и строго хранили этот завет.

Когда же пришёл к Виталию смертный срок, то нашли его коленопреклонённым, с лицом освещённым дивным светом и озарением. Господь ему привнёс великую любовь и жалость в конце жизни и со всех концов города, ото всех притонов, пришли поклониться его телу женщины, которые получили от него утешение и великую любовь. И все женщины были облачены в тёмные одежды, и имели волосы покрытые платками, и рыдали и горько плакали, — потому что, после кончины Виталия, не осталось в этом городе Александрии, иного, кого они могли бы именовать братом.

А так как со смертью праведника и запрещение его потеряло силу, то женщины поведали всем, как в великой молитве, псалмопении и слезах, проводил он у них ночи свои, тем самым беря на себя тяжелейший, непомерный груз и подвиг за их грехи. Они рассказали, что он научил их слезам и молитве, и покаянию. И говорил он, что нет цены жалости и нет меры любви его. Только тогда весь народ Александрийский понял, что глумился над праведником и поносил сострадальца.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет