Педагогическое наследие русской эмиграции: Доклад Л.А. Зандера на тему о ведении Библейских кружков.

9 января 2014
1924

Мы в русском христианском движении считаем библейские кружки основным видом нашей работы.

Библейские кружки имеют успех и во многих сектантских русских движениях, именно потому, что они предлагают народу Евангелие. Может быть успех этих сектантских Движений тем и объясняется, что наша Церковь все еще недостаточно понятно и близко приносит Евангелие народу.

На наши библейские кружки основная масса церковного народа смотрит все еще немного с опаской. Почему?

Мне кажется, первая причина лежит в трудности осуществления правильного православного кружка. Например, представим себе благочестивую девушку, живущую кружком. У нее как бы три слоя жизни: 1. Жизнь на Евангельском кружке; 2. Церковная жизнь – храмовая; 3. Вся остальная жизнь – секуляризованная, как у большинства.

Я не могу дать полного и точного ответа на вопрос, как вести правильный православный кружок изучения Евангелия. В православной Церкви чтение Евангелия не должно быть отделено от Церкви, Церковь для православных есть Раскрытое Евангелие, Она растет из Евангелия.

Евангелие прочитывается в Церкви, в Ее годичном круге. Поэтому чтение Евангелия и Его изучение должно быть тесно связано с изучением православных церковных служб. Возьмем например притчи о блудном сыне. При ее толковании мы должны взять весь материал из служб о блудном сыне, которая является подготовкой к Великому посту, с другой стороны мы можем взять еще дополнительный материал из чина пострижения в монашество, который весь построен на этой притче. К этому церковному материалу надо прибавить еще толкования святых отцов и церковные песнопения, которые всегда являются изумительным комментарием к идее библейского рассказа. И я считаю неправильным, недостаточным читать Евангелие без того, чтобы не посмотреть, как Церковь в своих гимнах поет об этом месте Евангелия (например, пророчества из Ветхого Завета, читаемые во время церковных служб.)

Дискуссия.

Проф. В.В. Зеньковский: В своем докладе Л.А. Зандер поставил нам два важных вопроса:1. Важны ли для нас действительно библейские кружки; и 2. Какой тип библейских кружков мы признаем правильным с нашей точки зрения?

Мисс Миллс: В наших протестантских странах библейские кружки являются центром всей работы. Но в нашей работе в православных странах мы чувствуем, что этот вид работы особенно труден. Мы, работая в близости и с полным сотрудничеством с Православной Церковью, вводим православный элемент в виде коротких служб со священником. Но протестантские кружки имеют еще большую дополнительную часть работы как то дни молитвы, часы молитвы, исполнение религиозных драм, различные возможности вводить библейские цитаты в повседневную жизнь. Например, через картинки с изречениями из Библии. Со всем этим можем ли мы идти в православные страны?

М-р Дэвис: Кто должен и может вести православные религиозные кружки – богословски - образованные люди или простые члены религиозных объединений?

В.В. Зеньковский: В нашем Р.С.Х.Д. мы почти не имеем специалистов богословов; необходимо иметь практические курсы для руководителей кружков.

А.К. Тенисберг: У нас в Эстонии, в работе ИВКИ тоже нет подготовленных специалистов руководителей, мы все работаем на собственный риск. Поэтому и важно выяснить в чем же метод православных библейских кружков.

В.В. Зеньковский: В данное время мы, русские, находимся только в начале наших поисков такого метода, в самом начале его разработки. Но идея о необходимости библейских кружков для православной молодежи очень окрепла в нашем сознании, особенно после последнего съезда Федерации в Латвии.

Фурнаджиев: Вопрос о библейских кружках один из наиболее важных вопросов для Болгарии. Мне в моей работе всегда было очень трудно соединить религиозную работу с молодежью с развитием в молодежи любви к церковным богослужениям. Молодежь не имеет церковной подготовки, семья в религиозном отношении не даст почти ничего, стояние в церкви тоже приносит молодежи в лучшем случае религиозное настроение. Я имею сейчас 11 групп молодежи в возрасте от 11 до 25 лет. Это мальчики, которые собираются раз в неделю. Мы, секретари УМСА не знаем православного метода ведения библейских кружков, не знаем, как далеко мы можем идти, мы постоянно берем западные методы и стараемся только не сделать расхождения с догматами Православной Церкви. В наших лагерях мы не всегда тоже можем сохранить церковный тип работы с мальчиками. Часто Церкви бывают слишком далеки от лагеря (до 2 километров). Не имея возможности пойти в воскресенье в Церковь, мы удовлетворяемся религиозной беседой, иногда даже не чисто религиозной, а например морального содержания на темы о выработке характера.

В. Нерцессиан: Я знаю два типа библейских кружков в Париже и Берлине. Эти два русских города носят очень разный характер. В Париже молодежь очень любит религиозную видимость, т.е. охотно, я готов сказать даже слишком охотно посещает богослужения, особенно торжественные, но в сущности своей остается такой же далекой от Церкви. Что касается берлинской русской молодежи, то, чтобы привлечь ее к Церкви надо приложить большую энергию. В Париже работа должна таким образом сосредоточиться на том, чтобы пробудить смысл церковных служб, в Берлине пробудить желание посещать Церковь.

В Париже видимость церковного благополучия. Время борьбы за религию там давно в прошлом. В Берлине – опасность считать религию положительной основой для национальной жизни и потому культивировать ее только как силу, сыгравшую значительную роль в русской истории.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет