Апологетические Заметки: Два вида просвещения

Протопресвитер Михаил Помазанский 3 декабря 2011
1757

Два вида просвещения

Мы, люди современной так называемой "Западной культуры," живем по неволе в двух духовных сферах: а) в сфере сверхвременного христианского Просвещения и б) в эпоху "просвещения," начавшегося на Западе Европы от конца Средневековья; живем в эпоху рационализма, или практического мышления, постепенно отмежевавшуюся от религиозных начал, особенно в век "вольтерьянства"; в наш век оно достигло прямого гонения на христианство, падшего практически на Православную Церковь, особенно на Русскую. По задачам этой общей эпохи, только земные житейские цели достойны права на общественное внимание и даже на само существование; думам же и заботам о вечной жизни нет места, как нет места и в совершенствовании в духе евангельском. А для охраны " общественной этики" и порядка вполне достаточно общего обучения и полицейской бдительности и, конечно, места заключения для преступников. Таковы принципы этой эпохи. Действительность же - перед нами: Миллионы убитых за твердость веры, тысячи в тюрьмах и ссылке за протест против гнета физического и морального, разгул международных и внутренних войн, рост преступности, развал нравственный, обилие личных страданий нравственных и физических.

Казалось бы, даже при нарушенииях в религии, можно было бы не забывать того, что эта практическая западная культура в ее лучшей стороне развилась на христианской почве, - будет ли это книгопечатание (Гуттенберг, Библия, церковные книги); будет ли то художественная литература, "романы" (от житийной литературы романского схоластического периода); творчество ли знаменитых музыкальных композиторов (от исполнения богослужения на музыкальных "органах" в католических храмах); живопись ли (от церковной живописи), или архитектура (от сложных задач церковной архитектуры, особенно Востока).

С другой стороны, - видим, знаем, что христианская вера не отвергает земной культуры и удовольствий житейских потребностей, чему свидетельствует Священное Писание. Так, в период "сорокадневия" по Воскресении Христовом, как читаем в Евангелии, ученики Господа отправились на ночной труд, на ловлю рыбы. Так же апостол Павел, весь преданный апостольской проповеди Воскресения Христова и Христова учения, отдавал время труду делания палаток, чтобы не обременять других пропитанием его. Евангелист Лука был и врачом и живописцем, и притом ему принадлежит написание двух больших священных книг: Евангелия и Деяний Апостольских.

Но, по слову Господню: "Не хлебом единым жив будет человек." И наше личное самосознание внушает нам, что достоинство наше, а значит, и назначение наше выше потребностей нашего простого существования, и ограничивать себя этой животной стороной значит лишать себя полноты жизни. Но мы скажем с христианской точки зрения: не только лишать духовных радостей на земле, но и блаженства вечной жизни в Боге, а это уже - духовная смерть!




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет