Беседы о Молитве Господней: Первое прошение

Архимандрит Борис (Холчев) 3 декабря 2011
3182


В прошлое воскресенье мы беседовали о той молитве, которой научил Сам Господь Иисус Христос, о молитве, начинающейся словами: Отче наш, Иже еси на небесех!
Говоря о начальных словах этой молитвы, мы видели, что в них открывается великая истина, лежащая в основе всего христианского мировоззрения и всей христианской жизни. В этих словах Молитвы Господней открывается, что Бог есть Отец всего создания, что вся Вселенная - и видимая н невидимая - является великой Божией семьей, что духовный мир - ангельские силы - являются нашими старшими братьями, а все мы вкупе являемся детьми Божиими.
Вот какая великая истина открывается в этой молитве.
Эта молитва проливает свет на наше отношение и к Богу, и к миру, п друг к другу; эта истина определяет основной закон жизни.
Начальными словами молитвы мы призываем Отца Небесного, обращаемся к Нему. А дальше следуют паши прошения - то, о чем мы просим Бога.
Всех прошений семь.
Первое прошение: Да святится Имя Твое; второе: Да приидет Царствие Твое; третье: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; четвертое: Хлеб наш насущный даждь нам днесь; пятое: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; шестое: И не введи, нас во искушение; седьмое: Но избави нас от лукаваго.
А в конце содержатся заключительные слова молитвы.
Если мы будем иметь в виду, что молитва нам дана Самим Господом Иисусом Христом, то мы должны с величайшим вниманием отнестись к ней, со вниманием осознать содержание этих прошений, и не только содержание, но даже и порядок прошений, осознать, почему именно одно прошение предшествует другому.
Сегодня мы побеседуем о первом прошении Молитвы Господней: Да святится Имя Твое.
Что это значит? О чем мы просим в этом прошении? Какая духовная нужда, какая потребность нашего существа раскрывается и выявляется этим прошением?
Вы знаете, что Бог свят и пресвят в Самом Себе. И даже если бы не было ни человеческого рода, ни ангельских сил, то Бог был бы всегда свят и пресвят. Бог не только свят, но Он является Источником святости для всего творения. Всякая святость, всякая святыня исходит от Него, всякая святыня освящается им. Бог - Начало святости, Бог - Источник святости.
Если наш Отец Небесный является святым и пресвятым, если наш Отец Небесный является Источником святости, то это нас, детей Божиих, обязывает знать и помнить о святости Божией, благоговейным чувством сердца ощущать Его святыню, стремиться к уподоблению Ему.
Еще в Ветхом Завете Бог, обращаясь к людям, говорил:
Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев. 19, 2; 20, 7).
Слова эти приводит в своем Первом соборном послании и апостол Петр (1 Пет. 1, 16).
Если у человека имеется живое знание Отца Небесного, благодатное ощущение Его святости, постоянное волеустремление уподобиться Небесному Отцу, то в этом человеке прославляется и святится Имя Божие.
А если человек забыл своего Небесного Отца, если в сердце человека нет никакого благоговения к святыне Божией, если у человека нет устремленности уподобиться Отцу Небесному, то в таком человеке Имя Божие поносится, хулится.
Таким образом, в первом прошении Молитвы Господней мы просим о том, чтобы Бог просветил наш ум знанием о Своей святости, осенил наше сердце ощущением Своей святыни, направил нашу волю к уподоблению Ему, Небесному Отцу.
Вот что значит: Да святится Ими Твое.
Если мы посмотрим на людей, достигших степени духовного совершенства, много потрудившихся над собой и с помощью благодати действительно ставших чадами Божиими, то увидим, что в их устроении все это имеется: имеется и знание 0тца Небесного, и благодатное ощущещение Его святости, и постоянное целеустремление - уподобиться Небесному Отцу.
Но если мы обратимся к своему внутреннему состоянию, то увидим, что в нас не прославляется Имя Божие, потому что мы настолько погружены в грех, что сила греха отводит нас от уподобления Отцу Небесному.
Мы стремимся выйти из этого положения и начать прославлять Имя Божие.
Мы смотрим на духовное совершенство святые, и у Нас возникает вопрос: с чего начать, как сделаться действительно чадами Божиими? Что нам нужно сделать, чтобы и в нашем сердце прославлялось Имя Божие?
Если мы обратимся к творениям святых подвижников, которые опытно прошли духовную жизнь, то они говорят, что первой ступенью прославления Имени Божиего является страх Божий.
В Ветхом Завете говорится: Начало премудрости - страх Господень (Притч. 1, 7). Вспомните также слова Псалмопевца: Работайте Господней со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11); или Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас (Пс. 33, 12).
В творениях святых отцов много внимания уделяется страху Божиему. Если возьмем книгу, которую можно назвать азбукой христианской жизни, - "Душеполезные поучения" преподобного Аввы Дорофея или книгу "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника, то они говорят, что желающие спастись, желающие сделаться чадами Божиими должны научиться страху Божиему.
Страх Божий - это сознание и чувство ответственности за свою жизнь; сознание того, что жизнь дана человеку Богом и человек несет ответственность веред Богом за то, как проведет жизнь.
Из страха Божиего вырастает решимость порвать с греховной жизнью. Под влиянием страха Божиего человек начинает исполнять заповеди Божий; со страха Божиего начинается прославление Имени Божиего.
Если человек начнет со страха Божиего, если он углубит чувство ответственности перед Богом за всю свою жизнь; то это чувство ответственности заставит человека действовать, трудиться, чтобы исполнять волю Божию, чтобы уподобляться Богу; а когда человек начнет исполнять волю Божию, начнет уподобляться Богу, то в его сердце станет произрастать сыновнее благоговение по отношению к Небесному Отцу.
Страх Божий - это начальная ступень, это "начало премудрости", а завершение - это сыновнее прославление Имени Отца Небесного.
И если мы действительно хотим спастись, хотим быть чадами Божиими, то должны начать со страха Божиего.
Мы должны заботиться, чтобы воспитывать в своей душе страх Божий. На страхе Божием, как на фундаменте, возрастает все прочее, необходимое для духовной жизни. На этом фундаменте возрастает и благоговейное сыновнее отношение к Отцу Небесному.
Да святится Имя Твое - это значит: да прославляется в нас Имя Твое. Высшая ступень прославления Имени Божиего - это сыновнее отношение к Небесному Отцу.
Святые подвижники дают целый ряд практических указаний, как воспитывать в нашей душе страх Божий.
Так, и книге Аввы Дорофея мы находим следующие наставления: тот, кто хочет воспитать в своей душе страх Божий, должен прежде всего ежедневно вспоминать о смерти и о том, что следует за смертью, то есть о Суде и о вечном наказании преступающих волю Божию. Если мы будем помнить, что на земле живем временно, что нам придется переходить в другую жизнь и мы понесем величайшую ответственность за неисполнение воли Божией, то эта память о смерти будет порождать в нашей душе страх Божий.
Это первое средство для воспитания страха Божиего.
Второе средство - это ежедневно вечером, перед отходом ко сну, проверять себя, как провел минувший день, вспоминать основные особенности минувшего дня, вспоминать, в чем нарушил заповеди Божий. Нужно не только вспоминать, что сделал плохого, но и раскаяться в этом и решиться в дальнейшем воздерживаться от греха.
Далее преподобный Авва Дорофей. говорит, что если хочешь научиться страху Божиему, то живи с человеком, который живет со страхом Божиим.
Если мы будем сближаться с такими людьми, которые внимательны к себе, то от них научимся страху Божиему. Одна душа влияет на другую. Если человек имеет страх Божий, то из его души и в нашу душу может влиться страх Божий.
Итак, первый путь воспитания страха Божиего - думать о смерти; второй путь - ежедневно просматривать все события минувшего дня; третий путь - стараться сближаться с людьми, имеющими страх Божий.
Святые отцы указывают еще один путь, одно практическое средство, как воспитать в своей душе страх Божий.
Преподобный Авва Дорофей говорит о том, что если мы хотим научиться страху Божиему, мы должны отучиться от вольного обращения со своими ближними.
Когда вы в первый раз знакомитесь с человеком, то вы относитесь к нему со вниманием; вы заботитесь, как бы чем-нибудь его не обидеть, не оскорбить. Так бывает первое время, потом у вас образуется панибратское отношение к человеку: вы теряете первое благоговейное отношение к нему, позволяете себе и пренебрегать им, и пробирать его, и даже оскорблять; вот это и есть так называемое вольное обращение.
Если мы посмотрим, как мы относимся к своим ближним, то увидим, что многие из нас заражены этим вольным обращением.
Такое отношение искореняет из души страх Божий, искореняет бдительность и заботу о своем спасении.
Итак, братие, на нас лежит великая обязанность, чтобы в нашей жизни прославлялось, святилось Имя Божие, чтобы мы уподоблялись Отцу Небесному, а для этого мы должны заботиться о воспитании в нашей душе страха Божиего, должны идти тем путем, каким шли святые Отцы. Аминь.



Библиотека

Помоги ближнему...

Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.

© 2003-2022 Православие.By - белорусский православный информационный портал. Мнение авторов материалов не всегда совпадает с мнением редакции.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет