Православие и религия будущего: Г. Должно ли Православиее примкнуть к апостасии?

Иеромонах Серафим (Роуз) 3 декабря 2011
1806

Г. Должно ли Православиее примкнуть к апостасии?

Сегодня некоторые православные священники, под предводительством о. Евсевия Стефану, хотели бы убедить нас, что "харизматическое возрождение", несмотря на то, что оно зародилось и развивается главным образом не в Православной Церкви, тем не менее вполне "православно"; и нас даже предостерегают: "не оставайтесь в стороне". Но никто из тех, кто изучал это движение по работам его ведущих представителей, многих из которых мы цитировали выше, не может сомневаться в том, что это "возрождение" в той мере, в какой его вообще можно назвать "христианским", - целиком и полностью протестантское по своему происхождению, духу, направлению, практике, "богословию" и конечной цели. Это форма протестантского "возрожденчества" - явления, которое оставляет только фрагмент от чего бы то ни было истинно христианского, подменяя христианство эмоциональной "религиозной" историей, жертва которой впадает в роковое заблуждение, считая, что она "спасена". Если "харизматическое возрождение" и отличается от протестантского возрожденчества, то разве лишь в том, что прибавляет новую категорию криптоспиритических феноменов, которые более эффектны и более объективны, чем простое субъективное возрожденчество. Этот очевидный факт находит еще более наглядное подтверждение при изучении того, что о. Евсевий Стефану пытается протащить под видом "православного пробуждения" в своем издании "Логос".
     Этот православный священник сообщает своим читателям, что "Православная Церковь не принимает участия в современном христианском пробуждении" [1]. Сам он теперь путешествует повсюду, проводя возрожденческие собрания, похожие на протестантские, включая протестантский "призыв в алтаре", который сопровождается обычными возрожденческими "рыданиями и слезами" [2]. О. Евсевий самолично, с присущей возрожденцам нескромностью, заявляет во всеуслышание: "Я благодарю и восхваляю Бога за то, что Он пролил часть света Своего Духа в мою душу в ответ на непрестанные молитвы, которые я возносил и днем, и ночью [3];" а далее он открыто провозглашает себя "пророком." [4] Он ни словом не упоминает о православном толковании событий Апокалипсиса, однако повторяет интерпретацию протестанта-фундаменталиста Билли Грема о "восхищении", которое должно предшествовать "тысячелетию": "Судный день приближается. Если мы останемся верными Христу, мы непременно вознесемся к Нему в счастливом вопле восторга и избежим ужасной скорби, которая должна постигнуть мир." [5] А ведь даже не все фундаменталисты разделяют это заблуждение, [6] которое не опирается на Св. Писание [7] и льстиво обезоруживает всех своих последователей, делая ненужной необходимую бдительность против козней антихриста, так как они воображают, что смогут их избежать.
     Это все даже не псевдоправославие; это протестантизм в чистом виде, и даже не лучшая разновидность протестантизма. Напрасно стали бы мы искать в "Логосе" о. Евсевия Стефану указания на то, что его "пробуждение" вдохновлено источниками православного аскетического предания: житиями святых, писаниями святых Отцов, циклом церковных богослужений, православным толкованием Св. Писания. Кое-кто из "православных" "харизматиков", правда, использует некоторые из этих источников - но, увы, они перемешивают их с "многими другими книгами, написанными набожными христианами, примкнувшими к харизматическому движению" [8] и, конечно, читают их "харизматически": как это свойственно всем сектантам, смешивая понимание православных трудов с тем, что они получили из нового учения, пришедшего извне.
     Разумеется, православное пробуждение можно только приветствовать в наши дни, когда многие христиане потеряли вкус соли истинного христианства, и верного, ревностного православного христианина в наши дни встретишь не часто. Современная жизнь стала слишком комфортабельной; мирская жизнь стала слишком привлекательной; для слишком большого числа людей Православие стало ограничиваться лишь принадлежностью к церковной общине и "правильном" соблюдении внешних формальностей и обрядов. Да, истинное пробуждение Православия действительно не помешало бы, но это вовсе не то, что мы встречаем у православных "харизматиков". Как и "харизматические" активисты среди протестантов и католиков, они находятся в полном согласии с духом времени; они нарушили живую связь с православной духовной традицией, предпочтя ей новомодные приемы протестантского возрожденчества; они влились в течение сегодняшнего еретического "христианства": экуменического движения. В начале 1978 года архиепископ Греческого епископата Северной и Южной Америки Иаковос дал наконец официальное одобрение деятельности о. Евсевия Стефану, включая разрешение проповедовать повсеместно на отдельную тему: о "дарах Святого Духа". Так Церковь в лице своего наиболее модернистского и экуменического представителя протянула руку "харизматическому возрождению", подтверждая глубокое сходство, соединяющее их. Но истинного христианства там нет.
     В прошлом было истинно православное христианское пробуждение: на ум тут же приходит св. Косма из Этолии, который странствовал от деревни к деревне в Греции XVIII века и призывал народ вернуться к истинному христианству своих предков; или св. Иоанн Кронштадтский в нашем веке, который принес освященную веками традицию православной духовной жизни городским массам в Петербурге. Затем вспомним православных наставников монашества, которые были истинно преисполнены Духа и оставили свои учения не только монашеству, но и мирским людям наших дней: грека преп. Симеона Нового Богослова в Х веке и преп. Серафима Саровского в XIX веке. Преп. Симеона чудовищно искажают "православные" "харизматики" (он говорил не о том Духе, который они имеют в виду!); а преп. Серафима непременно цитируют вне контекста, чтобы приуменьшить его постоянное напоминание о том, что необходимо принадлежать к Православной Церкви, чтобы вести истинно духовную жизнь. В беседе преп. Серафима с мирянином Мотовиловым о стяжании Святого Духа (которую "православные" "харизматики" цитируют, опуская части, выделенные здесь курсивом), этот великий Святой говорит нам: "Благодать Святого Духа была дана всем нам, верным Христа, в таинстве святого крещения, и запечатлена таинством миропомазания на главных частях тела, как принято в святой Церкви, вечной хранительнице этой благодати". И далее: "Господь внимает одинаково и монаху, и простому христианину-мирянину, если оба они - православные".
     В противовес истинной православной духовной жизни "харизматическое возрождение" - всего лишь эмпирическая сторона распространенной "экуменической" моды - фальшивого христианства, предающего Христа и Его Церковь. Ни один "православный" "харизматик" и не подумает противиться наступающему "единению" с теми самыми протестантами и католиками, с которыми, как поется в межконфессиональной "харизматической" песне, они уже "едины в Духе, едины в Господе" и которые показывали им путь и вдохновляли их "харизматические" опыты. "Дух", вдохновлявший "харизматическое возрождение", - это дух антихриста, или, точнее говоря, те "духи бесовские" последних времен, чьи "чудеса" приготавливают мир к приходу лжемессии.    
-------------------

      1. февр. 1972, стр. 19. 

      2. апрель 1972, стр. 4. 

      3. февр. 1972, стр. 19. 

      4. апрель 1972, стр. 3. 

      5. Ср.: Билли Грем. Мир в пламени. Даблдей (изд. Плкет Кардинал), Нью-Йорк, 1966, стр. 178; К.Г. Макинтош. Господь скоро придет. Моуди Пресс, Чикаго, стр. 30-31; многие другие труды фундаменталистов; апрель, 1972, стр. 22). 

      6. См.: Курт Кох. День X. Крегель, Гранд Рапидс, стр. 116-117.

      7. 1 Фес. 4, 16-17 - говорится о втором пришествии Христа, которое, по учению свв. Отцов, настанет после "разорения" и царства антихриста. 

      8. "Логос", март 1972, стр. 16.




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет