Педагогическое наследие русской эмиграции: Доклад проф. Братиотиса на тему: «Церковь и Православная культура».

9 января 2014
1675

Христианство дало неоценимые сокровища духа, как для светской, так и дли церковной культуры. Христианство и остается всегда источником творческих сил в культуре. Самое наличие разных вероисповеданий христианских привело к созданию разного типа христианских культур. Можно поэтому говорить о христианской культуре католичества, протестантства и Православия. Каждая из этих культур родилась из своеобразия духа, традиций всего понимания христианства.

Я выдвигаю следующие тезисы: 1. Необходимо чтобы содержание нашей веры нашло бы свое выражение в соответствии с данными науки, философии нашего времени и дало бы основы для разрешения проблемы нашей эпохи.

2.Все поместные Церкви должны непрерывно стремиться к взаимной помощи и сотрудничеству в разрешении этой задачи.

3. Так как в православных странах все сильнее и глубже идет секуляризация и катехизаторская работа государства через школу все меньше достигает цели необходимо, чтобы Церкви все больше брали в свои руки религиозную работу с детьми и молодежью. Только катехизаторская работа Церкви может приобрести молодежь, а никак не государственное преподавание Закона Божия. В этой работе Церкви должны принять особенно большое участие богословы; эту задачу надо возможно более систематизировать.

Резюме.

1) Можно и должно говорить о православной культуре, как и о всякой другой религиозной культуре. 2) Дело идет не о христианской цивилизации, а о христианской культуре, которая питается всей глубиной духа Православия. 3) Главная задача в том, как может вся масса православного народа принять участие в этом процессе? 4) Я думаю, что задача эта может быть решена через сотрудничество иерархии и мирян. 5) Богословы и ученые должны объединиться для совместной обработки нужного материала. 6) Задача Церкви организовать катехизаторскую работу, которая является лучшим средством завоевания молодежи и детей. 7) Прежний порядок, при котором катехизаторская задача Церкви перелагалась на государство ныне отмирает: то, что Церковь удовлетворялась до сих пор чисто литургической задачей – неправильно. 8) В последние годы миряне, ощутив крещение религиозных сил в народе, поняли, что катехизаторская задача лежит на них самих и вне школы. 9) Пока не наступит тот благословенный день, когда эта задача перейдет к самой Церкви – она будет лежать на плечах мирян.

Дискуссия.

Д-р Трембеласс: Не может быть сомнения, что Церковь влияет на культуру. Но мы христиане меньшинство в мире – и так мало христиан знают, что значит жить во Христе.

Мы не имеем права говорить о создании другой особой цивилизации, но мы должны говорить и искать только своего влияния на существующую мировую цивилизацию и культуру большинства. Если мы будем требовать от себя невозможного и искать новой культуры и цивилизации, две вещи неизбежно могут случиться: или Церковь поглотит государство или наоборот, государство поглотит Церковь. Мы имели в средние века христианскую цивилизацию, в которой Церковь поглотила государство; на востоке мы имели цивилизацию, где государство поглотило Церковь. Результат обоих систем был тот, что теперь мы живем в нехристианской культуре.

Мы должны поэтому желать, чтобы Церковь только бы влияла на существующую культуру. Я утверждаю: 1.Работа Церкви в отношении к существующей культуре должна быть более негативна, чем положительна. 2. Нельзя христианству превращаться в политическую партию и действовать политически. Оно должно сохранять свой профетический характер, должно оказывать влияние на взаимные отношения рабочего класса и капиталистов, нам не надо иметь своей отдельной церковной литературы от светской и в противовес светской. Мы ведь знаем, что были светские писатели в наших обеих литературах – христианин Достоевской, у русских и Апаймандис, у нас – творивших для всего мира – и влиявших на весь мир и задача Церкви состоит в том, чтобы эти христианские труды распространять. В Церкви должно быть и большое социальное движение, оно должно строить приюты, убежища, госпитали, различные дома, в которых бы несчастные могли найти себе помощь и покой, и в этой социальной работе заключена положительная работа Церкви.

Воспитание юношества должно идти в рамках традиции нашей Церкви, но и в духе живой любви. Церковь должна быть живой в проповеди Слова Божия, в своих катехизаторских школах.

Л.А. Зандер: Когда я думаю о том, что такое культура – я не нахожу, что культура есть система ценностей и как таковая она имеет всеохватывающее значение и содержание. Когда я говорю о православной культуре – я не говорю о православных и протестантских локомотивах, но о различных ценностях и об отношении к ним. Когда мы православные стали теперь так близко встречаться с инославным миром, для меня стало ясным наше разное отношение ко многим вещам. Но я называю православным все то, что верно и правильно толкует и осуществляет божественный замысел о мире и в этом отношении я встречаю часто православное решение вопросов у инославных. Все богатство того, что Господь ждет от нас в мире, заключено в нашей Православной Церкви.

Однако я допускаю также не единый аспект этой православной культуры – я думаю, что можно говорить о православной культуре русских, о греческой православной культуре и т.д., то есть вообще о национальных православных культурах.

Д-р Трембеласс: Л. Зандер прав в том, что он ставит вопрос совсем в другой плоскости, чем ставил я. Он рассматривает его с субъективной точки зрения, в то время, как я ставил объективно. Он ставит вопрос так, что Церковь должна в сердцах своих чад строить крепкую систему миросозерцания. Я согласен, что каждый христианин должен иметь миросозерцание, но культура, как и цивилизация не суть ценности только моего субъективного исповедания – они имеют объективную сторону и цену.

Подчеркну еще раз в чем состоит положительная и отрицательная работа Церкви. Мы все являемся свидетелями смешанного воспитания, совместных пляжей и т.п. Долг и задача Церкви показать, что это плохо. Христианским поэтам-писателям надо влиять на интернациональную культуру. Работа Церкви с юношеством и детьми – работа положительная, утверждающая, а не только предохранительная.

П.Ф. Андерсон: Я хочу поставить вопрос «Православная культура в отдельных странах есть все-таки одна и та же целостная культура – противостоящая всем другим культурам или же она раздроблена по странам, частична?

Л.А. Зандер: Если источники культуры одни и те же, то и культура одна, хотя плоды, вышедшие из этих источников и не те же.

Проф. Братиотис: Я думаю, что христианская культура по существу своему едина и дело идет только о различных культурных формах. Католическая культура и протестантская – части одной христианской культуры.

И. Шаховской: Меня лично интересует, и этому я придаю большое значение, в данной конференции – изыскания не чисто теоретические. Меня не интересует уяснение различий между католической и протестантской культурой. Под православной культурой, под православным духом культуры подразумеваю отражение того небесного Иерусалима, который грядет на землю. Господь Иисус Христос еще не пришел на землю вторично, но уже свет Его второго пришествия освящает землю. И в этом свете радуются уже многие в народах мира. Практически мы все должны этот свет уметь встречать и ликовать. Мы верим, что святая Церковь умела следовать этому свету в своей культуре, в прошедшей эпохе, в своей жизни, быту и т.д. Подход православный к жизни и культуре – есть Евангельский подход.

Но на нашей конференции меня интересует не столько теоретические дистинкции, сколько случай встретиться и соприкоснуться с живым опытом греческих, болгарских и наших работников с юношеством.

После этих небольших возражений и дополнений, перенося на дальнейшее обсуждение и выяснение вопроса о православной культуре и педагогике проф. В.В. Зеньковский резюмирует беседу и указывает на темы дальнейшей дискуссии:

1. Вопрос о содержании понятия православной культуры. 2. Отношение Православной культуры к другим христианским культурам, а также вопрос единства христианской культуры. 3. Универсальность Православия. 4. О воплощении, возможности воплощения христианского духа на земле, того небесного света, Который явлен в Церкви и который питает нашу мечту о воцерковлении жизни. 5. Об условиях, в которых рождаются религиозные культуры. 6. О сущности православной культуры. Здесь на съезде нам важнее говорить не о программах религиозного преподавания, потому что это еще не есть православная культура, а именно об этой сущности православной культуры. 7. Так как у нас очень велик православный секуляризм – то мне кажется нам надо иметь православный ответ на ряд актуальных вопросов, чтобы таким образом уяснить себе пути реальной конструктивной церковной жизни. 8. Хорошо и верно то, что Д-р Трембеласс сказал о положительной и отрицательной задачи в современной жизни. 9. Творческая работа может исходить только из глубины сердца, т.е. определяться духовным нашим строем, а не быть только «поведением».

Д-р Трембеласс отрицает необходимость церковного разрешения политических вопросов, утверждает, что установка политической программы принадлежит не Церкви. Но политическая сфера есть самая опасная и в то же время самая действенная сила нашего времени. Почему же она должна быть изъята из нашего церковного внимания. Вопрос о свободе Церкви в государстве и т.п. есть ведь тоже один из политических вопросов, чрезвычайно важных для нас.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет