Православие. Том 1: Иисус Христос — Бог воплотившийся

Митрополит Илларион (Алфеев) 1 ноября 2011
8235

Новый Завет был откровением Бога воплотившегося, Бога, став­шего человеком. С точки зрения христианства, догмат о Богово- площении является завершением и оправданием ветхозаветной истории. В центре новозаветного благовестия — личность Иисуса Христа, через Которого совершено спасение и искупление челове­ка. По учению евангелистов, Иисус — Тот Самый Мессия, прише­ствие Которого предсказывали пророки.

 

Ключевым вопросом, от ответа на который зависит принятие или непринятие христианства, является вопрос о Божестве Христа. Монотеистические религии отвечают на этот вопрос по-разному. Иудеи считают, что признание Христа Богом противоречит ветхо­заветному откровению о едином Боге. Мусульмане признают исто­ричность Христа, однако считают Его одним из пророков, учение Которого было впоследствии искажено христианами. И только христиане — и православные, и католики, и протестанты — видят в Иисусе Христе Бога и Спасителя.

 

Надо отметить, что до IV века и внутри христианской Церкви не было единого понимания Божества Христа. В частности, Божество Христа отрицали ариане, осужденные за это I и II Вселенскими Со­борами. В более позднее время Божество Христа отрицалось в раз­ных формах в искусстве, литературе, философии, богословии, би­блейской критике. Живопись эпохи Возрождения, представлявшая Христа гуманизированным, очеловеченным, была имплицитным отрицанием Его Божественной природы. Философские системы эпохи Просвещения и немецкий идеализм XIX века не оставляли места для веры в Богочеловека. В ХIХ-ХХ веках предпринима­лись многочисленные попытки создания образа «исторического»

Христа, как в произведениях Э. Ренана и Л.Н. Толстого, или «аль­тернативного» Христа, как в «Иуде Искариоте» Л.Н. Андреева или «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова. Художественная ценность этих произведений различна, но их объединяет одно — отрицание Божества Иисуса Христа, восприятие Христа как простого чело­века.

 

Что говорят о Божестве Христа евангелисты и авторы апостоль­ских Посланий? На чем основана вера христианской Церкви в то, что Иисус Христос — Бог и Спаситель? И как соотносится эта вера с тем строгим монотеизмом, который пронизывает весь Ветхий Завет?

 

Сам Иисус, говоря о Себе в третьем лице, чаще всего называет Себя «Сыном Человеческим»: это имя встречается в четырех кано­нических Евангелиях около 8о раз. «Сын Человеческий» — идио­ма, означающая на арамейском языке не что иное, как «человек». Можно было бы предположить, что, называя Себя Сыном Чело­веческим, Иисус намеренно подчеркивает Свое человеческое, а не Божественное происхождение. Однако Сын Человеческий, о Ко­тором говорит Иисус, — отнюдь не обычный человек: Он — Су­щий на небесах (Ин з, 13). на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин б, 27), к Нему восходят и нисходят Ангелы Божии (см.: Ин 1, 51). Сын Человеческий сошел с неба (см.: Ин з, 13), чтобы спасать души человеческие (см.: Лк 9,56). Он имеет власть на земле прощать гре­хи (Мф 9, 6), Его Плоть и Кровь должны вкушать верующие, чтобы иметь в себе жизнь (см.: Ин б, 53). Он воскреснет из мертвых (см.: Мк д, д) и вознесется на небо (см.: Ин з, 13) — туда, где был прежде (Ин б, 62). Его пришествие будет неожиданным (см.: Мф 24,44; 25,13 и др.), подоб­ным молнии, сверкнувшей на одном краю неба и блистающей до другого (см.: Лк 17, 24). Он придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк 8,38), сядет в пакибытии на Престоле славы Своей и посадит апостолов на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19,28), пред Ним соберутся все народы, и Он будет отделять среди них овец от козлищ (Мф 25,31-33).

 

Иисуса нередко называют Сыном Божиим (Мф 14, зз). Сыном Бога Живаго (Мф 16,16; Ин б, 69), и Он принимает это наименование (Лк 22, 70). На вопрос первосвященника «Ты ли Христос, Сын Бо­жий?» Иисус отвечает: ты говоришь (т.е. «да, Я Сын Божий»), но при этом добавляет: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках воздушных (Мф 26, 64). В от­ношении Самого Себя Иисус употребляет имена «Сын Человече­ский» и «Сын Божий» в качестве синонимов:

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.(Ин 3:13-18)

Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. (Ин 5:25-27)

Библейское имя «сын Божий» само по себе совсем не обяза­тельно указывает на Божественность его носителя, особенно когда употребляется во множественном числе. В книге Бытия говорится.

 

0  «сынах Божиих», которые стали «входить к дочерям человече­ским» (см.: Быт 6, 1-4). Сынами Божиими называются ангелы, в числе которых сатана (см.: Иов 1, 6; 2,1). Сынами Господа Бога называется народ израильский (см.: Втор 14,1). Однако в Новом Завете выраже­ние «Сын Божий» приобретает особый смысл применительно к Иисусу Христу. Иисус — Единородный Сын Божий (см.: Ин 3, 16; 3, 18;), Единородный от Отца (см.: Ин 1,14),  Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Ин 1,18). В беседах с учениками и с иудеями, записанных еванге­листом Иоанном, Иисус многократно свидетельствует о Своем единстве с Отцом:

Иисус же говорил им: Отеи Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему цела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не сулит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но пере­шел от смерти в жизнь... Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин 5, 17-24, 30).

Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю по­славшего Меня Отца (Ин 6, 38).

Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Ин 10, 15).

 

Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, — они свидетельствуют о Мне... Я и Отец — одно (Ин 10, 25, 30).

Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Фи­липп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Раз­ве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне (Ин 14, 6-11).

Тайная Вечеря Собор в Монреале. Сицилия. XII в.На Тайной Вечери, молясь обо всех верующих в Него, Иисус просит Отца сохранить между ними то единство, которое скрепля­ет Его с Отцом:

Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя... Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое... Я о них молю: не о всем мире молю, но | о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них... Не о них же только молю, но и о ве­рующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17, 1, 4-6, 9-10, 20-21).

Хотя Иисус многократно называет Себя Сыном Божиим и свидетельствует о Своем единстве с Отцом, Он нигде в Еван­гелиях не называет Себя Богом. Более того, когда некто назвал Его «Учителем благим», Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мф 19, 17; Мк 10, 18; Лк 18,19). Ответ Иисуса можно понять в том смысле, что Он отрицает Свою Божественность, противопоставляя Себя Богу. Однако слова Христа могут быть поняты и в ином смысле: «называя Меня благим, ты признаешь Мою Божественность». В христианской традиции получило распространение толкова­ние слов Спасителя как упрек юноше в том, что он не признает Его Божественность. Так понимал это место святитель Григорий Богослов: «Слова "никто не благ" заключают в себе ответ вопро­шающему законнику, который признавал благость во Христе как в человеке. Вот Он и говорит, что благо в высочайшей степени принадлежит единому Богу».В Евангелиях и Посланиях апостольских имя «Бог» упо­требляется главным образом применительно к Отцу, тогда как по отношению к Христу последовательно употребляется имя «Го­сподь». В Деяниях апостольских говорится о том, что Бог соделал Господом и Христом того Иисуса, Который был распят иудеями (Деян 2,36). Бог воскресил Господа, говорит апостол Павел (1 Кор 6,14). В апостольских Посланиях неоднократно встречаются выражения Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (1 Пет 1, 3; Рим 15,6; 2 Кор 1, 3; 11, 31; Еф 1, 3; 17; Кол 1, 3) или Бог Отец наш и Господь Иисус Христос (напр.: Рим 1,7), и другие сходные формулы.

 

Само по себе слово «Господь» (греч. Kύριος) как будто бы не ука­зывает на Божественность: оно обозначает «господин». Однако уже в Септуагинте это слово использовалось для передачи имен Божиих Yahweh (Яхве, Иегова, Господь, Бог) и Adonay (Господь), а в Новом Завете имя Господь (κύριος) постоянно употребляется по отношению к Богу Отцу наряду с именем Бог (θεός). В общи­не учеников Христовых приложение имени «Господь» к Иисусу, безусловно, означало признание Его Божественности. Апостол Фома употребляет слова «Господь» и «Бог» в качестве синони­мов, когда обращается к воскресшему Иисусу со словами: Го­сподь мой и Бог мой! (Ин 20,28). По словам апостола Павла, никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12, 3). В Посланиях апостола Павла имена «Бог», «Господь» и «Христос» нередко употребляются синонимично: Павел гово­рит о Церкви Бога и Церкви Христа, Царстве Божием и Царстве Христа, благодати Божией и благодати Христовой, Духе Божи­ем и Духе Христовом. По мнению Иоанна Златоуста, имя «Бог» не больше имени «Господь», и имя «Господь» не меньше имени«Бог», поскольку в Ветхом Завете Бог Отец непрестанно называется Господом.

Наиболее явным утверждением веры ранней Церкви в Божество Иисуса Христа является пролог Евангелия от Иоанна, в котором Христос отождествляется со Словом Божиим:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин 1:1-5)

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин 1:9-14)

В Православной Церкви этот евангельский отрывок читается на главном богослужении года — Божественной литургии в ночь святой Пасхи, когда празднуется Воскресение Христово. Именно эти слова являются манифестом веры древней Церкви в Божество Иисуса Христа, — веры, которую Церковь считает краеугольным камнем своего бытия. В прологе Евангелия от Иоанна содержит­ся эксплицитное признание того, что Слово Божие, Единородный Сын Божий, есть Бог. Это Слово Божие изначально существовало «у Бога» (греческое выражение προς τον Θεον точнее переводится как «с Богом» или «к Богу»), то есть Оно всегда было с Богом От­цом: не было такого момента, когда бы у Бога не было Единород­ного Сына. Слово Божие стало плотью, воплотилось, сделалось человеком и жило среди людей. Именно в том, что Бог стал чело­веком, и заключается благая весть, которую принесли миру еванге­листы и апостолы Христа. Именно в этой вести — новизна христи­анства как Нового Завета между Богом и людьми.

Пролог Евангелия от Иоанна заканчивается словами: Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1,18). Современные критические издания Нового За­вета приводят этот текст в несколько иной редакции: вместо «Еди­нородный Сын» (μοονογενης υιος) в них стоит «Единородный Бог» (μονογενης Θεος). Это чтение основано на наиболее древних руко­писях (тогда как чтение «Единородный Сын» встречается лишь в некоторых рукописях, начиная с IV века). Аутентичность этого чтения подтверждается также использованием выражения «Еди­нородный Бог» у Василия Великого, Амфилохия Иконийского, Григория Нисского и многих других восточнохристианских авторов. Выражение «Единородный Бог» является еще одним подтверждением веры ранней Церкви в Божество Христа.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет