Чудесные исцеления: Юродство Христа ради

Невярович В.К. 18 марта 2012
2724

Юродство Христа ради

Мы безумны Христа ради.

I кор. 4, 10

 

Это безумие умнее всякой мудрости. Ибо чего не могла обресть внешняя мудрость, то совершено буйством Христа ради. Оно прогнало мрак вселенной, оно ввело свет познания.

Св. Иоанн Златоуст

 

В старое время употреблялось слово “юрод”, что означает дословно “простой”, “глупый”. Юродство — особый, один из самых труднейших и высочайших подвигов христианского благочестия. Смысл этого великого деяния и сущность принадлежащих к нему подвижников в общенародном представлении, к сожалению, во все времена значительно искажался, да и в наши дни далеко не всем ясен. Ведь до сих пор бытует представление о юродивых, как о странных, чудаковатых, обиженных природой недостатком здравого смысла людях, занимающихся бродяжничеством, подвизающихся близ храмов, испрашивающих подаяния, многим они видятся как умственно неполноценные и психически больные люди. Действительно, такая категория лиц существует и в немалом количестве, но ничего общего с истинно юродивыми Христа ради такие люди не имеют, хотя и достойны чисто человеческого сострадания, милосердия и помощи со стороны ближних. Существует также категория мнимоюродивых, не желающих трудиться, использующих народное почитание “Божьих людей” (так называют юродивых простые люди) в своих интересах. Еще в 1891 году в брошюре “Вразумление заблудшим” на этот счет говорилось следующее: “упомянем еще и о иных посланниках бесовских, развращающих народ. Это так называемые юродивые (и странники) — босоногие, носящие вериги, тяжелые шапки, железные палки, обвешивающие себя разными крестами и образами, украшающие себя лентами и т.п., иные из них носят монашескую одежду и длинные волосы. Все они делают для обмана людей простых, несведущих в Св. Писании. Из житий святых знаем, что и в древние времена очень мало было истинных юродивых; а что же сказать о нынешних юродивых? Если и есть из них истинные рабы Божий, то очень редкие, а по большой части нынешние юродивые это праздношатающиеся дармоеды, развращенные нравами, и других под видом благочестия развращающие. Говорят они более притчами, при людях много молятся, постятся, и когда никто их не видит или когда находятся в местах своих сборищ, — они предаются таким гнусным порокам, о которых, по слову Апостола, срамно есть и глаголати”. В последнее время в России, на волне роста религиозности, имеет место и нечто подобное, правда, в более современных формах.

Истинное юродство во Христе — это подвиг особо избранных, исключительно сильных духом людей, которые во имя пламенной любви к Богу и ближним, желая достичь совершенства в смирении, добровольно отказывались от всех удобств и материальных благ, в том числе и от части разума, ответственного за устроение мирских земных интересов. Они принимали вид безумцев, людей, не знавших приличия и стыда. Не считаясь с общественными нормами поведения, совершали странные, а порою “возмутительные” действия. Вместе с тем не стеснялись изобличить ложь, сказать неугодную сильным мира сего правду в глаза. Характерным являлась форма выражения высказываний и действий юродивых в виде аллегорий, причудливых и даже нелепых действий и поступков, за которыми все же угадывался или впоследствии проявлялся здравый, зачастую пророческий, смысл.

“Это были как бы пришельцы из другого мира, не считавшие для себя нужным знать и делать то, что, по общему мнению, составляет необходимую принадлежность жизни земной... По несколько дней, иногда по целым неделям, они не вкушали пищу и только ту вкушали пищу, которую подавали им люди благочестивые, от прочих они не принимали или принятую передавали другим. Одеждою для них служило ветхое, разодранное рубище, но нередко отлагали они и этот бедный покров своей наготы. Редко входили и часто не были впускаемы в жилища человеческие, проводили большую часть жизни под открытым небом — на городских площадях и улицах, близ церковной паперти или ограды, на кладбищах, иногда даже на куче сора, страдая от холода, голода, стужи и зноя, и вообще подвергались всякого рода стихийным невзгодам и испытывали всевозможные лишения, неразлучныя со скитальческою жизнию”. Очень часто эти истинные сподвижники Христовы испытывали на себе насмешки, гонения, побои, унижения и злобу со стороны окружавших их людей, в чем также нашли проявление слова Спасителя: “И будете ненавидимы всеми за имя Мое” (Мф. 10, 22).

Говоря о психическом состоянии принявших подвиг юродства, следует подчеркнуть, что добровольное отречение от ума касалось лишь сферы житейских, материальных, суетных интересов. Но сознание их было полностью сохранено в области глубинной деятельности, отсутствовали психотические расстройства (бред, галлюцинации), а главное, была предельная концентрация на высшем (“умом всегда предстояли Богови”), что в максимальной степени влияло на духовную сферу, возводя ее в запредельную степень возможного для человеческого устроения.

Истоки возникновения юродства уходят в древность апостольских времен. Слова ап. Павла: “Мы юроди Христа ради” во многом послужили оправданием и обоснованием данного вида сподвижничества избранных. Упоминания о первых юродивых Христа ради относятся к периоду расцвета иночества в Египте (IV в.). Так, Ефрем Сирии в 371 году описывает жизнь Христа ради юродивой Исидоры (Тавенский женский монастырь, основанный сестрой преп. Пахомия). Историк Евагрий, излагая события первой половины V века, упоминает про особый “род жизни, который превосходнее всех”. “Между подвижниками, хотя и весьма немного, но есть и такие, которые, через добродетель достигнув безстрастия, возвращаются в мир и, среди шума притворяясь помешанными, таким образом попирают тщеславие”... Среди первых юродивых немало было в прошлом иноков, ушедших из монастырей и пустыней “ругаться миру” уже на высокой ступени духовного совершенства, однако немалое число вступивших на стезю юродства было и непосредственно из мирян, увидевших в этом сложнейшем духовном подвиге свой идеал служения Богу. Особо почитаемые юродивые древнехристианского периода — преп. Серапион Синдонит, св. Андрей, Виссарион чудотворец, св. Симеон, преп. Фома — снискали себе не только славу и любовь у людей, но и немалое число подражателей. Однако наивысшее распространение подвиг юродства приобрел все же на Руси. “Ни одна страна не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного уважения к ним, как Россия” (Рущинский. “Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков”. М., 1871). Особенно яркий расцвет юродства Христа ради относится к XV—XVI векам, когда древняя Русь, с одной стороны, духовно окрепла и приобрела благодаря Православию ореол святости и благочестия, с другой, задыхалась от внутренних распрей, притеснений и угнетений слабых и униженных со стороны сильных и власть имущих.

Из наиболее почитаемых древнерусских юродивых следует назвать преп. Исаакия Затворника (первого из известных русских юродивых, поначалу затворника, который “прельщен бе от диавола, явльшагося во образе Иисусе Христове” и чудом выжившего и достигшего подвигом юродства полной победы над бесами), блаженных Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, Николая Кочанова (Киев) и Феодора (Новгород), Прокопия и Иоанна (Устюг), Максима и Василия Блаженного (Москва), Лаврентия (Калуга), Николу Саллоса (Псков). В более поздний период своими подвигами прославилась юродивая во Христе Ксения Петербургская, а в конце XIX века знаменитая подвижница Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагея (Серебренникова), которая “прозревала в тайны сердец человеческих, предрекала будущее, врачевала недуги телесные своим словом или прикосновением, и многих своих современников избавляла от немощей духовных своими вразумлениями и наставлениями” (“Сказание о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебренниковой”. Тверь, 1891 г).

Сохранились многочисленные свидетельства о чудесных исцелениях по молитвам к прославленным сподвижникам юродства. Обратимся к некоторым из них.




Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет