Православие. Том 1: Новый Завет — новое откровение о Боге.

Митрополит Илларион (Алфеев) 31 октября 2011
4861

Не отвергая ветхозаветное откровение о Боге, Новый Завет рас­крывает Бога по-иному, с новой полнотой. Если Ветхий Завет был откровением Бога невидимого, Бога, чье лицо человек не мог уви­деть и остаться в живых, то в Новом Завете Бесплотный вопло­тился, Невидимый стал видимым. В Ветхом Завете Бог являлся в громах и молниях, и только особые избранники удостаивались ви­деть Его «сзади», тогда как в Новом Завете все человечество узрело лик Бога воплотившегося. В Ветхом Завете Бог нередко предстает как антропоморфное существо, а Его присутствие бывает связано с конкретным местом или предметом — горой Синай, Иерусали­мом, ковчегом завета, Иерусалимским храмом. В Новом Завете подчеркивается духовная природа Бога и духовный характер взаи­моотношений между Богом и человеком: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и ис­тине (Ин 4,21,24). В Ветхом Завете доминировал образ Бога Судии, наказывающего детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, а в Новом Завете превалирует образ Бога Спасителя, желаю­щего не судить людей, но помиловать и спасти их. Отец и не су­дит никого, но весь суд отдал Сыну, — свидетельствует Христос об Отце (Ин 5, 22). О Себе же Он говорит: Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин 12,47).

Один из лейтмотивов Ветхого Завета — тема справедливости Бога, поощряющего добродетель и наказывающего за грехи. Лейт­мотив Нового Завета — тема прощения грехов милосердным Бо­гом. Бог благ и к неблагодарным и злым (Лк 6,35), Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5,45). В притчах Иисуса Бог пред­стает не как наказывающий за грехи, а как прощающий их: в этом, в частности, основной смысл притч о погибшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне (см.: Лк 15,1-32). Бог Нового Завета — это Тот, Кто выходит на поиск заблудившейся овцы и, найдя, берет ее на плечи; Тот, Кто радуется об обретении одной потерянной драх­мы; Тот, Кто терпеливо ждет возвращения блудного сына и, когда тот возвращается, не наказывает его, но возвращает в сыновнее до­стоинство. Будучи Богом воплотившимся, Иисус Своим собствен­ным примером свидетельствует о Божественном всепрощении. Он не осуждает женщину, взятую в прелюбодеянии, но отвечает ее об­винителям: Кто из вас без греха, первый брось в нее камень (Ин 8,7). Будучи распинаем на кресте, Он обращается к Отцу с молитвой о прощении Своих распинателей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23,34).

 

Ветхий Завет лишь изредка упоминал о Боге как об Отце (см.: Втор 32, 6; Ис 63,16; 64, 8; Мал 1, 6; 2, ю), И чувство нежной сыновней любви по отношению к Богу не было характерно для древних евреев: более характерным было чувство рабского страха и трепета перед Богом. В Новом Завете тема отцовства Бога является центральной. Обра­щаясь к Богу в молитве, Иисус называет Его Отцом: таких обраще­ний в Евангелиях насчитывается 51. Иногда евангелисты передают это обращение как Авва Отче (αββα ο πατηρ) — (Мк 14,36), используя ласкательную форму еврейского слова «отец», указывающую на осо­бую близость Сына к Отцу. Эту близость Иисус хочет разделить со всеми верующими, научая их начинать молитву Богу словами: Отче наш (Мф 6, 9; Лк 11, 2). По мысли апостола Павла, право обращаться к Богу Авва, Отче является свидетельством усыновления христиан Богу: А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Сво­его, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал 4,6-7).

 

В Ветхом Завете иногда говорилось о любви Божией к народу израильскому (напр., Иер 31, 3), однако эта любовь проявляется пре­жде всего как ревность по отношению к другим богам: Яхве не до­пускает поклонения им, потому что Он — Бог ревнитель. В Новом Завете любовь Божия к человеку открывается как любовь жерт­венная, не обязывающая к взаимности. Бог возлюбил человека прежде, чем человек возлюбил Бога, и вне зависимости от любви человека к Богу. Любовь Бога к роду человеческому проявилась в наивысшей степени в ниспослании в мир Сына Божия, Который воплотился, пострадал и умер за людей:

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (1 Ин 4, 9-10, 16, 19).

В Новом Завете Бог раскрывается не только как милосердный и сострадательный, но и как страждущий ради спасения рода чело­веческого. Будучи равен Богу, Сын Божий сделался подобным че­ловекам (см.: Флп 2,6-7). Он должен был во всем уподобиться брати- ям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа (Евр 2,17). Смерть Бога на кресте стала наивысшим проявлением солидарности Бога с че­ловечеством, желания Бога разделить с человеком его страдания, вплоть до богооставленности. На кресте Иисус возопил к Своему Отцу словами 21-го псалма, приведенными евангелистами на ев­рейском языке: Или, Или! лама савахфани? — что значит: Боже Мой!Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф 27,46; Мк 15,34). Этот вопль Христа означает не то, что Бог отошел от Него в момент Его страданий на кресте, но то, что Он как человек испытывал муки богооставленности, свойственные человеку. При этом, по учению Церкви, даже в момент богооставленности Он был Богом, и Его Божество ни на миг не разлучалось с человечеством.

 

Ветхий Завет был откровением о едином Боге, Новый Завет стал откровением о Боге Едином в трех Лицах. Согласно синоптическим Евангелиям, когда Иисус Христос, крестившись от Иоанна, выхо­дил из воды, се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Бо­жия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф з. 16-17). У евангелистов Марка и Луки Отец обращается непосредственно к Сыну: Ты Сын Мой возлюбленный (Мк 1, 11; Лк 3, 22).

 

Голос Отца звучит и в двух других евангельских повествова­ниях — о преображении Господнем и о беседе Христа с народом. В первом случае евангелисты говорят о том, что, когда Христос преобразился, облако светлое осенило учеников и голос из облака произнес: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк 9, 7, Лк 9,35; Мф 17,5). Во втором случае рассказывается о том, как во вре­мя беседы с народом Иисус обратился к Отцу: Отче! прославь имя Твое. И тотчас пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. Народ... слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ан­гел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа (Ин 12,28-30).

 

Из трех повествований, в которых звучит голос Бога Отца, наибольшую важность для развития христианского учения о Боге Едином в трех Лицах, получило повествование о Крещении Го­споднем. В христианской традиции описанное в нем событие воспринимается как одновременное явление трех Лиц Святой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа: Сын явлен народу в Своем человеческом облике, голос Отца свидетельствует о Сыне, а Дух в виде голубя сходит на Сына. В Православной Церкви праздно­вание Крещения Господня называется Богоявлением. В тропа­ре этого праздника говорится: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение. Родителев бо глас сви- детельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение» («Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, было явлено поклонение Троице, ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя воз­любленным Сыном, а Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова»).

Помимо рассказа о Крещении Господнем, другим важнейшим текстом, оказавшим влияние на христианское учение о триедином Боге, были слова Христа, обращенные к ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28, 19). Именно эти слова стали крещальной формулой древней Церкви. На этой формуле основывалась тринитарная вера Церкви еще до того, как учение о Троице получило окончательное терминологическое оформление.

 

Тринитарные формулы с упоминанием Бога Отца, Господа Иисуса Христа и Святого Духа встречаются в Посланиях апостолов Петра и Павла: .. .По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1 Пет 1, 2); Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор 13,13). Впрочем, гораздо чаще апостол Павел приветству­ет адресатов своих Посланий именем Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Это объясняется не столько недостаточной разработанно­стью тринитарной терминологии в его времена (учение о равенстве трех Лиц Святой Троицы и о единосущии Отца, Сына и Святого Духа было окончательно сформулировано лишь в IV веке), сколько христологической направленностью его Посланий. Именно благо­вестив об Иисусе Христе, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, че­рез воскресение из мертвых (Рим 1,3-4), было главным содержанием всех Посланий апостола Павла.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет