Пути спасения в современном мире: 7. Искать истинные причины

Иеромонах Серафим (Роуз) 8 апреля 2012
1845


Есть одна очень интересная книга, написанная во времена Аввы Дорофея (6-й век) Святым Григорием Турским: “История франков”. В ней рассказывается о жизни королевского двора и о христианах того времени. В книге приведены очень интересные жития многих святых и описание жизни королей. Монархов того времени отнюдь нельзя назвать образцами добродетели. Они постоянно отравляли друг друга. Женщины были еще хуже... Там была некая Брунгильда и ее сестра Фредегунда. Они стремились посадить на трон своих сыновей и внуков. Что они только ни делали, чтобы достичь этого! Они привязывали людей к конским хвостам и так умерщвляли их; они были чудовищными клятвопреступницами и умели ткать фантастические сети лжи и обмана — совсем не вдохновляющее зрелище. Но этот епископ, Святой Григорий, он жил тогда и писал историю своего народа, писал так, что она получалась очень вдохновляющей. За всеми явлениями в мире стоит “ЗНАЧЕНИЕ”. Святой Григорий постоянно наблюдал за кометами, за землетрясениями и подобными явлениями. Когда король совершает что-либо дурное, то случалось землетрясение; или если он убивает человека или казнит целую деревню несправедливо — случается голод: и Святой Григорий ощущает, что Бог все видит, и за всеми явлениями ощущает некий духовный смысл — будь то комета или смерть короля или другое что. Он всегда видит связь между тем, что случается в мире и моральным состоянием народа. Даже при очень плохом нравственном состоянии постоянные землетрясения, голод и т.п. все это напоминает нам, что мы ведем себя дурно, и наставляет нас на правильный путь.

В наше время историки говорят, что такой образ мыслей ужасно устарел; что он “странный”, “наивный”, и не “тонкий”, и что, конечно, в наше время никто так мыслить не может. Они находят весьма интересным и поучительным рассматривать все это прошлое через призму нашего времени и узнавать, как люди тогда осмысливали мир. “Но, конечно, — говорят они, — мы, серьезные ученые, должны видеть истинные причины”. А под истинными причинами они подразумевают: что человек кушал, и как эта пища отразилась на его поведении и действиях.

Христианская точка зрения заключается, однако, в том, что это не истинные причины, а второстепенные. Истинной причиной является душа и Бог: действие Божие и действие души. Эти два фактора творят историю; все же остальные, внешние факторы, — какой договор был подписан или экономические причины недовольства масс и т.п. — являются второстепенными. Действительно, если вглядеться в современную историю, во все это революционное движение, то становится очевидным, что не экономические факторы являются его двигателем, а запавшие в души людей различные идеи о возможности построения земного рая. Как только подобная идея западает в душу, происходят фантастические вещи — потому что, это духовный фактор. Хотя даже эта идея от дьявола, но она относится к сфере духа — а в этой сфере и творится история; внешние же факторы не значат ровным счетом ничего.

Поэтому, Святой Григорий смотрит на историю с правильной точки зрения, так как он знает, что есть первопричина, т.е. как Бог действует в мировой истории и как душа откликается на это действие; и что видимые события являются вторичной причиной. Поэтому, когда он видит какое-нибудь значительное явление — комету или затмение — он пытается найти его значение. В одном месте, когда он рассказывает о странном знамении в небе над Гаулом, он с простотой заявляет: “Я совершенно не понимаю, что бы это могло значить”. С научной точки зрения, подобные явления могут быть предсказаны. Некоторые из них могут быть вызваны тенью луны или чем-нибудь другим, но с точки зрения Святого Григория важно другое именно: почему Бог решил пугать нас подобным образом? Каково моральное значение этого? Святой Григорий постоянно смотрел вверх, а не вниз.



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет