Старец Паисий Святогорец. Семейная жизнь: Дети-сироты

старец Паисий Святогорец 28 мая 2012
5263

— Геронда, если умирает глава семьи, должны ли маленькие дети видеть тело своего мёртвого отца?

 — Лучше не надо. Тут вон даже если умирает кто-то из близких взрослого человека, то ищешь способ, как бы помягче, щадяще сообщить ему об этом. Что уж тут говорить о детях!

 — До какого возраста детям не на пользу видеть своих умерших близких?

 — Это зависит от [характера, склонностей, настроения] ребёнка.

 — А можно ли водить детей на могилу отца?

 — Да, на могилу детей водить можно. Надо им сказать: "Отец переселился отсюда на Небо. Если вы будете добрыми детьми, то он будет приходить с Неба к вам в гости". Помню, когда умерла моя бабушка, меня отвели в дом наших знакомых, чтобы я не видел похорон и не знал, что она умерла. Там со мной играли, развлекали меня. Я смеялся, а они плакали. Когда меня привели обратно домой, я стал спрашивать: "А где бабушка?" — "Придёт, придёт", — говорили мне. Я ждал возвращения бабушки, а спустя время узнал, что она умерла. Детям не на пользу видеть любимых людей мертвыми.

 — Геронда, если у малых детей умирает мать, то они переживают её смерть с огромной болью.

 — Дети больше сиротеют, теряя мать, а не отца. Поэтому, теряя мать, они испытывают и большую боль. Редко бывает так, что для детей, потерявших мать, потом становится матерью их отец. Однако в Раю такие дети будут утешены. Они получат [недостающее] там. Сирота "пройдет" в Рай с меньшим "проходным баллом", подобно тому как греки из заграницы поступают в наши университеты без экзаменов, поскольку это предусматривает соответствующий закон. То есть на сирот распространяется действие закона Божия, и для того чтобы пройти в Рай, им требуется меньше труда, тогда как другим людям для этого нужно предпринять немалый подвиг. Я считаю детей, лишившихся большой нежности своих родителей, счастливыми и блаженными. Ведь они сумели в этой жизни сделать своим Отцом Бога и одновременно отложили в "сберегательную кассу" Бога и нежность своих родителей, которой они были лишены и которая сейчас приносит им [духовные] проценты.

Но и в этой жизни Благий Бог будет помогать таким детям, потому что с того мгновения, как Бог забирает к Себе родителей, Он — если можно так выразиться — обязан позаботиться об их детях. Помните, что говорит пророк Давид? "Сира и вдову́ прии́мет"[1]. Бог естественным образом любит таких детей больше и заботится о них больше. Таким детям Он в этой жизни даёт больше [духовных] прав, чем детям другим. Если сирота повернёт ручку настройки на доброту, то он очень преуспеет. Но если он говорит: "Раз я сам мучался, то теперь буду мучить других", он себя разрушает.

 — Геронда, отрицательные последствия сиротства остаются человеку на всю его жизнь?

 — Что ты несёшь? Дети-сироты могут быть немного скованны, иметь некоторую стеснённость, робость — у них нет той радости, живости, как у детей, сытых нежностью. Однако эта скованность является для таких детей тормозом, который помогает им в жизни. И одновременно они откладывают себе сбережения в жизни другой. Что ты думаешь: Бог не видит этой скованности? Неужели Он не поможет им после? Поэтому сироту — особенно по матери — мы должны с болью и горячей любовью стиснуть в своих объятьях, для того чтобы сначала он согрелся, и у него бы исчезла робость, и он бы открыл своё сердце. И если у него есть любочестие, то мы должны сильно притормаживать его большое воодушевление, чтобы он не надорвал сил, стараясь выразить свою великую благодарность. Святой Арсений Каппадокийский вырос сиротой — и по матери и по отцу. Если бы он не отнёсся к своему сиротству духовно, с отвагой, то был бы человеком измученным, у него были бы проблемы с психикой. Однако погляди, каким он был молодцом! Какие он нёс подвиги! На меня произвело впечатление то, что его косточки были мягкие, как вата, как губка. Когда во время обретения его мощей я доставал из могилы его ребра и позвонки, то они рассыпались в прах, как только я до них дотрагивался. Более-менее крепкими были только два позвонка, тазобедренная и большая берцовая кости. Удивительное дело: как, будучи столь болезненным, он мог ходить пешком на такие огромные расстояния? Он ходил, всё равно что летал по воздуху! Здесь видна сверхъестественная сила, которую давал ему Бог. Так неужели Христу окажется не под силу вырастить сироту?

 

Пока дети не придут в совершенный возраст, их необходимо ограничивать

Для того чтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения, которое наполняет душу тревогой и вечно удаляет её от Бога, дети должны постоянно чувствовать как великую необходимость советы [старших] — особенно в критическом возрасте отрочества. Дети должны войти в смысл послушания. Они должны понять, что в послушании родителям скрыта их собственная польза — так, чтобы слушаться их с радостью и свободно двигаться в духовном пространстве.

Вы не задумывались о том, как ограничена свобода маленького ребёнка? Девять месяцев он заключён в материнской утробе. Новорождённого кладут в колыбель. Проходит пять-шесть месяцев, и его помещают за высокую сетку. Потом подросшему ребёнку не разрешают выходить из дома одному, чтобы он не ударился или не упал с лестницы. Ведь если оставить ребёнка свободным, он упадёт и разобьётся.

Всё это необходимо для того, чтобы ребёнок вырос в безопасности. На первый взгляд, все эти средства отнимают у ребёнка свободу — однако без всего этого он подвергался бы опасности умереть, начиная с первого момента своей жизни. Однако дети — когда они маленькие — не понимают, что нуждаются в ограничении. Однако, и когда они подрастут, они тоже не понимают, что им требуются ограничения другого рода, и поэтому стремятся к свободе. Но что это за свобода? Свобода стать калекой? От такой свободы дети гибнут. Они должны понять, что пока не закончат учебу, пока не получат в руки диплом, пока они не станут зрелыми — чтобы быть правильными людьми, — им необходимо ограничение. Ведь, искалечившись хотя бы один раз, они погибнут. Дети должны почувствовать ограничение как необходимость, понять, что это благословение Божие. Они должны быть благодарны своим родителям, которые их ограничивают. Они должны знать, что родители ограничивают их от любви. Ни один отец и ни одна мать не ограничивали своего ребёнка от злобы — даже если и вели себя с ним крайне жёстко. И если родители затянут своим детям гайки чуть потуже, то в этом тоже скрыто много любви. Они делают это от доброго расположения, чтобы дети были более собранны, подтянуты и не подвергались опасностям. Ведь и садовник, сажая деревце, для большей надёжности может прикрутить его проволокой туже, чем нужно, и немного поранить. Однако Благий Бог вскоре затягивает ранку на древесной коре. Уж если Бог затягивает рану дерева, то насколько больше Он заботится о [человеке] — Своём создании! Неужели, если родители закрутили ребёнку гайки чуть потуже и нанесли ему небольшую рану, Бог этой раны не исцелит?

Кроме того, дети должны беседовать со своими родителями, должны открывать им свои помыслы. Как монах в монастыре имеет Старца, которому он открывает свои помыслы и от которого получает помощь, так и ребёнок должен открывать себя родителям. Правильно, если ребёнок сначала исповедуется своей матери и потом — духовнику. Как родители, если ребёнок ушибёт ногу, идут вместе с ним к врачу и спрашивают что им нужно делать, чтобы ушиб прошёл, так они должны знать и о том, какие [духовные] проблемы есть у их ребёнка, — для того чтобы ему помочь. Если ребёнок говорит о своих проблемах только духовнику, то как родители смогут ему помочь? Ведь они не знают что его беспокоит.

 

Трудности детей во время учёбы

Дети, обладающие способностью к суждению и сообразительностью, иногда встречаются с затруднениями и мучаются. Такие дети все хотят упорядочить своим собственным умом и стремятся делать то, что превосходит их силы. У них сильный ум, однако они не умеют нажимать на тормоз. Они ставят эксперименты на себе самих, словно хотят испытать, какой у них запас прочности! От этого они страдают. Если они смирятся, то их способность к суждению поможет им преуспеть. Дети, у которых нет такой способности к суждению и сообразительности, не имеют и трудностей, но, в свою очередь, они не трудятся [внутренне], не задумываются [о жизни] — в добром смысле этого слова.

Знаете, сколько студентов, подготовившись к экзаменам и зная всё наизусть, боятся, что они провалятся, и из-за этого не идут на экзамены? Будучи в состоянии справиться с учёбой, такие студенты своей трусостью ввергают себя в панику. Однако если они смиренно попросят: "Помолитесь, потому что сам я не могу справиться с учёбой, но вашими молитвами постараюсь экзамены хорошо", то за смирение они приимут и Благодать Божию и божественное просвещение. Кроме этого, перед тем как начинать сдавать экзамены, студентам надо помолиться своему Святому покровителю, который поможет им в соответствии с их верой и благоговением.

 — Геронда, одна девушка, которая учится за границей, написала мне: "Помысл говорит мне, что я никогда не смогу духовно преуспеть. Видно я всегда такой и останусь".

 — Вот чудачка! Сидит в Европе и приходит к таким выводам! Ведь она же поехала туда не для того, чтобы преуспеть духовно и не для того, чтобы остаться там навсегда, а для того, чтобы получить те знания, которые понадобятся ей по специальности. Пусть она старается сохранить то духовное состояние, которое у неё есть сейчас, и не стремится к духовному преуспеянию там. Ведь европейцы — народ, преуспевший в [земных] науках, а не в духовном. Пусть она не давит на себя и не принимает всё близко к сердцу. Не стоит принимать всё это близко к сердцу и из-за этого страдать. Пусть она считает своё пребывание там срочной воинской службой. В армии солдат трудится в поте лица, выбивается из сил, иногда другие ведут себя с ним очень жёстко. А с ней в Европе люди ведут себя, по крайней мере, с вежливостью — пусть и внешней, лицемерной — по европейскому менталитету. Следовало ожидать того, что она встретится с этими трудностями, потому что и в Греции мы видим то же самое, разница только в том, что в Греции — поскольку мы народ православный — есть и духовная помощь для тех, кто озабочен своей духовной жизнью. Немного терпения и немного внимания, и трудности будут преодолены. Раз она оказалась там, то надо свое свободное время посвятить чтению и молитве, чтобы духовно тоже питаться. Те усилия, которые она приложит, чтобы преуспеть в учёбе, помогут ей погрузиться в неё с головой, и тогда все злые помыслы и юношеские искушения будут ей чужды.



[1] Пс. 145, 9.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет