Чудесные исцеления: Чудесные исцеления ранних христиан

Невярович В.К. 18 марта 2012
3275

Чудесные исцеления ранних христиан

Даруй нам провести наступающий день в радости; дай нам веру как светлый полдень, дабы сердца наши не знали более тьмы! Изгони полчища нечистых духов, очисти наши сердца от лености, не дай ей овладеть нами. Озари нас светом Твоим и вечно сохраняй сердца наши в крепости твоей.

Из утренней молитвы первых христиан

 

История раннего христианства (особенно до принятия в 313 году императором Константином Миланского эдикта о веротерпимости) полна глубочайшего трагизма, но вместе с тем и торжества истинной веры, привнесенной людям явлением Спасителя. Трудно найти сопоставимое в истории с теми массовыми случаями невообразимой жестокости на протяжении столетий в отношении тех, кто осмеливался назвать себя христианами. Доподлинно известны гонения при правлении Нерона, Домициана, Трояна, Андриана, Марка Аврелия, Севера, Максимиана, Деция, Валериана и Диоклитиана, направленные на искоренение христианства. “Я сам был очевидцем этого, — пишет церковный историк Евсевий, — так что железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга”. При императоре Нероне, явившем собой первообраз антихриста в омерзительном своем воплощении бесчестия, разврата и чудовищной кровожадности, гонением охвачено было “громадное множество христиан”, и “различные виды издевательства были прибавлены для усиления их предсмертных агоний. Покрытые шкурами диких животных, они были отдаваемы на съедение бродячим собакам” или были пригвождены к крестам; бросаемы были в огонь и сжигаемы после сумерек в виде ночной иллюминации” (Историк Троян). Все это вечернее увеселительное зрелище происходило среди торжествующих толп людей в садах самого Нерона. В то же время в амфитеатре на виду 22 тысяч зрителей голодные собаки насмерть растерзывали другую партию мучеников, хитроумно закутанных в шкуры медведей и волков. Но гонения при Нероне локализовались лишь в столице (Риме), при императоре же Децие они приобрели характер всеобщего массового преследования с целью истребить всех христиан, но особенно страшным было гонение при императоре Диоклитиане, продолжавшееся от 303 г. до 313 г., когда мученическую смерть приняли сотни тысяч христиан. Современник гонений писатель и философ из Никомидии Лактанций пишет: “Если бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпенных верующими”. “О! жалкие времена, когда мы даже в пещерах не можем избегнуть наших врагов”, — найдены высеченные в катакомбах слова “Кал-листа”, относящиеся к тем далеким векам. Каждое языческое празднование сопровождалось почти всегда издевательствами над христианами. И сбылись тогда слова Спасителя: “И будете ненавидимы всеми за имя Мое” (Мф. 10, 22). “Вы не имеете права на существование!” — установил языческий мир указ, продиктованный самим дьяволом. “Не воздавайте злом за зло!”, — следовали словам Апостола безжалостно гонимые, молясь за врагов гонящих и поносивших их. “Хлеба и зрелищ!” — требовали язычники. “Молись и трудись”, — провозгласили ранние христиане, “вера наша есть победа, победившая мир” (I Ин. 5,4). Удивительное преображение души человеческой, пребывающей в лоне христианства, было непонятно врагам: “они любят, не зная друг друга”, — христианские идеалы пугали их своей чистотой и праведностью и приводили в ярость.

Характеризуя раннее христианство, св. Иустин Философ (св. отец и учитель Церкви, известный с древности (ок. 105 г. — ок. 160 г.) под именем Философ и Мученик. Один из первых христианских писателей апологетов, открыто выступивший против нападок на христианство. Принял мученическую смерть за свою веру.) в своей “Апологии” писал: “Мы, которые некогда служили похоти, теперь стремимся к нравственной чистоте. Мы, некогда занимавшиеся волшебством, теперь посвятили себя благому и вечному Богу. Мы, некогда более всего любившие денежную корысть, теперь делимся всем, что только у нас есть, со всеми и раздаем каждому нуждающемуся. Мы, которые некогда ненавидели и убивали друг друга, которые не хотели принять в свой дом никого из принадлежащих к чужим народам, вследствие различия в нравах, после явления Христа отнюдь не смущаемся жить с ними вместе. Мы молимся за своих врагов, стараемся убедить ненавидящих нас напрасно, чтобы они жили по славному учению Христа и тем могли достигнуть радости надежды и получить все то, что мы ожидаем от всемогущего Бога”.

Не подлежит сомнению, что в первые века христианства действовали особенно выраженные силы апостольского света. Чудесных исцелений, производимых тогда христианами, было великое множество. При исследовании этого периода создается впечатление даже какой-то обыденности в плане проявления подобных явлений? Христианский сподвижник и богослов, правда, допустивший существенные отступления от канонов истинного учения Христа, Ориген (185—253 гг.) утверждал, что сам лично видел массу чудесных исцелений от различных, в том числе тяжелых, заболеваний. В его письме к противнику христиан писателю Цельсу есть следующие строки. “У нас есть много такого, над чем неверующие разразились бы громким смехом, будто мы выдумываем, когда рассказываем то, что произошло в нашем присутствии”. А св. Ириней (II век) писал (Св. Ириней Лионский (ок. 130 г. — 202 г.), отец Церкви. Родился в Малой Азии, был учеником престарелого Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна. Принял мученическую смерть во время гонений императора Септима Севера в 202 году.): “Некоторые исцеляют наложением рук; слабых и больных они восстанавливают совершенно. В то же время были случаи воскрешения из мертвых. При этом воскрешенные остались много лет между нами”. Он же повествует об эпизоде, свидетелем которого был сам, когда присутствовал при воскрешении из мертвых мальчика, принесенного старцу в корзине из-под винограда. Старец совершил молитву, прилег над ним, пока не воскресил (прием аналогичен ветхозаветным описаниям). Св. Ириней завершает повествование следующей фразой (цитируется по книге Г. Арнольда “Каковы были первые христиане”): “Я не рассказываю басен и не повторяю случившегося в отдаленные времена, но говорю о чуде, произошедшем в настоящее время”. Св. Иринею принадлежат и другие высказывания об удивительных способностях целительства у ранних христиан: “Поэтому некоторые из них изгоняют злых духов с дерзновением. Иным открыты грядущие события, они имеют видения и пророчествуют”. Как следует из других древнейших свидетельств, “беснование” было довольно распространенным явлением в те времена. Интересны высказывания на сей счет одного из учителей Церкви св. Киприана (II в.): “Когда мы их (бесов) заклинаем именем истинного Бога, то они покоряются нам немедленно и тотчас же покидают одержимые тела. Тут надо видеть, как наши слова и наши молитвы их тайно бичуют и мучают и пытают их все возрастающим страданием, они воют, кричат, стонут и молят, признаются, откуда пришли и куда удаляются. Они или сейчас исчезают, или удаляются постепенно, смотря по тому, сколько вера самого одержимого тому способствует”... Все это для некоторых сегодня может показаться и неправдоподобным, однако попытки исцелять от сглаза, порчи и одержимости вновь предпринимаются и в наши дни современными целителями, а что касается бесноватости, то трактовка этого состояния со стороны медицины в пользу лишь истерии весьма неубедительна.

Среди раннехристианских целителей встречались, безусловно, и люди широко образованные, в том числе и учившиеся врачебному искусству. В основной же своей массе это все же были выходцы из простых слоев населения. Их целительский дар открывался в процессе следования христианскому пути при истинной вере и особом Божием промысле. Из особо почитаемых целителей следует отметить святых великомучеников братьев Косьму и Дамиана. Оба они были римскими уроженцами, воспитанными в духе христианского благочестия. Они специально учились врачебному искусству и исцеляли многие болезни. Исцеление производилось через возложение рук и молитвы. Платы за лечение они никогда не брали, потому и прозваны были безмездными врачами. От всех болящих требовали они лишь одного: истинной веры во Христа. Многих обратили они в христианство, особенно из числа исцеленных от недугов. Свое богатое наследство после смерти родителей они продали, а вырученные средства роздали нуждающимся. О своем врачевании братья говорили больным следующее: “Мы только возлагаем на вас руки и ничего не можем совершить нашей силой, действует же через нас всемогущая сила Христа, единого истинного Бога, и если вы уверуете в него, то будете здоровы”. Братья были оклеветаны завистниками. На суде им предъявили обвинение в отступлении от языческой веры и отвлечении простых людей. В вину вменилось также волшебство. Братья отвечали судьям, что не прельстили ни одного, не знают волшебства, а врачуют силою Господа Иисуса Христа, который заповедовал ученикам: “Больных исцеляйте, прокаженных очищайте”, никакой платы за это не берут. Поклониться языческим богам Косьма и Дамиан отказались, после чего были преданы мученической смерти. В “Житиях Святых” свидетельствуется также о св. мученике враче Диолиде (III в.) из киликейского города Тарса, обезглавленного за христианскую веру, святых Кире и Иоанне — бессребрениках и чудотворцах, пострадавших при императоре Диоклитиане в г. Канопе. Мощи этих святых в 412 году были перенесены в селение Мануфин, пользовавшееся дурной славой. После перенесения мощей стали происходить массовые чудесные исцеления. Вот описание одного из них: “Женщина, именем Степанида, поражена была раком, болезнью, против которой врачи оказались бессильны. Степанида обратилась с молитвою к Богу и святым мученикам, и они исцелили ее не лекарствами невидимыми, но касаясь видимыми руками. В один день, когда она стояла пред гробницей мучеников и со слезами и воздыханиями молилась об исцелении, вдруг рак со всем его вредоносным действием отпал; многие видели это, ибо это чудо произошло днем, когда в храме, где находились мощи, было много богомольцев”.

Христианские чудесные исцеления сыграли и важную миссионерскую роль. Так, в IV веке некая Нина, племянница патриарха Иерусалимского, достигла Иверии (Грузии), где была взята в плен воинами. Находясь в неволе, она прославилась своими чудесными исцелениями так, что за помощью к ней обратилась даже супруга царя Мириама. Нина согласилась исцелять только в своей убогой хижине, а не в царском дворце, куда ее звали. “Не я тебя исцеляю, но Иисус Христос — сын Бога — Творца вселенной!” — произнесла Нина и стала усердно молиться за больную. После молитвы царица тотчас выздоровела. От богатых даров Нина наотрез отказалась. Предание повествует и о чудесном исцелении, которое совершила христианская сподвижница над родственником персидского царя, гостившего в Иверии. Вскоре после этого сам грузинский царь был чудесным образом спасен, заблудившись на охоте, он стал призывать Христа, прося о помощи, и был спасен. Это обстоятельство окончательно убедило царя в истинности христианской веры, и он принял решение пригласить из Византии священнослужителей для принятия православной веры, что и было вскоре осуществлено.

Множество чудес, творимых ранними христианами, способствовали распространению и укреплению истинной веры. Вместе с тем многие святые Отцы в своих пророчествах подчеркивали, что в последние времена века сего христианские чудотворения прекратятся, зато бурно расцветут чудеса и знамения лжепророков и лжецелителей. Вот одно из таких пророчеств: “К самому концу века сего не будет недостатка в Пророках Господа Бога, но также и в служителях сатаны, но в последние времена истинные служители Бога преуспеют в сокрытии от людей, и среди них не будет чудес и знамений как настоящее время. Но они будут шествовать путем деятельного служения, смешанного со смирением, и в Царствии Небесном они будут более великими, чем св. Отцы, прославленные знамениями. В те времена никто не будет творить перед глазами людей чудес, чтобы воспламенить их и вдохновить...”. Не к тем ли временам мы сейчас приближаемся?




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет