Жатва Духа: 8. ПУТЬ К ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДУШАМ

Преподобномученица Мария (Скобцова) 13 января 2014
1148

Однажды пришли к авве Ахилле три старца, занимающиеся рыбной ловлей. Двое из них были известны строгостью жизни и подвигов. А один имел дурную славу по причине слабостей своих человеческих. И просили пришедшие авву, чтобы сделал он им невода по нужде их рыболовного ремесла.

Когда первый попросил, то Ахилла ответил:

— Недосуг мне.

И второму отказал в просимом, отговариваясь недосугом.

Тогда третий, грешный старец, приступил со своей просьбой.

Мало поразмыслив, авва Ахилла сказал:

— А тебе, брат, я невод сделаю.

Тот очень обрадовался, потому что был его прежний невод изорван и не мог он ловить рыбы. Итак, получив обещание, он благодарил авву и скоро отошёл.

Два же другие старца стали пытать Ахиллу, отчего он отказался исполнить их просьбу, отговариваясь недосугом, а просьбу грешного брата принял с великой охотой, и найдется у него время для плетения ему невода.

И авва пояснил им:

— Сослался я на недосуг, — и вы поверили мне, и не оскорбились. А если ему не сделать желаемого, то он подумает, что я услыхав о его грехах, по их причине не хотел исполнить его просьбы. И так отсёк бы я его от себя и тем ожесточил.

Но братья не поняли такого ответа.

Тогда авва Ахилла в поучение им стал рассказывать о различных путях к человеческим душам, и о том, как умел узнавать эти различные пути блаженный отец наш Макарий Великий.

Вот что вспомнил он об этом целителе душевных болезней и пастыре людского стада.

— Блаженный отец наш ведал, что многоразличные пути ведут к душам человеческим и многоразличными путями спасаются люди.

Так однажды увидал он врага, идущего из пустыни, где спасались отшельники. И вопросил его властью Бога, много ли находит он слуг среди рабов Божиих?

Демон же ответил:

— Единого слугу надеюсь я приобрести себе в пустыне. И слуга этот — брат Феопемпт, дух которого смущен и близится к гибели.

Услыхав это, наутро покинул Макарий свою пещеру и стал обходить всех пустынножителей. Но ни у кого не имел долгого пребывания, а дошедши до Феопемпта, сказал ему, что будет у него ночевать. И всю ночь провёли они вместе в молитве и в чтении Писания. И тщился Макарий различными мудрыми словами привести брата к признанию и покаянию.

Но Феопемпт ни в чём не признавался.

Тогда, увидя что жало Диавола глубоко проникло в душу брата, и что мудрых слов и молитв недостаточно, говорит ему Макарий наутро:

— Брат, мне хочется покаяться перед тобой. Знай, что мучает меня бес уныния.

Вздохнул Феопемпт и сказал:

— И меня также, авва.

— И ещё, мучает меня бес гордыни.

— И меня тоже, авва.

— И не знаю я, брат Феопемпт, как мне бороться одному с искушениями. А потому, — сотвори любовь, — постись вместе со мной, и приноси со мной покаяние, пока не поможет нам Господь своею силой.

Так постились они вместе и вместе каялись, пока Феопемпт не сказал:

— Воистину, получил я большое облегчение от молитвы моей и слёз. Укрепил меня Господь и сделал дерзновенным для борьбы с врагом.

— Меня тоже, брат, — ответил ему Макарий.

И после этого покинул келию Феопемпта.

В другой раз узнал он, что оставил один из отшельников молитвенное предстояние Богу, а потому открыл своё сердце демонской силе. По лени не возносил он ни утром, ни вечером душу свою к Господнему престолу, и пребывал весь в делах мира и в соблазнах его.

Тогда пришёл к этому брату авва Макарий и сказал:

— Вот я пришёл, потому что имею великую нужду в твоих молитвах.

А брат смутился и ответил:

— Недостоин я о тебе молиться.

Но Макарий вновь и вновь просил его молитв и, наконец сказал:

— Не уйду я от тебя, пока не обещаешь мне творить хоть краткую молитву за меня каждый вечер.

И принуждён был брат обещать творить эту краткую молитву.

Тогда Макарий ушёл.

А вечером, сотворив одну молитву о спасении раба Божьего Макария, брат устыдился, что вот молится он о таком великом угоднике, а о своей грешной душе не имеет прилежания помолиться.

И тогда также кратко помянул и себя перед Господом.

И так делал он некоторое время каждый вечер.

Макарий же увидел, что начали рассеиваться около брата демонские скопища, но всё же многие оставались.

Вновь пришёл он к брату и этот раз просил молиться за себя не только по вечерам, но и утром, и произносил не одну молитву, а несколько.

И опять, выполняя эту просьбу аввы, стал брат размышлять, за какого святого возносит он молитву, а своей грешной душе не даёт помощи.

Постепенно привык он к молитвенному бдению и стал просить у Господа наставления и спасения и для своей грешной души.

Тогда все демоны отступили от него.

Таким мудрым ухищрением, взывая лишь к верности слову, вывел Макарий погибающего брата на истинный путь.

Закончив же эти воспоминания, авва Ахилла добавил:

— Надо помнить, что различные лекарства бывают против различных болезней. А потому никогда нельзя отсекать грешников, но искать какими средствами можно их исцелить.

И стали старцы расспрашивать его, какие иные пути ведут к душе человеческой.

— Разные пути есть, — сказал он. — Вот однажды пришёл к нашему архимандриту один отшельник, достигший большой высоты, но не смиривший своей гордыни, а наоборот, питающий гордыню подвигами своими. И спросил:< Как мне достичь совершенства?>

Архимандриту же было видение о том гордом отшельнике. И он ответил ему:

— Возьми бич, пойди и паси свиней, ни о чём не размышляя.

Отшельник смирил себя к послушанию и так поступил.

А люди видевшие его с бичом среди стада свиного, говорили:

— Вот он имеет беса в себе, а потому оставив подвиг, пасёт свиней.

Так он укротил свою гордыню и достиг совершенства.

И выслушав эти слова, старцы поняли, как трудно и тяжело дело спасения душ человеческих. И сколь искусным сердцеведом надлежит быть, чтобы находить к людям прямые пути.

Первые два выпуска»Жатвы Духа»были изданы YMCA–press в 1930 г. Три неизданных жития были напечатаны в Вестнике № 171, 1–11–1995. С тех пор были найдены Е. Клепипиной еще четыре жития, которые мы и предлагаем нашим читателям. Мать Мария предполагала составить третий и четвертый выпуск»Жатвы Духа»в следующем порядке:

I. Как авва Леонтий исцелял. Спиридон Тримифупдский. Лев Катанский. Преподобная Марина.

II. Милостивый Филарет. Мартиниан, Зоя и Фотина. Видение Фивсйского старца.

Вестник РХД. N 178. Текст взят со страницы Свято–Филаретовского института



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2018 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет