Искушение клонированием: Об авторе. Вступление. Предисловие.

Силуянова И. В. 4 апреля 2012
1708


  По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
© Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.

 

Об авторе

Ирина Силуянова – кандидат философских наук, доцент, заведует курсом биомедицинской этике Российского Государственного Медицинского Университета. Автор книги "Современная медицина и Православие", широкого ряда статей, посвященных этическим проблемам биомедицинских технологий. Новая ее работа – "Искушение клонированием" – посвящена злободневному вопросу о клонировании: допустимо ли оно с точки зрения этики медицинской, общечеловеческой, а главное – с точки зрения Православия.

Вступление

Идея клонирования представляется мне чрезвычайно опасной. Ведь путь развития человеческой цивилизации может быть двояким. Один путь – это раскрытие в человеке образа и подобия Божия: в самом высшем искусстве – создании личности, в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Другой путь – создание кощунственной пародии на то, чем человек может быть. Враг человеческого рода, как это известно из опыта Церкви, ничего нового придумать не может – он может лишь извращать и искажать ту прекрасную картину мира, которая создана Творцом. И в клонировании путь кощунственного пародирования достигает своего верховного предела. Ведь предпринимается попытка создать как бы человека, как бы образ и подобие Божие. Мы хорошо знаем, какими страшными последствиями оборачивались подобные попытки в истории человечества: от пороха пришли к атомной бомбе, от бытовой химии – к экологическим катастрофам и озоновым дырам.
Никто не знает, к чему приведут нынешние опыты по созданию недочеловеков. Не благоразумней ли, просто из естественного здравого смысла и чувства самосохранения, воздержаться от проникновения в такую сферу?

Священник Максим КОЗЛОВ, выпускник филфака МГУ, настоятель Университетской церкви святой мученицы Татианы.

Предисловие

Мировой культуре хорошо известна судьба двух первых в истории человечества братьев Авеля и Каина. Второй сын Адама и Евы, Авель – "пастырь овец", был убит своим старшим братом Каином. Первое проявление зла – непослушание – следствием своим явило второе обличье зла, братоубийство. В конце XX века трагедия братоубийства приобретает новый смысл в связи с борьбой цивилизации за здоровье человека. Согласно идее технологического клонирования (тиражирования, копирования) человека, "клон" – генетический брат-близнец человека – создается для того, чтобы быть убитым с целью сохранения здоровья "старшего брата". Каин "в законе" – так символически можно определить перспективу нового правопорядка, основанием которого является "непослушание" как "право человека" и нежелание "слышать" Благовестие.
Трудно назвать периодическое издание в России, которое не приняло бы участие в обсуждении перспектив применения технологии клонирования. Каждое уважающее себя средство массовой информации, будь то журнал, газета, радио- или телеканал, уже предоставило возможность специалистам и разного рода любителям вступить в разговор на эту тему. Внимание к тому, как и по каким направлениям разворачивается обсуждение проблемы клонирования человека – далеко не праздно. История религии, культуры и науки свидетельствует, что дискуссии сегодня – это "линии" человеческих судеб завтра.
Для православного человека очевидно, что даже сам факт подобной дискуссии, т.е. раскрытие и обоснование различных антихристианских позиций, говорит о том, что клонирование – это своеобразный вызов христианской морали, повод отступить от убеждений, изменить вековым принципам. Первой формой духовной измены Богу было именно вступление Евы в общение с искусителем. Но может ли христианин промолчать, уйти от дискуссии, принимающей едва ли не вселенский характер? Не означал бы отказ христианина от дискуссии то же, что побег воина с поля сражения, или отказ врача от помощи тяжело больному человеку?
Сам факт, масштаб и характер обсуждения проблемы клонирования свидетельствуют о том, что затронуты действительно "болевые точки" самосознания человека... Весьма примечательно, что эти "точки" не являют собой некие новообразования, но "стары, как мир", мир человеческих страстей и искушений. Главные из них в следующих словах перечислил Апостол Иоанн: "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Ин. 2, 16).
"По учению христианской аскетики искушения попускаются Богом (Быт. 22, 1; Пс. 25, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление искушения и отвержение предметов соблазна" (Иак. 1, 12) [1].
Мы предлагаем читателю порассуждать вместе с нами. Но при этом постараемся не допустить ошибки, аналогичной "второй измене Евы", а именно: не предпочтем стремления к знанию любой ценой – любви Божией как спасению от искушений.


1. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993, т. 1, с. 653. ^

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2020 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет