Православие. Том 2: Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Иларион (Алфеев) 13 марта 2013
2758

Благовещение Пресвятой БогородицыПраздник Благовещения Пресвятой Богородицы совершается 25 марта по юлианскому календарю (или 7 апреля по новому стилю), за 9 месяцев до Рождества. В большинстве случаев этот праздник выпадает на период Великого поста. Благовещение может совпасть также с Лазаревой субботой, праздником Входа Господня в Иерусалим, одним из дней Страстной седмицы, Пасхой или одним из трех первых дней пасхальной седмицы. Устав соединения службы Благовещения с различными богослужениями Триоди достаточно сложен: обширный раздел Типикона представляет собой «благовещенские главы», регламентирующие совершение богослужения на Благовещение в зависимости от того, с каким днем годового подвижного круга этот праздник совпадает.

Благовещение — событие, о котором рассказывается в Евангелии (см.: Лк i, 26-38). С этого события началась история Боговоплощения. Явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве и Ее смиренное согласие стать Матерью Божией стали отправной точкой этой истории. Воплощение Сына Божия произошло по воле Бога Отца, но необходимо было и согласие человечества. Оно было дано устами Пресвятой Девы, когда Она произнесла: да будет Мне по слову твоему (Лк 1, 38). Поэтому в тропаре праздника это событие названо «началом нашего спасения»:

 Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!  Ныне начало нашего спасения и явление предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Богослужение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы отличается особой поэтичностью. Канон, читаемый на утрени, написан в форме диалога между Богородицей и Ангелом Гавриилом517. Подобного рода диалоги встречаются в гимнах преподобных Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца, в проповедях Иоанна Дамаскина. В одной из них говорится:

...Когда пришла полнота времени (Гад 4, 4), как говорит божественный апостол, послан был Ангел Гавриил от Бога этой подлинно дшери Божией и сказал Ей: радуйся, Благодатная, Госполь с Тобою (Лк 1, 26-28)... Она смутилась от слов его, будучи не привыкшей к обшению с мужчинами... И размышляла Сама в Себе, что бы это было за приветствие. Архангел сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк 1, 29-30). Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. И родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус (Лк 1, 31)»... Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она... вот как отвечает на слова Ангела: «Как будет Мне это, когда Я мужа не знаю? (Лк 1, 34) Ты говоришь невозможное... ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя»... На это посланник истины Ей ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рож-лаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1, 35). Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества Своей властью изменяет его пределы»

Некоторые стихиры также в поэтической форме воспроизводят речь Архангела, обращенную к Пресвятой Деве:

Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вешая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глуби но неудобозримая; радуйся, мосте, к небесем приводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Невесто Неневестная, с Тобою Господь.
 Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, Гавриил предстал, лобзая Тебя и говоря: радуйся, земля незасеянная; радуйся, купина неопалимая; радуйся, глубина бездонная; радуйся, мост, приводящий к небесам, и лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, божественный сосуд с манной; радуйся, освобождение от проклятия; радуйся, Невеста Неневестная, с Тобою Господь.

В этой стихире перечислены все основные ветхозаветные прообразы Богоматери. О них говорит, обращаясь к Божией Матери, преподобный Иоанн Дамаскин:

Тебя предызображала купина, предначертали богонаписанные скрижали, предвозвестил ковчег Завета, Твоим ясным прообразом послужили золотой сосуд, светильник, трапеза и жезл Ааронов расцветший (Евр 9, 2-4). Из Тебя произрос огонь Божества, Определение и Слово Отчее, сладчайшая и небесная манна, Имя неименуемое, которое выше всякого имени (Фдп 2, 9), Свет вечный и неприступный (см.: 1 Тим 6, 16), Небесный хлеб жизни (Ин 6, 48), Плод невозделанный. Не Тебя ли предвозвестила печь, явившая огонь, одновременно орошаюший и пылаюший, — образ Божественного огня, в Тебе обитавшего (см.: Дан з, 24-26)?.. Едва не забыл я о лестнице Иакова... Ведь как Иаков видел небо, соединенное с землей концами лестницы, Ангелов, нисходящих и восходящих по ней, и подлинно Сильного и Непобедимого, предызобразительно с ним Боровшегося (см.: Быт 28, 12; 32, 24-30), так и Ты сочетала разделенное, став Посредницей и лестницей для нисхождения к нам Бога, Который воспринял наш немощный состав, сочетал и соединил с Самим Собой и сделал человека умом, способным видеть Бога. Благодаря этому и Ангелы спустились, чтобы послужить Ему как Богу и Владыке, и люди, восприняв ангельское житие, восхищаются на небо.

В приведенном отрывке прообразы Божией Матери выстроены вокруг темы Боговоплощения. Эта тема звучит и в богослужебных текстах праздника:

Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Утреня. Стихира на хвалитех.

 Сын Божий, Сын Человечь бывает: да хуждшее восприем, подаст ми лучшее, солгася древле Адам, и бог возжелев быти не бысть: Человек бывает Бог, да бога Адама со делает...  Предвечное таинство открывается сегодня, и Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы, восприняв худшее, даровать мне лучшее. Обманулся некогда Адам и, захотев стать богом, не стал им; Бог стал Человеком, чтобы сделать Адама богом...

Таким образом, Благовещение мыслится как начало обожения человека, совершенного Христом. Более того, Благовещение открывает путь к обновлению и преображению всего мироздания:

Минея праздничная. Благовещение Пресвятой Богородицы. Утреня. Светилен по 9-й песни канона.

 Ангельских сил Архистратиг послан бысть от Бога Вседержителя к Чистей и Деве, благовестити странное и неизреченное чудо. Зане Бог, яко Человек, из Нея младодействуется без Семене, назидаяй весь человеческий род: людие, благовестите обновление мира  Предводитель ангельских сил был послан Богом Вседержителем к Чистой Деве, чтобы возвестить о странном и неизреченном чуде. Ибо Бог, как Человек, от Нее рождается без семени, научая весь человеческий род: люди, благовествуйте обновление мира.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет