Православие. Том 2: Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим

Митрополит Иларион (Алфеев) 13 марта 2013
4080

Воскрешение Лазаря  Икона. Монастырь Святой Екатерины. Синай. XII в.Переходом от Великого поста к Страстной седмице служат два праздника: Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим. Пост святой Четыредесятницы завершается в канун Лазаревой субботы, и, хотя верующие продолжают поститься до Великой Субботы включительно, значение поста изменяется: это уже не покаянный пост, а пост в память о Страстях Христовых. Начиная с Лазаревой субботы Православная Церковь день за днем и час за часом вспоминает последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа.

В Лазареву субботу вспоминается событие, о котором подробно рассказывается в Евангелии (см.: Ин 11, 1-44) и которое непосредственно предшествовало Входу Господню в Иерусалим. В богослужебных текстах это событие трактуется, прежде всего, как предвозвещение того всеобщего воскресения, которое ожидает всех людей в конце истории:

Триодь постная. Лазарева суббота. Вечерня. Тропарь.

 Обшее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроиы победы знамения носяше, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.  Давая уверенность во всеобщем воскресении накануне Твоих страданий, Ты воскресил Лазаря, о Христос Бог. Поэтому и мы, как дети, держа в руках знаки победы, воспеваем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Грядуший во имя Господне.

Вход Господень в Иерусалим  Греция. Кон. XVIII в.Как в этом тропаре, так и в других литургических текстах Лазаревой субботы говорится не только о воскрешении Лазаря, но и о Входе Господнем в Иерусалим. В богослужении же Входа Господня в Иерусалим многократно упоминается воскрешение Лазаря. Таким образом, оба события трактуются авторами богослужебных текстов как неразрывно связанные одно с другим, и два праздника превращаются в единый двухдневный праздник. Особенностью Лазаревой субботы является то, что на этой службе поются гимны, прославляющие воскресение Христово, в частности воскресные тропари «Ангельский собор удивися». В день же Входа Господня в Иерусалим, приходящийся на воскресенье, напротив, все воскресные песнопения опускаются.

О воскрешении Лазаря в богослужебных текстах говорится как о событии, предшествовавшем схождению Христа во ад. Тематическая связь между Лазаревой субботой и Великой Субботой прослеживается в каноне и стихирах, исполняемых на утрени:

Триодь постная. Лазарева суббота. Утреня. Канон. Песнь 4.

 Глас Твой разруши Спасе смертную всю силу, основания же адова Божественною Твоею силою поколебашася.  Голос Твой, Спаситель, разрушил всю силу смерти, а основания ада были поколеблены Твоей Божественной силой.

Триодь постная. Лазарева суббота. Утреня. Экзапостиларий.

 Словом Твоим, Слове Божий, Лазарь ныне возскачет к житию паки потек, и с ветвьми людие Тя державне почитают, яко в коней погубиши ад смертию Твоею.  По слову Твоему, Слово Божие, Лазарь ныне вскакивает и бежит снова к жизни, а народы приветствуют Тебя, Властителя, с ветвями (в руках), ибо смертью Своей Ты окончательно погубишь ад.

Триодь постная. Лазарева суббота. Утреня. Ин экзапостиларий.

 Лазарем тя Христос уже разрушает смерте, и где твоя аде победа?..
 (Воскрешением) Лазаря Христос уже разрушает тебя, о смерть. А твоя, ад, где победа?..

Триодь постная. Лазарева суббота. Утреня. Стихира на хвалитех.

Лазаря умерша четверодневнаго воскресил еси из ада Христе, прежде Твоея смерти, потряс смертную державу, и единем любимым, всех человек провозвешаяй из тли свобождение...
 Перед Своей смертью Ты воскресил из ада умершего четверодневного Лазаря, поколебав державу смерти, и через одного, любимого (Тобою), предвозвестив освобождение всех людей от тления.

Вход Господень в Иерусалим — один из самых радостных праздников церковного года. В богослужебных книгах он называется Неделей цветоносия, или Неделей ваий (пальмовых ветвей); в русской традиции он получил название «Вербного воскресенья», поскольку пальмовые ветви на Руси заменяются вербой. За литургией в этот день читаются слова апостола Павла: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп 4, 4). В богослужебных текстах многократно повторяется еврейское слово «осанна» (хвала), которое звучало из уст народа еврейского, когда Иисус, сидя на молодом осле, въезжал в городские ворота. Говорится и об участии детей во встрече Христа:

 Триодь постная. Неделя ваий. Великая вечерня. Стихира на литии.

 Радуйся и веселися граде Сионе: красуйся и радуйся церкве Божия: се бо Цaрь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних, благословен еси Имеяй множество шедрот, помилуй нас.  Радуйся и веселись, город Сион, красуйся и радуйся, иерковь Божия, ибо Llapb твой пришел в правде, сидя на молодом осле, воспеваемый детьми: осанна в вышних, благословен Обладающий великими милостями, помилуй нас.

Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Кондак.

На Престоле на небёси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, Ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовуших Ти: благословен еси грядый Адама воззвати.
 На небе на Престоле, на земле на молодом осле носимый, Христос Бог, Ты принял хвалу от Ангелов и песнь от детей, взывающих к Тебе: благословен грядущий спасти Адама.

В то же время через все богослужебные тексты праздника проходит тема страданий. Авторы литургических текстов напоминают о том, что Христос входил в Иерусалим не для того, чтобы Его прославили, но чтобы пострадать и умереть на кресте для спасения «младенцев и старцев»:

Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Икос.

 Понеже ада связал еси Безсмертне, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, я ко победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. Не ктому бо, рече, заклан и будут младенцы, за Младенца Мари и на: но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися... Темже радующеся глаголем: благословен грядый Адама воззвати. Поскольку Ты, Бессмертный, связал ад, умертвил смерть и воскресил мир, дети с пальмовыми ветвями восхваляли Тебя, Христос, как победителя, взывая к Тебе сегодня: «Осанна Сыну Давидову!» Ибо, говорит, младенцы более уже не будут убиваемы ради Младенца Марии, но один Ты распинаем за всех младенцев и старцев... Поэтому мы с радостью говорим: «Благословен Грядуший воззвать Адама!»

Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Седален.

 Восхвалите согласно людие и язьшы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй на Кресте поразити враги, я ко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе пришедшему Победителю; слава Тебе Спасу Христу; слава Тебе благословенному, Единому Богу нашему.  Воссылайте вместе хвалу, люди и народы, ибо Царь Ангелов воссел ныне на осленка и идет с намерением на кресте поразить врагов, ибо Он силен. Поэтому и дети с пальмовыми ветвями воссылают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю; слава Тебе, Спасителю Христу; слава Тебе, Благословенному, Единому Богу нашему.

Лейтмотивом богослужебных текстов Входа Господня в Иерусалим является тема Царства: Христос прославляется как кроткий Царь, пришедший спасти новый Израиль — Церковь Божию. Тема Царства сближает этот праздник с Благовещением Пресвятой Богородицы. В Назарете Ангел говорил Деве об Иисусе: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца (Лк 1, 32-33). А в Иерусалиме народ приветствовал Иисуса словами: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин 12, 13). В обоих случаях речь идет о Царе и о Царстве. Но Ангел возвещал о вечном Царстве Бога над человечеством, иудеи же тосковали о земном царстве Давида над Израилем. Они видели в Иисусе пророка, который исцеляет людей и совершает чудеса: только что Он воскресил из мертвых Лазаря четверодневного. И они надеялись, что такой Человек сможет стать достойным царем, а потому и вышли навстречу Ему с пальмовыми ветвями.

В течение всей Своей жизни Иисус был нищим странствующим проповедником, не имевшим, где приклонить голову (Мф 8,20). В то же время Он всегда сознавал Себя Царем. Даже на суде у Пилата, оболганный и поруганный, преданный Своим народом, на вопрос прокуратора: Ты Царь Иудейский? — Он отвечал утвердительно (Мф 27, и). В то же время Он говорил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18, 36). В Царстве Христа нет служителей, которые могли бы помочь Ему, применив, например, военную силу; там есть только друзья Его, такие же кроткие и смиренные, как Он Сам, готовые следовать за ним на Голгофу.

Трагизм события, которому посвящен праздник Входа Господня в Иерусалим, в том, что Христа встречали как царя, который воссядет на престоле Давидовом, как политического вождя, пришедшего освободить Иудею от ненавистных оккупантов-римлян; надеялись, что Он восстановит утраченную государственность, державность — идеалы, столь дорогие многим из тех, для кого земное превыше небесного. Но Он не оправдал эти надежды. И потому уже через несколько дней та же толпа, которая сегодня восторженно приветствует Христа, закричит: Распни, распни Его! И те, кто ныне провозглашает «Благословен Царь Израилев», будут восклицать со злой иронией: Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф 27, 42). Со словами «Радуйся, Царь Иудейский!» Иисуса будут бить по голове тростью и плевать на Него. Разочарование иудеев будет так велико, что, когда Пилат напишет на Кресте Христовом: Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский, они скажут ему: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я, Царь Иудейский (Ин 19,19; 21).

В богослужебных текстах говорится о том, как быстро меняется настроение толпы, которая сегодня прославляет Христа как чудотворца, а завтра будет требовать Его распятия:

Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Ипакои.

С ветвьми воспевше прежде, с древесы последи яша Христа Бога, неблагодарнии иудее...
Неблагодарные иудеи сначала восхваляли Тебя, Христа Бога, с ветвями в руках, а потом с оружием в руках схватили...

Иудеи ждали мессию, могущественного монарха, самодержца, перед которым они могли бы рабски склониться. Ему — Создателю вселенной — ничего не стоило, если бы Он захотел, не только стать властителем Иудеи, но и подчинить Себе всю Римскую империю. Но то, что велико в глазах людей, ничтожно перед Богом. Иисус отверг искушение земного владычества в самом начале Своего пути, когда диавол искушал Его в пустыне, предлагая Ему все царства мира (см.: Мф 4, 8-ю). Вместо земных царств Иисус взыскал одного — сердца человеческого, которое Он покорил не силой и могуществом, но кротостью и смирением. Иисусу нужны не рабы, но свободные сыны, которые избрали Его своим Царем потому, что полюбили Его, а не потому, что Он сумел подчинить их Своей власти. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими — свободными и богоподобными. И в этом усыновлении людей Богу, в этом призвании к богоуподоблению и обожению — величайшая тайна Боговоплощения.

Иудеи не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном Престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно десь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17,20-21). Царство Божие приходит не «приметным образом», но таинственно и тихо и наполняет собою сердце человека. Христос приходит к каждому христианину с той же кротостью и смирением, с какими Он вошел в Иерусалим. Он покоряет людей не силой и могуществом, но смирением и любовью, и люди выходят навстречу Ему с зажженными свечами и ветвями вербы, символизирующими пальмовые ветви. И в этой встрече людей с Господом — величайшая победа, которая когда-либо была одержана.

 

 

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет