Педагогическое наследие русской эмиграции: Обзор трудов съезда. А.С. Четверикова

9 января 2014
1621

Религиозно – Педагогическая конференция в Салониках (3-7 ноября 1930 года)

Общеправославная конференция по вопросам религиозной работы с молодежью была созвана по инициативе Педагогической Комиссии при комитете Стокгольмского съезда Практического Христианства. Секретарь этой комиссии г. Виссер Туфт, на которого легла вся предварительная работа по организации обще православной конференции, создать, при участии представителей различных православных стран, организационный комитет, в состав которого вошли: Епископ Ириней Карловацкий (Югославия), Проф. Аливизатос (Греция), Проф. О. Ст. Цанков (Болгария), Проф. Зеньковский (Русская эмиграция), Г-жа Илиеску (Румыния). Секретарь комитета был д-р Виссер Туфт.

В соответствии с любезным предложением митрополита Геннадия комитет избрал местом съезда Салоники, а срок ей определил на 3-8 ноября.

Целью конференции была первая общая встреча православных религиозных педагогов, обмен информацией о ведущейся уже Церковью внешкольной и школьной работе, попытка содействовать большему ею развитию, и создание, если возможно, некоторого объединения всех работников.

От лица Константинопольского Вселенского Патриарха Конференцию приветствовал председатель Салоникский митрополит Геннадий, нарисовавший картину духовного состояния современной Греции и выразивший радость по поводу значительности темы, ради которой собралась конференция. Д-р Виссер Туфт приветствовал конференцию от лица Стокгольмского комитета практического христианства и в своих словах обратил внимание на то, что конференция собралась в том самом месте, откуда почти 1900 лет тому назад впервые началась проповедь Ап. Павлом св. Евангелия. После ряда других приветствий началась деловая часть съезда.

Греция.  Греческий священник Ангелос Ниссиотис сообщает ряд данных о существовавшей к моменту конференции религиознопедагогической работе в Греции. Священник Митилинеос, работающий главным образом в Афинской УМСА с мальчиками, и проф. Мораитис (проф. Семинарии в Салониках), дополняют этот доклад своими сведениями. Резюмируя все эти сообщения, можно сказать о религиозной работе с молодежью в Греции следующее.

В довоенное время о религиозной работе с детьми почти не приходится говорить, после же войны надо отметить как наличие этой работы, так и некоторое ее развитие.

Из существующих форм религиозно – педагогической работы важно указать три большие категории:

1. Работу, ведущуюся группой людей, вдохновленных глубоким церковным и аскетическим идеалом, объединенных в известное и очень уважаемое братство «Зое» («Жизнь»). Члены братства живут вместе , монашескою жизнью, отказываясь от мира, брака и т. д. Братство имеет 35 членов, из которых 8 священников. Свою внешнюю деятельность они сосредоточили главным образом на организации курсов закона Божия для детей и молодежи, которые проводятся как в Афинах, так и в провинции. За один отчетный год ими было устроено 102 курса по Закону Божию, из которых 14 пришлось на Афины с 95 00 слушателями. Они имели свой журнал «Зое», свою типографию и свою библиотеку.

Из других объединений, подобных «Зое», надо отметить объединение во имя Св. Апостола Павла, работающее с идентичными целями.

2. Ко второй большой категории относится та работа с молодежью, которая ведется под прямым руководством греческой церкви, при участии священников, но которая не ограничивается одним преподаванием Закона Божия, а стремится всесторонне охватит жизнь молодежи, объединенной в «Союз православной молодежи» (распределяющийся на 2 отдела – Союз православных молодых людей и Союз православных девушек, имеющих каждый свой отдельный административный центр, но общего председателя, каковым был сперва основатель всего дела свящ. Марк Тцактани, начавший в 1914 году в своем приходе св. Екатерины собирать девушек, чтобы говорить им о Церкви, из чего и развились впоследствии внешкольные уроки Закона Божия). Теперь во главе союза стоит Ангелос Ниссиотис, который сам, со своей стороны, начал свою работу с молодежью: но в 1924 году объединил оба начинания под своим председательством. В программу работы входит одинаково, как просветительная задача, так и благотворительная. Союз имеет до 100 секций в Пирее, Афинах и различных предместьях Афин, имеет свой дом в Афинах с залом для чтений, с религиозной и светской библиотекой, с залом собраний, часовней и т. д. Для просветительных целей им устраиваются вечерние классы Закона Божия, 2 часа каждый день, бесплатно. Преподавателями часто является сама молодежь, члены объединения. Также устраиваются большие публичные лекции на религиозные темы, собирающие от 200 до 700 человек слушателей. Министерство просвещения разрешило союзу пользоваться всеми школьными зданиями для устройства лекций и собраний. Недостаточным учащимся достаются книги, классные принадлежности, одежда, обувь. Свою социально – христианскую и религиозно – педагогическую работу это объединение ведет на 18 афинских фабриках. В течение года устраивается несколько больших публичных праздников, приуроченных, конечно, к церковным праздникам. Детей приготовляют сперва к церковному празднованию, а потом и к какому либо торжеству. Бедных детей стараются принарядить к этим большим праздникам, чем им доставляется, конечно, немалая радость.

К праздничным же дням приурочены и экскурсий молодежи и детей за город. До 1000 чел. молодежи принимают участие в этих, устраиваемых церковью Афинах экскурсиях. Летом было устроено два лагеря. Характерной черной этого религиозного объединения является поддержание большой совместной жизни и взаимопомощи всех членов между собой, особенно же связи со священником, который принимает участие во всей жизни своих руководимых, участвует в семейных торжествах – свадьбах, крестинах, именинах; не говоря уже о поддержании в дни горя – болезни, смерти близких и т. д. Девушки, записанные в девичий отдел, по выходе замуж переходят в объединение замужних женщин, сохраняя связь с организацией, которая помогает им в осуществлении идеала христианской семьи и часто можно видеть целые семьи, записанные в объединение. Архиепископ Афинский раз в неделю предоставляет зал своего дворца под публичное собрание этой молодежи и часто сам им проповедует.

Во многих других местах Греции стали организовываться подобные центры работы, а также в некоторых монастырях. Общество издает свой журнал «Новое творчество».

Третья группа религиозной работы с молодежью – работа от лица греческой ИМКИ, которая находится в дружеских отношениях с греческой Церковью и носит название «ХАН» (христианское братство молодежи). ИМКА ведет работу с молодежью, которая не имеет совсем церковного сознания, которая приходит часто в контакт с религиозными педагогами по совершенно внешней причине, напримаер, для изучения какого нибудь иностранного языка или для спорта. С этой молодежью начинается затем религиозная работа.

ИМКА в Афинах насчитывает 650 человек; кроме Афин существует отделение ИМКА еще и в Салониках. Религиозную работу ИМКА ведет с помощью священников в библейских кружках, дискуссиях на религиозные темы, через обучение церковному пению, устройство паломничеств (напр., на Афоне). В Салониках был устроен конкурс среди молодежи на лучшее знание Священного Писания, в котором приняло участие до 88 человек.

Молодежь, собранная в ИМКА, ведет значительную работу среди солдат и по военным госпиталям.

Вся эта работа с молодежью в Греции родила у многих греческих педагогов мысль о необходимости установить специальный новый праздник в церкви, посвященный Отроку Иисусу Христу, и Афинская ИМКА, получив одобрение Афонского синода, писала по поводу патриарху Константинопольскому.

Довольно значительно в Греции и стремление преобразовать школьное преподавание Закона Божия. Приводимая ниже статья проф. Г. Аливизатоса (профессора университета в Афинах) о реформе школьного преподавания дает интересную картину проведенной уже в настоящее время такой реформы.

В своем докладе проф. Аливизатос указал прежде всего на то, что за последние годы в Греции проведена реформа всей школы, которая теперь делится на две категории – городские школы и гимназии. Участие проф. Аливизатоса в высшем Совете Народного просвещения дало ему возможность предложить некоторые изменения в отношении преподавания Закона Божия. Совет единогласно согласился с его предложениями, которые в ближайшее время должны быть введены в школы. Резюмируем основные идеи проф. Аливизатоса.

1. Цель уроков Закона Божия

Наряду с сообщением религиозных сведений, главной целью уроков является развитие нравственного и религиозного сознания ребенка.

2. Материал для преподавания на уроках Закона Божия

По мнению докладчика нужно совершенно заново перестроить и перераспределить всю программу Закона Божия и изменить преподаваемый материал, если мы хотим достигать намечаемых целей. При существований 6 гимназических классов, можно распределить преподавание так: I класс – Ветхий завет, II класс- Новый завет, III класс- История Церкви (вместо прежнего катехизиса), IV класс - Богослужение (вместо Церковной истории), V класс – катехизис, VI класс – Христианская этика.

3. Учебники

Все существующие в Греции учебники по Закону Божию надо признать неудовлетворительным для религиозного воспитания: желательно даже, чтобы этими учебниками пользовались как модно меньше. Учебники, собственно, нужнее учителям, чем ученикам. Всякий раз, когда возможно обойтись без учебника, надо рекомендовать обходиться без него на всех уроках.

4. Программа уроков Закона Божия по классам

а) 1 класс. Прежнее преподавание Ветхого Завета в 1 классе школы – страдало 2 недостатками: 1) Излагался не Закон Божий, а История Израильского народа. 2) Выбор исторических подробностей не всегда достигал цели урока – религиозного и нравственного влияния (напр. продажа первородства Исавом). Между тем Ветхий Завет – книга религиозная – первоисточник истинной религии. Не существует другой книги, которая могла бы так хорошо способствовать внедрению религиозного чувства в детскую душу. Ветхий завет дает нам лучший способ обучение детей религии. Необходим, конечно, строгий выбор материала. Надо чтобы выдержки из разных мест Св. Писания были подобраны по темам, - напр., беседуя о сотворении мира, надо будет взять отрывки из книги Бытия и из псалмов (напр., псалмом 104) и т. д.

В книге – учебнике для этого класса должно находится: краткое введение о том, что такое – Ветхий завет и для чего он дан людям, ряд отрывков из Св. Писания, относящихся к разным темам, и, наконец, ряд церковных песнопений, носящих на себе печать данного библейского события. Учителю надлежит в разговоре с учениками оживить данный материал и преподать его живо и так, чтобы он оставил впечатление.

б) 2-й класс Предмет изучения – Новый Завет. Преподавание должно быть исключительно христоцентричным. Одна лишь Личность Господа нашего Иисуса Христа – есть тема изучения. Учебник должен быть составлен исключительно из отрывков Нового Завета, описывающих жизнь и учение Иисуса Христа. Каждая глава учебника тоже должна заканчиваться церковным песнопением, относящимся к данному событию Евангелия. Можно дополнить преподавание и текстом апостольских Деяний (за исключением посланий Ап. Павла, которые слишком трудны для этого класса).

в) 3-й класс В этом классе изучается история Церкви, которая, конечно, следует непосредственно за Жизнью Христа, - как продолжение Его Божественной деятельности.

Это не должно быть обычное преподавание истории. Преподавание истории Церкви есть тоже предмет религиозный. Преподавание этого предмета надо вести так, чтобы уроки выдвинули на первый план самые характерные черты и события каждого периода церковной истории (напр.: 1) основание Церкви и первые преследования христиан. 2) Развитие учения христианской Церкви. 3) Схизма. 4) Новая Церковная жизнь). Вокруг этих событий сосредотачивается вся история Церкви. Если к глубокому анализу этих эпох присоединить описание пяти или шести выдающихся церковных деятелей, развить их высокие идеалы, и те их идеи, которые они проводили в истории Церкви, то можно добиться того, что уроки истории будут тоже религиозными уроками. Надо к этим урокам также добавить выдержки из отцов Церкви, оставляющие всегда неизгладимое впечатление. Их конечно, приходилось бы пояснять. На каждую разобранную тему также надо было бы приводить и церковные песнопения.

г) 4-й класс В 4 классе изучается литургия. Наш литургический материал очень интересен и важен для религиозного воспитания. Новый метод преподавания в этом классе будет заключаться в том, что надо устранить прежнее заучивание наизусть текстов и обрядовых подробностей. Урок должен дать учение о времени, месте и формах богослужение, сообщая главные основные сведения, с разбором литургических текстов, молитв и песнопений. К этому уроку надлежит прибавлять материал по истории церковного искусства – по музыке, церковной живописи, архитектур и т. д. Урок изучения Богослужения – занимает центральное место в системе религиозного воспитания.

е) 5 и 6 класс В этих двух классах преподается то, что мы обычно называем катехизисом, т. е. Христианской догматикой и этикой.

Догматические истины преподаются в 5 классе. Учебник должен заключать в себе только основные тексты, в которых излагаются догматические истины нашей веры (Символ веры, Отче наш и т. д., постановления вселенских соборов). От учителя и от принятого метода зависит дать этим текстам развитие и живое объяснение.

Апологетическая окраска этого урока должна быть очень умеренный (надо избегать поверхностно затрагивать апологетические и богословские темы, это вводит часто много отрицательного материала, разработать положительно который часто нет ни времени в классе, ни достаточно сведений). В объяснений истин нашей веры надо давать преимущественно положительный материал, который раскрывал бы положительное в душе и жизни ученика (можно проводить параллели и с другими вероисповеданиями). В последнем классе – проходится христианская этика.

Вместо учебника надо употребить сборник библейских текстов, особенно текстов из Нового Завета, в которых излагалась бы христианская точка зрения на целый ряд вопросов. Надо этим урокам придавать возможно более современный характер, чтобы они были ответом на актуальные темы времени (напр., на социальные вопросы современности).

_______________

Роль учебника в этой программе сведена до минимума, учебник является скорее сборником нужного материала, чем действительным учебником. И учебник нужен больше учителю, чем ученику. Такая система преподавания требует, конечно, более тщательной подготовки учительского персонала, что является желательным для нашей страны. Может быть, так урок Закона Божия станет уроком жизни и престанет быть заучиванием материала. А это будет лучшей помощью ученику в той жизненной борьбе, которая ждет его за порогом школы.

Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2021 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет