Чудесные исцеления: Феномен Кашпировского

Невярович В.К. 18 марта 2012
6191

Феномен Кашпировского

Пожалуй, наиболее яркой фигурой среди современных чудо-целителей в нашей стране стал Анатолий Кашпировский — дипломированный врач-психотерапевт, буквально ворвавшийся в жизнь миллионов людей через телевизионные “сеансы здоровья”. Эти нашумевшие шоу-программы не оставили равнодушными, пожалуй, никого. Кашпировский, в той или иной степени, вошел в жизнь каждой семьи. Некоторое время он был одним из самых популярных людей в стране. Надо отдать должное трудолюбию и целеустремленности этого, безусловно, незаурядного человека, пришедшего к всеобщей своей известности где-то к пятидесяти годам, после многочисленных массовых сеансов и попыток привлечь к себе внимание общества. Прорыв на всесоюзную арену был осуществлен во многом посредством далеко не безопасного эксперимента, связанного с безлекарственной телегипноанестезией двух пациенток, которым при этом успешно были произведены оперативные вмешательства. С позиций научной гипноанестезиологии, этот эксперимент нельзя считать сенсацией мирового масштаба, ведь еще в 1845 году английский врач Джеймс Исдэйл провел под гипнозом более трехсот операций, включая полостные и ампутации конечностей. В 1988 году американское телевидение транслировало операцию по удалению раковой опухоли на ноге пациентки, которая, находясь под гипнотическим обезболиванием, разговаривала и даже шутила. На сегодняшний день во всем мире зафиксированы сотни и даже тысячи случаев оперативного вмешательства при помощи гипнотического обезболивания. Однако, чтобы через телевидение на расстоянии, без личного присутствия гипнолога — это действительно для многих казалось несомненным достижением. Тем не менее, надо ли говорить о том, какой опасности подвергались пациентки в случаях, связанных с непредвиденными осложнениями, например, вследствие возможных неполадок в телекоммуникации и других возможных отклонениях от желаемого сценария. Но, как говорится, победителей не судят. И, не считая злополучного последующего скандального процесса с одной из прооперированных женщин, заявившей, что она терпела ужасную боль ради Кашпировского, все обошлось достаточно гладко. Усилиями доктора Кашпировского пробудился интерес к психотерапии у миллионов людей, особенно в плане возможности воздействия и целительства соматических (телесных) заболеваний. “Феномен Кашпировского” ярко отразил состояние нашего общества и отдельных его представителей на данном отрезке времени, особенно отчетливо выявив такие негативные качества, как наивность, суеверие, инфантилизм, пассивность, чрезмерную внушаемость на фоне безверия и невежества. Самолечение А. Кашпировского строится по форме продуманного театрального представления с тщательным отбором всего положительного, что связано с предыдущими результатами лечения. Так, в первом действии зачитываются многочисленные телеграммы, поднимаются на сцену исцеленные, “кадит” хвалебный хор устных и письменных восторженных отзывов и т.д. Вторая часть представления (гораздо меньшая по объему), собственно лечебная, по представлению больных заключается в проведении особого сеанса внушения под музыкальное сопровождение чарующего, завораживающего звучания. На сеансе внушается совершенно произвольное поведение зрителей, ибо можно и спать и не спать, крутить головой или сидеть смирно, вставать со своего места и даже ходить. Вне зависимости от всего этого чудесное исцеляющее действие якобы все равно произойдет (и даже вполне вероятно и среди скептиков). Причем все это может случиться если не мгновенно, то спустя некоторое время, и положительный эффект, его масштабы не предсказуемы: от нормализации незначительных функциональных расстройств до исцелений от самых тяжелых недугов; возможны случаи рассасывания келлоидних рубцов, опухолей, потемнение седых волос и многие другие чудеса. В качестве режиссера и основного исполнителя глазной роли выступает сам доктор Кашпировский. Остальные роли распределены между исцеленными, причем, чем более выражен положительный результат целительства, тем более заметную роль получает пациент (надо ли говорить, что это может означать для неприметного до того соотечественника, когда вдруг на сцене, в рампах прожекторов о нем будут рассказывать, вся страна, а быть может, и мир увидят его...).

Внешне сеансы представляют заманчивую возможность безболезненного, быстрого исцеления через некие таинственные силы самого организма, чудесным образом разбуженные в результате такой психотерапии и направленные Кашпировским в нужное для исцеления русло. Однако, несмотря на альтруистические и даже религиозные претензии, просматриваются истинные мотивы, лежащие в основе лечения: это желание подчинить чужую волю собственным воздействиям, господствовать, покорить, очаровать. Даже в удачных случаях достигнутый физический эффект не связан со сколь-либо положительным влиянием на личность пациента; напротив, система подобного воздействия формирует веру в возможность легкого успеха, способствует порабощению воли и появлению зависимости от сильной личности, противоречит божественным принципам терапии, открытым человечеству самим Спасителем. Это стремление властвовать, быть в центре внимания, подавлять чужую волю, хотя и вуалируется, но не может укрыться от проницательного взгляда любого здравомыслящего человека: “Если ты увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он причастник благодати, то хотя бы и знамения творил он и мертвых воскрешал, но если не признает души своей бесчестною и уничиженною, и себя нищим духом и мерзким, скрадывается он злобою, и сам не знает того”, — писал св. Макарий Великий, и как непреходящи слова эти!

Я думаю, что и сам Кашпировский прекрасно знает, как относительно любое величие, когда “самый самый” не в состоянии справиться с обычным насморком или, вдруг споткнувшись, нелепо выбрасывает руки и ноги, теряя величие и важную осанку, мгновенно преображается в обычного земного человека. Не потому ли святые постоянно рекомендовали смирение, осознание своей малости и ничтожества (“Я нищ и окаянен есть”).

Последние, до запрещения показа по телевидению, сеансы продемонстрировали, что психологический груз на плечах “целителя” непомерно высок, в интонации его голоса много боли, раздражения. В дальнейшем все отчетливее Кашпировский начинает проявлять внешнее неравнодушие к религии. Было даже сообщение, что целитель принял таинство крещения. Но поезд уже ушел, православная Церковь публично высказалась о методе Кашпировского как небогоугодном и предостерегла верующих о возможных негативных последствиях подобной терапии. Однако на Западе встреча психотерапевта со стороны неправославных конфессий была более лояльна, а католическая Польша даже предоставила костелы для массовых сеансов.

Но нельзя однозначно утверждать (как это пытаются сделать авторы ряда публикаций), что лечебный эффект на сеансах Кашпировского обусловлен лишь влияниями темных сил. Хорошо известно, что само слово является сильным лечебным фактором и может благоприятно воздействовать на больного, особенно если имеют место готовность пациента к восприятию, вера и надежда на успех. Надо отметить, как профессиональный врач-психотерапевт А. Кашпировский показал отменное умение владеть словом. Тем не менее подобное целительство, действительно, не исключает возможности привлечения демонических (“тварных”) сил и чревато многими нежелательными последствиями.

Таким образом, метод Кашпировского не может быть рекомендован для терапии души (кстати “психотерапия” и есть наука о терапии души) и должен быть оценен как несостоявшаяся попытка массового чудотворения вне Бога.




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет