Таинство детства.: О добрачных отношениях среди молодых людей

Архимандрит Виктор (Мамонтов) 3 января 2014
1896

М.Г. Реакция самих молодых людей и их родителей на добрачные отношения нередко бывает такой:

- «А зачем жениться? Надо пожить в гражданском браке. Когда станет ясно, что «супруги» нужны друг другу — вот тогда надо идти в ЗАГС, в церковь. Что печать в паспорте изменит?»

Но бывают и другие мнения по этому вопросу. Например, такие:

— «Обязательно надо сразу жениться, чтобы не согрешить. А дальше: «стерпится — слюбится». Главное — не согрешили».

— «Ни в коем случае не жениться! У вас еще нет образования, вы не способны прокормить семью. Надо подождать».

Любой такой подход не представляется церковным. Но как поступать в этом случае по Духу?

О.В. Любовь начинается со встречи. Незнакомые люди вдруг видят друг друга. Это не просто физическое зрение. Мы встречаем многих людей, но они — как прохожие на улице: прошел — и все, ты уже с ним никогда не встретишься.

Но если это настоящая встреча, то она как бы остановка в толпе проходящих. Они уже не проходят мимо, а смотрят друг на друга, оглядываются. Значит, что–то произошло в их сердцах. Начинается знакомство друг с другом, дружба. Открываясь друг другу, они радуются, что могут поделиться сокровенным, о чем иногда не могут сказать в семье родителям. Нашелся вдруг такой человек, которому можно все сказать. Это общение их одухотворяет, преображает.

Все доходит до такой высшей точки, когда им трудно жить друг без друга так, как и Бог не может жить без человека. Господь говорит: «Дай мне свое сердце!» Так и они просят сердца друг у друга, уже думая о совместной жизни.

Решаясь на такой шаг, они должны сообщить об этом своим родителям, давшим им жизнь, благословение которых очень важно. Такова традиция жизни: родители должны одобрить и благословить их отношения.

Потом нужно пойти к священнику, чтобы и ему поведать о своем решении и получить уже Божие благословение. Если будет очевидно, что это любовь, и нет никаких препятствий к совместной жизни со стороны жениха и невесты, то брак благословляется.

Раньше перед венчанием был период, в который, ради сохранения брака, ради благополучного будущего могли поступать сведения о женихе и невесте. Если получали отрицательные сведения, у священника была бережная беседа с женихом и невестой. Он выяснял, как человек относится к совершенному проступку и возможно ли повторение подобного в к будущем. Если следовало твердое обещание не повторить больше никогда того, что было, после такого испытания, то только тогда приступали совершению таинства. Таким образом, брак не начинался с греха — физического соединения без благословения Божьего, без благословения родительского.

Соединение — это таинство, и смысл его не в том, чтобы получить наслаждения. Молодые сейчас гораздо больше думают об этом, а не о Таинстве Жизни, не трепещут перед ним. Непонимающие, необученные, неподготовленные они идут туда, куда войти им еще рано. Это все равно, что без соответствующей подготовки сесть и управлять самолетом. Может быть катастрофа.

Такие катастрофы бывают в браке, когда супруги начинают свою совместную жизнь с греха — добрачной связи. Все кажется, так легко и просто! А потом — трагедия, разрыв отношений, и дети остаются без отца или матери; создаются новые семьи. Возможно, они будут такие же несчастливые, как и первые семьи, потому что повторяется прежняя ошибка: все начинается с греха.

На Западе практикуется пробный брак. Мне однажды попалась в руки немецкая книга о супружестве. Там очень поощрительно написано о пробном браке, что так и должно быть.

Для христианина это недопустимо.

М.Г. Но как же сложно сделать это сейчас, живя в таком мире!

О.В. Что же из того? Мы знаем, что мир навязывает другое, но христианская жизнь — это плыть не по течению, а против течения! Мир говорит свое, а Церковь — другое.

Если супруги не будут развиваться духовно, то их брак обречен. Постарев, они начнут искать утешений на стороне. Если человек живет по плоти, а не по духу, он и потянется к плотскому. А если их связывает не только плоть, а что–то высшее, то семья не разрушится, даже если супруг или супруга заболеют, потеряют внешнюю привлекательность. Старение — не повод к расстройству брака.

Я приведу пример одной семьи из Резекне. Виктор пятнадцать лет ухаживает за своей женой, которая из–за болезни временами теряет человеческий облик. Он забыл себя полностью и самоотверженно заботится о ней. И поскольку их связывает между собой нечто большее, чем плотское чувство, они продолжают жить вместе и любить друг друга. А если бы их связывала только плоть, то он мог бы однажды встать пред ней на колени и сказать: «Ольга, прости, я слабый человек, я устал, не могу и не хочу тебе лгать, прости, я тебя оставляю». Он не идеализирует себя и говорит, что бывают минуты слабости. Иногда ситуация становится такой тяжелой, что, по его словам, «хочется бросить и разбить об пол стакан с водой, которую она пьет сорок минут». Терпение кончается. Но надо стоять перед ней и держать этот стакан, потому что сама она уже ничего не может. От того, что он любит и терпит, Господь дает ему силы. Он — верующий человек и забыл себя, служа другому. Это очень трудно. Но то, что он не оставил ее, показывает, что в их отношениях побеждает Дух Святой[44].

М.Г. А как распознать в молодом возрасте, что тебя связывает с человеком: Дух или плоть?

О.В. Это надо испытывать. Вначале может показаться, что ликует Дух, а это только эмоции. Нужно время, чтобы не ошибиться.

Я видел такие браки, где люди не просто любили друг друга всю жизнь, но к тому же пребывали как бы в состоянии первой влюбленности, были похожи на молодых супругов. Украшенные сединами, они очень бережно относились друг к другу.

Любовь проявится в том, если человек забудет о себе. Как в той восточной легенде, что это — не я, а ты.

И.Г. Что это за легенда? Расскажите, пожалуйста.

О.В. Влюбленный юноша постучал в двери своей возлюбленной:

– Кто там? — спросила девушка.

– Это я, — ответил он.

– Уходи. В этом доме нет места для тебя и меня.

Юноша ушел, и на протяжении нескольких лет обдумывал слова любимой. Затем он вернулся и постучал вновь.

– Кто там? — спросила девушка.

– Это ты.

И дверь немедленно открылась.

44. Во время подготовки книги к печати Ольга мирно отошла к Господу.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет