Пособие по подготовке лагерей (Синдесмос).: Летние поселения в “Стране Детства”

Синдесмос 4 января 2014
1908

Православной детский лагерь в Волгограде

Немало родителей и педагогов серьезно озабочены организацией летних школьных каникул для детей. К сожалению, многие родители не могут самостоятельно организовать для ребенка летнее время так, чтобы он получил пользу для души. У души нет каникул, она растет и изменяется ежедневно. Бывает, отправить ребенка в деревню не к кому, а дома весь день все на работе, и ребенок вынужден расти сам по себе, как полынь в степи. Сегодня жизнь такого ребенка протекает между телевизором, компьютером, магнитофоном и дворовыми интересами. Кто из нас не наблюдал такую картину: дети бродят по двору в поисках, как убить время. Не знают, куда себя деть дети и из неверующих, и из верующих семей. Если педагоги, воспитатели не придут им на помощь, то многие из ребят окажутся во власти наркотиков, спиртного, курения, преступного мира.

В чем может заключаться эта помощь? В устроении летних православных лагерей-поселений для детей. Мысль не новая, но, к сожалению, мало исполняемая на деле. Одна из причин видится в том, что дело это непростое. Прежние пионерские лагеря были направлены на организацию деятельного отдыха детей. Цели преследовались вполне земные. В современных оздоровительных лагерях цель и того проще, как в пословице: “Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало”, – и живут дети в беспечности, праздности, увеселительных мероприятиях, танцах.

В православном детском лагере цель задается жизнью Церкви, где личная цель христианина – жить для Царства Небесного и его правды. В лагере так жить дети учатся и самостоятельно, с помощью духовника, и с помощью воспитателя, и с помощью друг друга. При этом задача для воспитателя состоит в оказании конкретной помощи каждому ребенку в исправлении своего нрава. Именно помогать исправиться, а не пытаться исправить его самому.

Для нас, епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики Преподобного Сергия Радонежского, – устроителей детских поселений – стояла еще сверхзадача. Она исходила из целей самого училища – подготовить за 4 года обучения будущих воспитателей и пастырей. Поэтому требовалось не только создать летнее детское поселение, но кроме того устроить обучение студентов воспитательному делу и организации такого лагеря.

По благословению архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа с 1993 года на Волгоградской земле появились летние поселения. Вначале они были семейными и собирали человек по 60–80: студентов, родителей и 15–20 детей. Затем выделилось чисто детское поселение с простой программой на 30–50 детей и наконец детское поселение с развернутой программой на 100 человек в смену. Смен – три.

Об опыте проведения детского летнего православного поселения с развернутой программой, где духовником был священник Анатолий Гармаев, и пойдет речь.

Устраивая детский православный лагерь, мы ставили перед собой три задачи: 1. Чтобы лагерь был доступен всем желающим независимо от финансового состояния семьи. Поэтому стоимость путевки должна была стать самой доступной. 2. Чтобы жизнь в нашем лагере была по плечу новоначальным в вере детям. Одно требовалось от ребенка – его согласие жить именно в православном лагере. 3. Чтобы лагерь послужил и духовно-нравственному, и физическому развитию детей.

Лагерь носил название “Страны Детства”. Представив себе образ этой страны, мы и устраивали детскую жизнь. Страну Детства населяли коренные жители-граждане, но встречались и “иностранцы” (жители страны жадин, страны задир, страны ленивцев, страны неслухов и так далее). С 1993 года Страна Детства каждое лето возобновляла свое существование: в ней и сейчас действуют уделы, живущие ремеслом или особым занятием; есть законы страны; есть общие сборы, события, праздники; есть и флаг и своя песня.

Распорядок дня в поселении таков: 7.00 – 7.20 Подъем. Бег на речку. Физическая разминка 7.20 – 8.00 Утренний туалет. Уборка комнат. Наведение чистоты, порядка и уюта 8.00 – 8.30 Молитва по горницам. Благословение на день 8.30 – 9.10 Завтрак 9.10 – 9.30 Линейка. Подъем флага 9.30 – 10.00 Общая беседа (если есть) 10.00 – 12.00 Время удельное 12.00 – 13.00 Купание в речке 13.00 – 14.00 Обед 14.00 – 16.00 Время тишины 16.00 – 16.20 Полдник 16.20 – 19.00 Время удельное 19.00 – 19.30 Ужин 19.30 – 20.00 Общелагерные игры 20.00 – 20.15 Вечерняя линейка 20.15 – 20.45 Совет семейки 20.45 – 21.00 Вечерний туалет 21.00 – 22.00 Молитва. Благословение на сон 22.00 Отбой

Но распорядок лишь задает внешнюю сторону жизни. Центральный же вопрос в том, как создать условия для православного наполнения жизни в современной детской среде. Среда эта, надо сказать, хоть и детская, но уже не беспорочная. В первый родительский день после заезда смены, одна мама мне выговаривала: “Как же так, Сергей Павлович, ведь у вас лагерь православный, а дети дерутся, обзываются? Вот и моего сына побили. Мы его сюда направили, чтобы он чему-то доброму научился, а тут такое!” Конечно, трагично. Но ведь всех детей с такой целью направили, чему-нибудь доброму научиться. А у кого? Ты приехал, чтобы к тебе проявляли любовь, добро? А сам-то думаешь его проявлять к живущим с тобой? Чаще всего об этом даже мысли не возникает. После выяснения ситуации оказалось, что ее сын насколько милый – настолько и задиристый, да еще и за словом в карман не лезет. Вот один из ребят ему самосуд и учинил, по законам мира сего. А других законов они и не знают или, многому словесному наученные в воскресной школе, еще не научились исполнять их в личной жизни.

Мы ориентировались на детей, в большинстве своем, ищущих Православия, но пока не церковных, которым еще предстоит: первое – переболеть сменой мировоззрения, второе – встретиться с самими собой. Дети уже прожили хотя и небольшую, но полную впечатлений и самохотений жизнь. Они возрастали в среде неверующей и, в лучшем случае, околоцерковной, и потому души их уже больны многими пороками. Это и цинизм, и высокомерие, и самооправдание (обвинение кого угодно кроме себя), в общем все, с чем приходится встречаться каждому в себе самом на пути спасения. Причем многие заболевания души свойственны только нашему времени, их причиною явились: телевизор; компьютерные, электронные, виртуальные игры; распад семей, когда воспитывает сына только мать, или только отец, или детский дом. Все это создает необходимость особенного подхода к делу организации летнего отдыха детей в православном лагере.

Приехали в лагерь дети в возрасте от 7 до 12 лет из воскресных школ приходов Волгограда и области, а также из общеобразовательных школ, где наши студенты проходили практику. Были дети из Москвы, Астрахани, Екатеринбурга, Калмыкии. Почти все ученики общеобразовательных школ – из неверующих семей, каждую смену были в лагере и некрещеные дети.

За первую неделю смены отсеивалось примерно 20 % приехавших ребят (потом численность поселения восстанавливалась вновь прибывшими детьми). Причины отсева: 1. “Скучно, нет телевизора”; 2. “Очень хочу домой, у меня там компьютер остался” (не папа, не мама, не братик, а компьютер!); 3. “Здесь нет дискотек”.

Но были в лагере и насельники, ни в какую не желавшие расставаться с поселением: двадцать детей провели в лагере две смены подряд, четыре ребенка – все три смены.

Жизнь по семейкам

Жили дети не по привычным для лагеря отрядам, а по небольшим группам-семейкам. Семейка – это разновозрастная группа из десяти мальчиков или девочек, живущих в одной комнате со своим воспитателем. В семейках дети проводили утро и вечер до и после линейки, а также воскресные дни и дни церковных праздников.

Формировались семейки по жеребьевке в день открытия лагерной смены. Для нас было важно, чтобы дети собирались, а не расходились по семейкам (расходиться – значит терять цельность, собираться – значит, цельность обретать). Мы пришли к выводу, что первый день лагерной жизни не нужно начинать со сбора ребят в комнатах, распределяя их по койкам. Пусть дети пообщаются какое-то время с воспитателем на воздухе. Вроде мелочь, но в первом случае воспитатель – становится для детей посторонним человеком, извне пришедшим в их комнату. А во втором – воспитатель – это тот, кто с каждым ребенком познакомился и принял на себя заботу о нем; это уже старший друг в незнакомом пока лагере, с ним вместе можно и в комнату войти, и посоветоваться о чем-то важном.

Как в хорошей многодетной семье, взаимоотношения в семейках строились на попечении друг о друге. При нынешних малодетных семьях такое устроение семейки позволяет компенсировать недостатки домашнего воспитания. В семейке всегда есть старшие и младшие. Задача старших – заботиться о младших, а задача младших – слушаться старших и служить им. Например, в семейке из семи девочек шесть человек – старшие, кроме седьмой, самой маленькой, потому что ей некого опекать. А младшими в ней являются все семеро, потому что над каждым есть старший по возрасту, а для самого взрослого старшим является воспитатель. В каждой семейке был свой ответственный “старший” или “старшая”. Не всегда это старшинство определялось по возрасту: многие двенадцатилетние подростки оказались не в состоянии даже себя управить, куда уж там заботиться о других! Над формированием же качеств старшего и младшего в семейке трудились воспитатели.

Основная задача, которая ставилась перед воспитателем семейки, состояла в том, чтобы научить детей хранить свою совесть по отношению к Богу, ближним, к вещам и к себе.

Приведу один из примеров духовного попечения друг о друге в семейке. Две девочки поссорились между собой перед сном. Воспитатель попросила их не входить в комнату с обидой и враждой: “Вначале примиритесь, а потом пойдете спать”. Остальным девочкам, собравшимся в комнате, воспитательница сказала: “Помолитесь, чтобы Господь дал им силы простить друг друга”, и, затихнув, сама встала перед иконами. По очереди, одна за другой подошли и встали рядом все девочки семейки. Все положили земные поклоны, прося Господа о примирении враждующих. Кто-то из девочек вызвался пойти и помочь подругам примириться... Вскоре все трое с миром вернулись в комнату.

Уделы страны детства

Нужно сказать о том, что дети проводили время не только внутри своих групп-семеек. Распорядок жизни строился так, что в определенное время ребята могли объединяться по способностям и пожеланиям. Так каждый определял (обсудив свое решение с духовником), в какой из молитвенных горниц он будет молиться: в горнице с малым, средним или большим молитвенным правилом.

Кроме этого ребенок выбирал для себя удел, куда приходил в течении недели, имея возможность заниматься интересным ему делом, чему-то научиться, чем-то послужить другим. Что такое удел надо пояснить. Удел – это не кружок, где занятия ограничиваются упражнением в том или ином мастерстве. В уделе жизнь идет шире – здесь и походы, и купание, и беседы, и чаепития.

В семейке жизнь детей по содержанию своему больше бытовая, а в уделе – мастеровая. Но это – по внешнему, а по внутреннему – и в семейке, и в уделе душа ребенка развивается и закрепляется в конкретных нравственных качествах независимо от способностей. Занятия, увлечения, дела с возрастом меняются, а вот навыки души, которые обретет ребенок, будут служить ему не только в этой, но и будущей жизни. Поэтому не суть важно, какому мастерству ребенок обучается или какую способность развивает; важно, что при этом он обретает нравственные свойства души. Развитие же способностей важно только для того, чтобы качеством работы угодить Богу и послужить людям. Не в гордость и тщеславие чтобы развивались дети, но для всякой пользы душе своей.

Количество уделов в каждой смене зависело от студентов, желающих повести знакомое и любимое дело с детьми. Каждый студент мог заявить свой удел. Так появились уделы: дружинный, морской, ремесленный, рукодельный, художественный, духовный, хозяюшек, “Скорой помощи”, “Свеча”.

Наряду с общей программой для всех уделов, куда входили игры, хороводы, пение, походы однодневные и с ночевкой, у каждого удела была своя, сугубо развивающая программа, в которую входили занятия, беседы, дела, испытания, тренировки, свои ступени вхождения в дело. К примеру, ремесленный удел имел свое направление – вырезание из коры деревьев. Для этого всем уделом ребята сначала отправлялись в поход на поиск материала. Затем выбирали, что вырезать. И останавливались перед вопросом: для кого вырезать? В большинстве дети отвечали: для себя. Немногие могли сказать: потому что ближний попросил. И только отдельные ребята могли выполнять работу, потому что сами видели нужду ближнего. Не так-то просто было научиться с усердием трудиться для ближних безо всякой их просьбы. В итоге к концу смены на обеденных столах стояли солонки, вырезанные из коры. В ремесленном уделе занимались также плетением из камыша и лепкой из глины.

Дружинный удел состоял только из мальчиков. Его задачей было научить ребят элементам военного дела, дисциплине, обычаям дружины. Для этого ходили на конюшню, ухаживали за лошадями и упражнялись в верховой езде; изготовляли луки и испытывали свою меткость. У детей развивались качества физические (сила, ловкость, выносливость) и нравственные (способность дружить, храбрость и справедливость).

В морском уделе изучали морское дело, учились завязывать морские узлы, делать яхты из бумаги. В детях воспитывалась любовь к Отчизне и русскому флоту, надежность и взаимовыручка.

В уделе хозяюшек занимались ведением домашнего хозяйства, осваивали правила сервировки столов, учились печь пироги, чтобы затем угостить, порадовать весь лагерь, чутко послужить всем.

В духовном уделе поддерживалась и развивалась ревность молитвы, служения Богу. Однажды ребята позвали все поселение на Полунощницу. При этом заранее не знали, сколько детей пробудится ото сна и придет в храм. К общему утешению и удивлению пришло все поселение... Мальчики духовного удела служили алтарниками. Девочки стояли за свечным ящиком.

В уделе “Свеча” главным было научиться жить для других, жить, как свеча, которая, сгорая, светит для всех. И если в начале смены в удел пришло всего лишь два ребенка, то через две недели в нем было уже пятнадцать человек.

Удел “Скорая помощь” пребывал в заботе обо всех нуждающихся. Шли туда, где особенно требовалась помощь. В начале смены в “Скорую помощь” пожелал войти всего один ребенок, но он оказался верным своему выбору до конца смены. На второй неделе к нему присоединились еще двое мальчиков.

Художественный удел ставил задачу развивать художественный вкус детей, учить детей рисовать, но, к сожалению, во второй смене жизнь в этом уделе не удалась, и дети после первой седмицы его покинули. Он перестал жить. В третью смену дело выправилось, дети в уделе оставались постоянно. Переходить им никуда не хотелось. Ребят учили хохломской росписи по дереву, развивали чувство цвета, композиции.

Рукодельный удел обучал детей шитью, работе с иглой и вязальным крючком, содействуя воспитанию терпения, усидчивости, аккуратности. На празднике уделов ребята показывали кукольные спектакли, игрушки для которых были сшиты самими детьми...

В воспитании не бывает мелочей

Как большой помидорный куст, увешанный множеством крупных, мясистых помидоров, еще зимой был простым маленьким сереньким семечком, и лишь опытный огородник мог различить это семечко среди семян сорных трав, а различив, зная его цену, посеял в почву и уверенно ухаживает теперь за ним; так добрые качества, которым предстоит развиться в детских душах, – пока еще семена, которые должны узнавать и сеять педагоги. Волчцы и тернии и без нашего участия произрастают в современных детях – гордость, кичливость, неприветливость, невоздержанность, пренебрежение и тому подобное. Если же воспитатель сознательно сеет добрые семена, печется о среде, благоприятной к посеву, да еще и грамотно ухаживает, то плоды этой разумной деятельности с помощью Божией будут благими и спасительными.

За время существования Страны Детства мы поняли, что воспитывают не только специально спланированные и подготовленные дела, но и то, что совершается буднично, при выполнении простых, жизненных мелочей. Наводить порядок; быть аккуратными во время еды; опрятными в одежде; не нежась в постели, сразу вставать; соблюдать распорядок дня; терпеть боль, если ушибся или порезался; когда нужно уметь пройти по бревну, залезть на дерево и прыгнуть с высоты в воду – в таких, казалось бы, мелочах возрастает в детях мужество, терпение, благоразумие и предприимчивость. В будничных делах зреют семена этих добродетелей, и поэтому в Спарте, например, воспитывая в воинах мужество, особенно следили за повседневными навыками.

Не обращая внимания на бытовую сторону жизни, достигнуть добрых результатов в деле воспитания невозможно. Научить терпению нельзя, если будешь позволять ребенку оставлять недоделанным начатое дело, откликаясь на его “надоело”, или попуская его “не хочу”. Ребенок, не приученный к порядку, чистоте и опрятности, в ситуациях, где потребуется мужество, вместо него проявит наглость или дерзость, начнет злиться, восстанет против послушания и удалит себя от Бога.

Вот здесь-то и начинается настоящая работа души, и требуется поддержка со стороны взрослого: и словом Евангелия, и поговоркой, и тоном, и поступком. Во все время пребывания воспитателя с детьми испытывается мастерство педагога, его находчивость, чуткость, мужество... Но ведь такая настоящая, без притворства и формализма совместная жизнь с ребенком в течении продолжительного времени – это и есть то главное, что нужно растущим детям. И в общем-то не менее нужно и нам самим.

С.П. ПОПОВ, начальник летнего детского поселения “Страна Детства”, заведующий педагогической практикой епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики Преподобного Сергия Радонежского, г. Волгоград


Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет