Поучения старцев: III. Молитва

Дионисий Тацис 8 апреля 2012
4472


1. Старец Иаков говорил: "Ни одна молитва, чада мои, не пропадает даром. Меня самого молитва поддерживает столько лет".

2. Святой Анфим с о.Хиос, обращаясь к монахам своего монастыря, подчеркивал: "Молитва - это не утомительный труд. Это внутренняя деятельность. Это теплое умиление души. Однако, молитва нуждается в посте и бдении. Пост иссушает страсти, а бдение их умерщвляет. Молитва дает человеку крылья и поднимает его на небеса, посылая ему небесные дарования".

3. Старец Иосиф говорил: "Начало пути к чистой молитве есть борьба со страстями. Невозможно быть преуспеянию в молитве, пока действуют страсти. Но даже они не препятствуют пришествию благодати молитвы, не было бы только нерадения и тщеславия".

4. Молитва - это источник силы. Старец Порфирий говорил: ”Муче- ники испытывали сильную боль во время мучений. Так бы страдал и обычный человек с той разницей, что мученики постоянно молитвою были соединены со Христом и получали силу, превосходившую их боль, и таким образом достигали победы. Но если бы оставили молитву, даже и на одну секунду, то боли бы их стали нестерпимы, и они были бы готовы отречься от Христа. Но, связанные молитвою со Христом, они получали силу и претерпевали до конца боль и все мучения".

5. Старец Амфилохий учил. "Молитва, совершаемая с усердием, бодростию, благоговением, верою, умилением и вниманием - добра и полезна. Дьявол воюет разными способами с теми, кто молится, а немолящихся он любит. Молитвою человек беседует с Богом и просит у Него блага и спасения. Молящийся должен иметь смирение".

6. Поучения старца Паисия о молитве очень ценны для каждого христианина. Он говорил: "Нет никого блаженнее тех людей, которые наладили связь с Небесной Радиостанцией и ограждены Богом благочестием. И нет несчастнее тех людей, которые оборвали свою связь с Богом и, которые, потеряв рассудок, выходят на связь с миром и с мирскими радиостанциями, чтобы отвлечься, хоть на немного, от сильного беспокойства, происходящего от того, что жизнь их выбилась из колеи". Советовал он и следующее: "Очень помогает чтение прежде молитвы одного отрывка из Патерика. Тогда согревается сердце и скрываются все заботы, и тогда ты можешь молиться нерассеянно". И о уме, который рассеивается в час молитвы, он говорил: "В час молитвы, когда наш ум переходит к худым вещам, или помыслы о них приходят сами, помимо нашего желания, да не противоречим врагу, потому что, если соберутся и все адвокаты, то своими разговорами они не справятся и с одним бесенком. Но эти помыслы, как и хульные помыслы, можно изгнать только одним презрением к ним".

7. Старец Иероним говорил: "Не оставляй молитвы. Бойся нерадения и равнодушия. Когда ты молишься утром и чувствуешь умиление, то весь день будешь летать, как на крыльях. А когда ты утро начинаешь без молитвы, то все у тебя пойдет кувырком".

8. Тот же старец такие давал советы своему духовному чаду относительно молитвы: "Больше твори молитву, создавая для этого и подходящую тишину. Если не можешь много молиться утром, то молись в полдень или вечером. Выбери себе такой час для молитвы, в который была бы тишина. Молись, пока не сойдет дождь, то есть пока не придут слезы. Многие молятся ночь напролет и не насыщаются. Молитва усладительное занятие.

9. Цель мира - славословие Бога. Старец Иоиль из г.Каламы так говорил о6 этом: "На небе славят Бога Ангелы и святые, звезды и птицы. На земле славят Бога неграмотные, монахи и пустынники. Славословие Бога - это нить, связывающая все части мира. Это конечный смысл, высочайшая цель мира, следовательно и человека".

10. Тот же старец говорил так: "В радостном покое молящегося человека подготавливается почва, и благие помыслы с небесными звуками начинают потихоньку напевать в его уши прекрасные советы, которые суть небесные беседы".

11. Старец Амфилохий говорил: "Молитва наполнила рай столькими святыми людьми. Кроме умной молитвы нет другого способа очищения и освящения. Хороши псалмы и церковные песнопения, но их мы поем, чтобы привлечь и тронуть людей. Мы, монахи, должны беседовать с Царем в тайне. Поющие похожи на тех, кто находится вне царского дворца и поет разные песни, чтобы показать свой восторг. Конечно, Он принимает благодарения и от них, поскольку песни поются ради Него, но больше внимает сотаииникам Своего двора, т.е. тем, кои говорят Ему на ухо".

12. Старец Иероним с о. Эгина говорил о молитве: "Некоторые люди, если и немного времени проживут без молитвы, не выдерживают и страдают. Те часы, когда они хотели бы помолится и не смогли, им кажутся мучительными". И продолжил: "Когда умирает твоя мама или кто-нибудь из твоих родственников, ты не берешь книгу, чтобы плакать. Слова сами приходят на ум от скорби. Так и в молитве. Мы должны дать себе исповедоваться Богу в том, что нас беспокоит".

13. В другой раз тот же старец говорил: "Если ты сам не слышишь или не понимаешь того, что говоришь, как же ты хочешь, чтобы тебя услышал Бог?" Также говорил он и о себе: "Когда мне холодно, я молюсь, и благодать Божия меня согревает".

14. Великий старец Порфирий говорил о молитве: "Когда мы в благодати Божией, тогда наша молитва становится чистой. Будем молится непрестанно, даже и лежа на кровати, когда мы готовимся ко сну или отдыхаем".

15. Тот же старец советовал одному своему духовному чаду: "Не молись, чтобы Бог взял от тебя различные болезни, но умиротворяйся умной молитвой, храня терпение. Так ты получишь много пользы".

16. Молитва просвещает человека. Это подчеркнул старец Порфирий, он привел следующий пример: "Вот где-то есть электростанция, а в комнате - лампа, но если мы не повернем выключатель, то останемся в темноте. Этим я хочу сказать, что вот, есть Христос, есть и душа наша, но если мы не повернем выключатель молитвы, то не увидит наша душа света Христова и мы останемся во мраке дьявола". И одному своему духовному чаду говорил: "Знаешь ли ты, сколь великим даром является то, что Бог нам дал право говорить с Ним во всякое время, в любую секунду и на всяком месте, где бы мы не находились? Он нас слышит всегда. Это самая великая для нас честь. Поэтому мы должны всегда любить Бога.

17. Старец Иоиль говорил своему духовному чаду: "Когда идешь на молитву, вспомни свои страсти, слабости, ту легкость, с которой ты убегаешь от Бога и падаешь, вспомни, что Христос может тебя удержать от падения".

18. Тот же старец советовал: "Преклоняй колена и говори: "Держи меня, Христе мой, чтобы я не удалился от Тебя".

19. Молитва много помогает человеку в избавлении от страстей. В связи с этим старец Евсевий говорил: "Когда страсть проникнет в душу, тогда пленяет душу и делает ее подвластной себе. Тогда нужно человеку прийти в чувство и со смиренным сердцем молиться непрестанно, до тех пор, пока не освободится он от страсти".

20. Обращаясь к своему духовному чаду, старец Евсевий писал: "Молитва и поучение да не оставляют тебя. Будь благотворителем для других словами и своим примером. Остерегайся сатанинской гордости".

21. Демоны воздвигают против подвижников жестокую войну. Молитвой же они отражаются и становятся бессильными. Старец Иосиф писал об этом одному новоначальному монаху, который имел брань: "Ты не видишь, сколько демонов падают и обращаются в бегство от каждой произнесенной тобою молитвы. Ты лишь видишь только, сколько ран наносят тебе. Знай, что и они бывают поражены и убегают. От терпения они убегают вприпрыжку и молитвой серьезно уязвляются. Итак, не жди, что во время войны ты будешь метать в них пули и ядра, а они в тебя - лукум и шоколад".

22. Старец Паисий говорил, что только молитва смиренного бывает услышана Богом. Он советовал: "Если хочешь, чтобы Бог услышал тебя во время молитвы, нажми на кнопку смирения, ибо на этой частоте всегда работает Бог, и проси смиренно Его милости". (Отец Паисий в войну служил радистом.)

23. Молитве должна сопутствовать любовь. Старец Амфилохий говорил, что "молитва без любви - это все равно, что добрая и прекрасная птица, которая не имеет крыльев и не может летать".

24. Старец Амфилохий, обращаясь к монахиням, которых он духовно окормлял, говорил: "Я очень желаю, чтобы вы воздвигли места для молитвы на своих островах. Я хочу слышать в вас голос Господень, чтобы из вашего сердца говорил Господь. Молитвою будьте Его престолами".

25. Старец Порфирий говорил: "Когда молитесь, делайте поклоны, даже если это и утомляет вас. Молитва, сопровождаемая добровольной жертвой, становится приятней Богу и более приносит плода".

26. Старец Иероним с о.Эгина советовал: "Когда ум твой в Боге, то хоть и в кровати ты, а можешь молиться. Если же он где-то в другом месте, то хоть и колена преклони, а умиление к тебе не приходит, и молитва суха. Тогда ты не чувствуешь облегчения и болит у тебя голова, потому что молитва не дает тебе радости".

27. Старец Иосиф в одном своем письме открывает следующее: "Если бы кто-нибудь был бы рядом со мною, то услышал бы мои молитвы и вздохи, и увидел бы мои слезы, которые я проливаю за своих братьев. Всю ночь я молюсь и кричу: "Господи, или спаси всех братьев, или погуби и меня. Один, я не хочу рая"".

28. Однажды старец Иаков сказал: "В молитве я просил Бога дать мне такой дар, чтобы по лицам людей я узнавал их сердца и мог им помочь. И Бог мне это дал".

29. Чего мы должны просить в своей молитве? Старец Паисий говорил: "Брат мой, в своей молитве не ищи ничего кроме покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и ты будешь в ней. И чего бы ты ни попросил для своего спасения или для пользы других, даст тебе то Бог".

30. Волю Божию о волнующем нас вопросе мы узнаем посредством молитвы. Старец Иосиф Исихаст говорил: "Когда вы хотите узнать волю Божию, оставьте совершенно самого себя, все свои намерения и мысли, и с великим смирением просите в своей молитве познания ее. И что образуется в вашем сердце или к чему оно склонится, то и делайте, и это будет по Богу. Имеющие большее дерзновение молиться об этом слышат внутри себя более отчетливое извещение, и становятся более внимательными в своей жизни, и ничего не делают без Божественного извещения".

31. Некая душа сказала старцу Иерониму, что от его молитвы она увидела великую для себя пользу, и 6благодарила за это. И старец сказал ей: "Представь, что я да бросаю тебе яблоки. Если ты их ловишь - хорошо, иначе же ты будешь голодной, потому что яблоки потеряются. Ты тоже должна молиться, иначе же молитвы мои не помогут". И в другой раз подчеркнул: "Я буду просить, за вас Бога, буду молиться. Но знайте, что один в поле не воин. Я молюсь за вас, но и вы молитесь за себя".

32. Тот же старец говорил: "Я жертвую собою за того, за кого молюсь. Я не могу молиться, не жертвуя самим собой. Я думаю, что та молитва, которая творится без того, чтобы сердце от любви и боли обливалось кровью, не доходит до Бога. Поэтому я изнуряю себя в молитве и потом уже не нахожу сил для беседы с человеком".

33. Старец Порфирий советовал своим духовным чадам, молиться за других, следуя его собственному примеру: "Знаете, я чувствую, что своею молитвою много вам помогаю". "Когда молитесь за человека, которого дьявол толкает на греховные страсти, не говорите ему о своей молитве, ибо об этом узнает дьявол и возбудит в душе его сопротивление, и ваша молитва не принесет никакого результата. Молитесь за него тайно, и ваша молитва ему поможет".

34. Молитва за ближнего - это священная обязанность. Старец Порфирий говорил: "Ты не можешь спастись сам, если не спасутся и другие. Это ошибка, если кто-то молиться только за самого себя, чтобы спасся он сам. Мы должны молиться за весь мир, чтобы не погиб никто". И в другой раз говорил: "Я не боюсь мучения и не думаю о рае. Я только прошу Бога, чтобы он помиловал весь мир и меня".

35. Старец Паисий говорил: "Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своею молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя - грешным".

36. Молящихся дьявол старается соблазнить различными способами. Старец Даниил из скита Катунаки, обращаясь к монахиням, говорил об этом: "Когда трудящаяся в молитве сестра придет в умиление и за этим последуют многие слезы, да внимает она много, чтобы не принять помыслы от демона возношения и не подумать, что творит добродетель, но пусть молит Госпожу Богородицу дать ей должное смирение и познание самой себя, ибо скорбь есть обязанность кающихся. И снова, когда в час молитвы почувствует благоухание, или увидит свет, или Ангела и т.п., да не увлекается этими явлениями".

37. Старец Иосиф говорил: "Когда ум получит молитву, и человек почувствует радость, тогда молитва будет совершаться внутри него непрерывно, без его собственного усилия. Будет ли он есть или идти, спать или просыпаться, внутри него будет твориться молитва, будет мир и радость". И добавил: "По долгом времени действия молитвы внутри человека рождается рай. Он освобождается от страстей и становится другим человеком. Если же случится ему быть в пустыне... Ох, Ох! Тогда и неописуемы блага молитвы”.

38. О личном и тайном опыте молитвы старец Иероним говорил:

"Молитва - это беседа с Богом. Когда мы почувствуем радость молитвы, почувствуем и великое ликование. Это предвкушение райской жизни. Вы должны много подвизаться, чтобы почувствовать эту радость. И если будете много подвизаться, Бог даст вам ее. Молитва возносит на высоты божественного созерцания. Михаил, мой старец, весь сиял во время молитвы. И когда он достигал этого состояния, то уже молился не словесно, а умно. Слова - это растопка, которая нужна пока не загорится огонь. как только вспыхнет огонь, то есть, как только придут сокрушение и умиление, человек не может говорить. Он чувствует и слышит внутри себя Бога. Тогда приходят и слезы. Человек находится в духовном состоянии с сердечною молитвою, священным вожделением и неизглаголанными воздыханиями".

39. Личный тайный опыт молитвы имели все старцы. Здесь мы помещаем то, что открыл своим духовным чадам старец Амфилохий: "Когда я сижу на высокой скале молитвы, тогда никакие волны не могут меня достать. Но они меня окатывают, когда я нахожусь низко. Умная молитва овладевает человеком, пленяет его и освящает. Когда в душе вспыхнет огонь молитвы, тогда весь хворост сгорает и уничтожается. В начале молитвы чувствуешь радость потом сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, ибо чувствуешь присутствие Иисуса". "Молитва делает человека ребенком. Она возвращает его к той простоте и невинности, которую имел Адам в раю прежде падения. "Молитвою освящается то место, на котором сидишь, и то дело, которое делаешь". "Молитвою устраивается все. Ты ходишь по морю, и для тебя не существует расстояний. Молитвою исправляются намерения людей, даются храбрость, вера и терпение в жизни".



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет