Педагогическое наследие русской эмиграции: Доклад д-ра Трембеласса о работе братства «Зое».

9 января 2014
1877

Я буду говорить не о всей деятельности братства вообще, а только о его катехизаторской деятельности. Мы называем нашу религиозно-педагогическую работу катехизаторским Движением по желанию архиепископа, так как это название для Греции более привычно и знакомо. Воскресные школы, устраиваемые обычно этим братством, собираются в воскресенье, после Литургии, в церковных помещениях до и после обеда. Мы работаем уже 10 лет. В настоящее время существует около 300 таких школ с 30000 учеников. Первый шаг нашего начинания был очень труден, но я сам был удивлен тем развитием, которое получило положенное начало, удивлен явлением сил Божиих на земле в такой силе.

Много лет тому назад мы услышали о существовании в Америке подобного типа воскресных школ. Ознакомившись с типом американской школы мы нашли у них много для себя полезного материала. Наш епископ, бывший перед тем в Америке и знакомый с американским типом работы благословил меня начать эту работу и у нас. Я, начиная дело, был великим пессимистом, не ждал многого, но, как я сказал, я сам был удивлен полученными результатами. Я пошел во многие церкви, проповедовал там и в проповеди говорил о пользе воскресных школ и стал призывать народ записывать детей в эти школы. После обедни бывало сразу же открываема запись детей, а на следующее воскресенье уже открывалась школа, и начиналось преподавание. Мой пессимизм не был без причины, успех же дела был без видимой причины. Очень трудно привлечь молодежь и детей лишний раз в помещение Церкви, но почва в значительной мере была подготовлена тем проповедническим Движением, которое мы много лет перед тем вели уже от лица нашего братства.

Было правильно сказано у нас тут, что семья должна быть первой помощницей в религиозном воспитании ребенка, без семьи эта работа бесконечно трудна.

Безрелигиозное преподавание в наших школах вызвало реакцию со стороны семьи и подготовило то настроение общества, при котором и епископат и семья пошли навстречу нашему начинанию. Но вы знаете, что хорошая школа зависит от хорошего учителя и пред нами встал вопрос о подготовке преподавателей наших школ. Наши преподаватели не старше 35 лет. Дети чувствуют их любящее отношение к ним и сами отвечают им большой любовью.

Все члены школы стараются привлекать своих друзей к школе, пишут письма, приглашая прийти, оказывают влияние на родителей и детей. Каждая школа в конце года празднует свой большой праздник в присутствии епископа и дети, являясь героями такого праздника, принимая у себя епископа, производят большое впечатление на родителей.

Движение, подобное нашему, от нас проникло в Александрию и Каир. Епископ Александрийский, проезжая через Афины, познакомился с нашим Движением, вдохновился им и пересадил его к себе. Там в Александрии теперь 10-15 катехизаторских школ с 1600 учениками.

Второй большой трудностью после подбора преподавателей явилась разработка правильных программ учебного материала. Особенно же надо было привести в соответствии (апологетическое) программы школы с теми атеистическими и материалистическими программами, которая давала государственная школа. Цель катехизаторской школы совсем другая, чем обычной школы, ее задача не просто давать сведения по закону Божию и сообщать дух, который дал нам Господь Иисус Христос. Программы, которые мы выработали после 6 лет , состоит из 3 курсов, каждый в три года. Курс начальной школы 3 года, курс средней школы – 3 года, и курс высшей школы тоже 3 года.

Мы приготовили три книги-учебника для младшей группы всего 90 разработанных уроков, и три книги для средней группы, тоже с 90 уроками.

В сентябре 1933 года должна выйти в свет книга для старшей группы. Таким образом у нас будет 9 книг пособий для преподавания в этих школах.

Священное Писание является ядром всего нашего преподавания. Правда, некоторые уроки посвящены литургии или догматике, но все равно ядром у этих уроков является Священное Писание. Церковная История не проходится, так как она проходится в народных школах.

Д-р Котцонис рассказывает нам потом подробнее об этих уроках и книгах, изданных нами. Их главной задачей является сделать ученика более близким к Священному Писанию. Я согласен с г-ном Зандер в том, что надо изучать православную гимнологию. Наши дети поют молитвы и церковные песнопения, и это очень привлекает детей и народ. Они начинают петь молитвы и на улице, учат этим песнопениям и своих приятелей, которые еще не ходят в школу. Мы спрашиваем, в чем заключается специфический, православный тон наших уроков и всего преподавания. Это связано с духом уроков и зависит: 1) От того, что уроки происходят в том же месте, что и богослужение. 2) От благословения, преподаваемого Епископом. 3) От обучения детей церковному пению (хоровому),  4) От специальных массовых детских праздников, которые мы устраиваем для них.  5) Исповеди и причастия детей у своего священника. 6) Причащения всех от одной Чаши.

Наше Движение носит и социально-христианский характер что выражается в том, что учитель посещает дома учеников или вступает в связи с различными благотворительными учреждениями, получая там нужную для ученика помощь.

Мы даем детям значки для юной группы. Книжки, в которых перечислены обязанности верующего ученика являются в то же время и дневниками, в которых отмечается посещаемость ученика: учитель ставит свою печать если ученик присутствовал, там же ученик записывает содержание прослушанного урока. Пропускавшие уроки ученики имеют меньшее количество печатей в своей книжке и таким образом лишаются награды в конце года. В конце года всем ученикам выдаются красивые картинки, но лучшие получают их в рамках и вместе с другими подарками (например, книгой Св. Писания или вообще какой-нибудь книгой). Мы издали книгу песнопений и молитв для наших школ, эта книга вышла уже в 6 изданий. Мы знакомим детей не только с нашими местными мелодиями, но часто перекладываем наши песнопения на мотивы знаменитых композиторов, например, Бетховена, Баха и др.

Затем д-р Котцонис говорит о содержании программ в школах, устроенных братством «Зое».

Наш 9 летний курс, говорит докладчик, разделяется так: 1 курс от 7 – 11лет. 2 курс от 11 – 14 лет. 3 курс от 15 – 18 лет.

Первой темой для всех трех курсов является тема Бога и космоса (творения). Вторая тема – Господь Иисус Христос. Третья – Святой Дух.

Каждая тема в каждой группе разъясняется по разному, например, 1-ая тема: Господь и Его творение в 1 ступени – весь материальный мир дается в рассказах и картинках.

Например: Сотворение мира, божественное Провидение, Господь, как Законодатель. Это – догматическая часть.

Этическая – обязанности наши по отношению к Богу и ближним. Так как в каждой школе в одно и то же воскресение с одним и тем же курсом проходится один и тот же урок – все преподаватели среди недели сообща подготовляют этот урок к воскресному дню.

В 3-ей группе – основная тема – вера. Грех. Бог и Его творение, Существо Бога. Бог в исторических понятиях. Метод обучения апологетические, рассматриваются вес виды аргументов. Христианское мировоззрение, наука, человек, ангелы. Свойства Божии. Христианская теория космоса.

Если наши школы нуждаются в средствах например, на помощь бедным детям – наши дети ходят по улицам и поя церковные песни собирают средства. Существует особая песня с которой дети ходят на сборы.

Характерно, что дети так любят свою воскресную школу, что если в четверг после обеда в городской какой-нибудь школе происходит урок рисования или гимнастики – дети все же предпочитают прийти в Церковь для урока по Закону Божию.

Д-р Трембеласс. Однажды в неделю я устраиваю собеседования со студентами университета, где я ставлю им вопросы и вызываю их на ответы и наоборот. На эти студенческие собеседования сходится до 150 студентов. Мы говорим на всевозможные темы, например, о витализме, коммунизме и т.п.

Дискуссия.

Д-р Дэвис. Какую возможность видит д-р Трембеласс для сотрудничества УМСА и движения «Зое»

О. И. Шаховской. Я хотел бы спросить, как вы боретесь с такими течениями современности, как «Христианская наука» (оккультизм, теософия, антропософия и т.д.)

В.В. Зеньковский. Какое отношение этого внешкольного Движения к школьному и в особенности к школьному преподаванию Закона Божия.

Виген Нерцессиан. Есть ли какие нибудь отношения между работой скаутов или другими юношескими организациями и работой «Зое».

Мисс Миллс. Основываете ли вы вашу работу на профессиональных преподавателях или же это члены братства и добровольцы, которых вы тренируете?

А.С. Четверикова. Есть ли и в чем заключается момент отдыха, игры или развлечения в работе с детьми в Вашей организации?

Д-р Трембеласс. Наше Движение сначала обвинялось как еретическое. Меня лично судили 5 раз в Св. Синоде. Последний раз судили все наше братство 30 епископов. Но с этого последнего суда начался для нас новый период нашего существования. Мы продолжаем быть осторожными, чтобы нам избежать излишних недоразумений.

Когда я был приглашен в Осло секретарем мировой организации воскресных школ – д-ром Хопкинсом, то я должен был ему ответить, что могу принять его приглашение только с согласия моего епископа. На вопрос отца нашего И. Шаховского о наших материалах по борьбе с разными современными духовными течениями—отвечу что я сам очень много писал на эти темы. Существует сербский перевод моих книг.

О нашем отношении к другим юношеским организациям отвечу, что эти организации другие, чем наши. Иногда мы имеем там своих руководителей, но иногда они совершенно отдельны от нас. На вопрос о подготовке преподавателей скажу, что у нас из-за того, что школы очень велики – обычно работает один преподаватель с двумя ассистентами. Создался уже новый тип учителя, выработавшийся в нашем Движении и проходящих наш семинар. Наши школы смешанные, если их только можно так назвать; девочки приходят на те же уроки, что и мальчики, но активного участия не принимают, а молча слушают урок, сидя сзади мальчиков. В церкви, по слову Апостола Павла, женщины должны молчать.

Но в последнее время намечается самостоятельное движение для девочек по нашему примеру. Ими руководит г-жа Братиотис. Относительно программы отдыха: утраиваются экскурсии на целый день для игр, развлечений, бегания. Утром такого дня экскурсии дети бывают сообща у обедни и от обедни отправляются в экскурсию.

В национальном отношении мы проповедуем подчинение национального чувства религиозному, а не параллельности их.

О. Христо Дмитриев. В Болгарии вопрос религиозного образования молодежи стоит не так низко, как может казаться. После освободительного болгарского Движения прошло только 50 лет, до этого мы были под 500 иноверческим игом, но теперь мы имеем уже довольно развитую школьную систему. Хотя преподаванию Закона Божия и отведен теперь только 1 час в неделю, на место прежних 2 часов, но нынешний министр Народного Просвещения генерал Иовов имеет искреннее желание улучшить положение религиозного преподавания в стране. Преподавание Закона Божия введено также и в реальные училища. Параллельно с преподаванием Закона Божия существуют так называемые "Дружества молодежи" – школьные и внешкольные, которые играют большую роль в нашей социальной жизни. Существуют и церковные организации братств отцов и матерей. Существование в Греции движения «Зое» наполняет мое сердце большой радостью. Я рад, что в нем пробудилась очень старая идея Православного мира – идея катехуменатов.

В.В. Зеньковский: В связи с докладом о работе "Зое" я хотел бы подвести итоги тому, что мы здесь слышали. Мы все получили очень глубокое впечатление от рассказа д-ра Трембеласса. Важно, что сказал о. Христо Дмитриев о том, что старая идея старо православных катехументов ныне возродилась и приобрела новое одухотворение, как мы видим это из примера Греции. Кружки библейские у нас больше для студенчества, а для детей почти во всех приходах существуют воскресные  школы. В наше время в русской среде тоже надо отметить развитие воскресных школ, хотя и при плохих условиях их существования. 1. В этом типе работы мы еще раз видим новый пример реакции против интеллектуализма в религиозном воспитании. Это не антиинтеллектуализм, это надинтеллектуализм или метаинтеллектуализм. 2. В этом типе работы в ее основу положено Священное Писание, Ветхий и Новый Завет. Это очень важно. 3. Это катехизическое Движение имеет свои корни в Церкви. В нем все исходит от Церкви. 4. Очень типично для нашего времени и то, что такое Движение – Движение Церковное есть вид работы мирян. на все виды церковной работы в наше время могут исходить непосредственно от клира.

Очень важно то, о чем мы слышали от проф. Х. Дмитриева, о юношеских объединениях-дружествах: это – самодеятельность самой молодежи. В воскресных школах дети объект воспитания и обучения, в этих дружествах молодежь является уже сама субъектом. В наше время молодежи особенно надо давать простор для самодеятельности.

В греческом опыте мы имеем соединение религиозного преподавания и религиозного воспитания. Может быть нам важно теперь затронуть вопрос и прямых и непрямых методов религиозного воспитания и религиозного воздействия.

Подготовка преподавателей и руководителей везде трагический. Я радуюсь, что в Греции в этом вопросе найден свой и удачный путь. Но для нас это очень трудный вопрос. Тут поднимается во всей глубине вопрос о пастырской работе над душой детей. Как привести эту душу к Богу. В этом вопросе мы должны знать все педагогические системы и методы, но в последнем счете – такое руководство над душой – всегда дар Божий. Конечно и в Греции в этом отношении играет роль не столько подготовка преподавателей, сколько сама жизнь братства «Зое».

О. Христо Дмитриев. Подготовка преподавательского состава у нас в Болгарии проводится летом в монастырских преподавательских курсах, где учителя и учительницы собираясь в молитвенной обстановке- проходят курс, обновляя и пополняя свои сведения по религиозным вопросам.

Проф. Братиотис. «До сих пор наши дети – ученики воскресных школ не организованы, в какую – либо детскую организацию.

«Зое» подготовляет такую религиозную организацию молодежи – но очень медленно и осторожно. Дети же пока только посещают уроки, общие богослужения и прогулки.

В Греции существует университетское социальное объединение студентов университета, техникума, агрикультурной и коммерческой школы – это главная опора нашего движения. Один раз в неделю они собираются в монастыре «Зое» и обсуждают вопросы , важнейшие для их жизни. Каждое воскресенье в университете они проводят открытое собрание. В прошлом году темой таких собраний было - «Социальное учение Ветхого Завета», а в этом году – «Социальное учение Нового Завета» и ряд других отдельных тем. Реферат обычно длился полчаса, а затем происходят дебаты, в которых принимает участие большое число молодежи, вплоть до коммунистов.

Д – р Трембеласс: Наше братство – монастырь, но он совершенно открыт. Мы живем без давания обещания, кроме священников и дьяконов, и двери нашего дома всегда открыты для входа и выхода.

Теннисберг. Я хочу поднять вопрос о роли девочек в религиозных группах молодежи и детей. В нашей стране ( Эстония) девочки в религиозных группах всегда играют несравненно большую роль, чем мальчики, и никогда не удовлетворились бы только слушанием урока, даваемого мальчикам.

В. В. Зеньковский. Христос сам говорил с женщинами. По своем воскресении Он явился впервые Марии Магдалине… Это было странно и в его время, и недаром ученики Господа удивлялись , например, почему он говорил с самарянкой. Я понимаю то разрешение вопроса, которое создалось в Греции в связи с особым положением женщины на Востоке, но не считаю это решение правильным с православной точки зрения.

По – моему женщина может участвовать во всей церковной жизни и работать наряду с мужчиной, исключая только священства.

Вдовы и диакониссы были в церкви с давних времен, и в наше время работа женщины слишком важна именно в церковной жизни.

Проф. Братиотис. Мы принципиально не против этого вопроса, только «Зое» есть братство – занявшееся работой с мальчиками.

О. Иоанн Шаховской. Я не сторонник предоставления женщине слишком большой деятельности в церкви в смысле руководительском, но я должен свидетельствовать, что в эпоху гонений на Церковь женщина являла себя настоящей служительницей Церкви (в России, напр.).

Дар педагогики есть один из даров Святого Духа, истинный плод Духа может быть явлен тогда только, когда сам человек является подлинным носителем Духа. Мы говорим о том, что надо толковать Библию и Св. Писание через призму Церковного учения – но мне думается, что значение Православного толкования Евангелия должно состоять не только в смысле соответствия с учением Церкви, но и в смысле духовности педагога. В моей собственной работе с детьми я заметил одну трудность – их происхождение из разных семей. Семья откладывает очень большой отпечаток на детей и в методике воспитания детей надо учитывать всегда эту сторону. Надо детей организовывать по их положению, развитию и т. д. , не считаясь с их возрастом.

Мне кажется очень важным то, что сказал О. Христо Дмитриев о братствах отцов и матерей.

Д – р Котцонис. Мне хочется ответить на недоразумение, которое произошло в вопросе о положении женщины в Греции – дело вышло, как будто женщины не играют никакой роли в нашей общей жизни, проводят время взаперти. Дело в нашем разговоре касалось только деятельности в самом храме и о роли женщин в «Зое» движении, а не вообще. Надо отметить существование под руководством г – жи Братиотис женского религиозного Движения.

После обсуждения доклада д – ра Трембеласса проф. В. В. Зеньковский намечает следующие практические вопросы, которые предстоит рассмотреть Совещанию: 1.Наше отношение к конференции 1938 года, которая организуется УМСА. 2.Создание комиссии по продолжению работы нашего съезда. 3.О практических трудностях, которые мы встречаем в нашей православной работе. 4.Религиозно-Педагогический бюллетень и его продолжение. 5.О создании Религ. Педаг. Бюро во всех православных странах.

Д-р Дэвис. Вопрос о съезде 1933 года поднят не одной только УМСА, он должен охватить очень большие круги молодежи. По этому вопросу еще есть очень мало данных, но так как вопрос этот чрезвычайно важен, я предлагаю провести пожелание о том, чтобы нам создать сейчас маленькую группу, которая тут же могла бы обсудить проект этого съезда. Каждая страна пусть даст одного представителя в эту группу, а также примут в ней участие я и П. Ф. Андерсон.

Предложение принимается. Второй день совещания (30 июня) начался докладом по национальному вопросу в Православных странах.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет