Православие. Том 2: Обрезание Господне

Митрополит Илларион (Алфеев) 7 июня 2012
2090

На восьмой день после Рождества, 1/14 января, празднуется Обрезание Господне. Обрезание было установлено Богом как знак завета Божия с Авраамом и его потомками (см.: Быт 17, 12; Лев 12, 2-3). Родившийся в Вифлееме Богомладенец был обрезан в восьмой день; Обрезание Господне.  Современная иконатогда же Он был наречен Иисусом (см.: Лк 2, 21; 1, 31). Апостол Павел говорит об обрезании как о прообразе крещения (см.: Кол 2,11-12).

В богослужебных текстах праздника подчеркивается, что воплотившийся Бог принял обрезание из послушания ветхому закону. Принятие обрезания было одним из этапов Божественного истощания, начавшегося в Вифлееме и закончившегося на Голгофе:

На Престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко человек осмодневный.

Иисус, восседающий горе на огневидном Престоле вместе с Твоим безначальным Отцом и Божественным Духом, Ты соблаговолил родиться на земле от непричастной браку Отроковицы, Матери Твоей. Поэтому Ты и обрезан был, как человек, на восьмом дне жизни.

Не устыдеся Всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем.

Всеблагой Бог не устыдился обрезаться плотским обрезанием, но всем дал Самого Себя в образ и пример для спасения, ибо Твореи закона исполняет то, что предписано законом, и то, что предрекли о Нем пророки.

Обрезание было необходимо как знак принадлежности к ветхому Израилю. Но после того как Христос из послушания ветхому закону принял обрезание, оно стало ненужным для спасения, ибо Церковь наполнилась язычниками:

Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию.

Обрезание прекратилось с тех пор, как Христос добровольно принял обрезание, спасая благодатью множество язычников.

Обрезание Господа в восьмой день является образом того «восьмого дня», невечернего Царства Божия, которое ожидает верующих за порогом смерти:

Осмерица дней, носящая образ буду шаго, Твоею, Христе, просвещается и освящается вольною нищетою, в сей бо законно обрезался еси плотию.

Восьмерица дней, носящя образ будущего, просвещается и освящается Твоей добровольной нищетой, Христос, ибо в этот день Ты по закону был обрезан плотью.

Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию.

День, в который Владыка был плотью обрезан, изображает вечную жизнь будущего «восьмого века».

В восьмой день по рождении, когда младенца надлежало обрезывать, происходило также наречение ему имени. Богомладенцу было дано имя Иисус (см.: Лк 2, 21), о котором апостол Петр говорит, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4,12):

Во осмый день обрезуется яко Младенец Владыка, Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь.

В восьмой день Владыка обрезывается, как Младенец, и получает имя Иисус, ибо Он Спаситель мира и Господь.

О значении наречения имени Иисус родившемуся в Вифлееме Спасителю мира говорит святитель Димитрий Ростовский в Слове на Обрезание Христово:

Обоженному Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве... Пресвятейшее имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит «спасение»... Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков в Тройческом Совете было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом... Это имя, как солнце, озарило своим сиянием мир... Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную... Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление Ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов...

Праздник Обрезания Господня совпадает с днем памяти святителя Василия Великого, одного из самых почитаемых отцов Церкви. В богослужебных текстах этого дня Василию уделено даже большее внимание, чем Обрезанию, а в некоторых текстах обе священные памяти соединяются в единое молитвенное прославление:

Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, об резует, дает спасение днесь миру. Радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный, божественный таинник Христов Василий.

Господь всех претерпевает обрезание и, как Благой, обрезывает человеческие прегрешения и дарует сегодня спасение миру. Радуется же на небе иерарх Творца, светоносный и божественный служитель таинств Василий.

Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.

К Рождеству Христову достойно присоединился восьмой день — преславная память святителя, почитая которую с верой, воспеваем Господа и превозносим вовеки.

В качестве катавасии на утрени в день Обрезания Господня поются ирмосы канона Богоявления. Таким образом, рождественские торжества практически без перерыва перетекают в празднование Богоявления.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2017 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет